Взятие Казани. Ч.3 Символы Казани

Jun 16, 2010 11:39


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

У Казани несколько символов. Их изображают на сувенирных тарелках, магнитиках.

Один из них - официальный геральдический. Он предложен Екатериной II.


"В серебряном поле на зеленой земле черный дракон с червлеными крыльями и языком, с золотыми лапами, когтями и глазами, увенчанный золотой короной. Щит увенчан Казанской шапкой". Несуразное животное с куриными ногами и змеиным хвостом называется Зилант. Говорят, что когда многочисленные змеи и рептилии сильно мешали развитию города, охотники отправились на поиски Царя змей и победили его, по другой версии жители города откупились от гигантского змея золотом, после чего все змеи покинули город. Другая легенда утверждает, что Гигантский драконоподобный змей всегда сторожил ханские сокровища, и что он и по сей день охраняет спрятанные перед захватом города богатства в потаенных пещерах. Зверь считается властелином 4-х стихий, т.к. может жить на земле, в воде, в небе и в огне.

Символом же всего Татарстана является АК Барс или белый барс. Он есть на флаге Татарстана. Вот этот герб.


И вот такой он перед вокзалом.


По-моему, без крылышек ему лучше.

Но есть еще и Кот Казанский!


Заметьте: он с усами и хвост у него колечком, и он полосатый и рыжий. Такого кота найти нелегко. Может быть и без усов. Вместо него подсовывают всяких других. Будьте бдительны!

Этот кот из лубка. Над ним написано: «Кот казанской, а ум астраханской, с уса терской. Славно жил, сладко ел, сладко бздел». Есть мнение, что это насмешка над Петром I, который был с лица похож на кота. Но почему же он Казанский? Вроде бы, это намек на то, что по матери, Наталье Нарышкиной, Петр происходил от мурзы Нарыша.
А, может быть, это просто царь Татарский?

Но Кот Казанский - персонаж лубка «Как мыши кота хоронили». В нем кот из хулиганских соображений притворился мертвым, а мыши его отпевали с попом-татарином и отвозили на кладбище. Кота хоронят на шестопятый день, т.е. «32 мартобря» ( Кстати, Петр умер в четверг с пятого на шестое января). Самые разные мыши (в основном рязанские) тащат санки с котом на кладбище, другая группа мышей везет телегу с пивом, две мышки играют на музыкальных инструментах, а мышь Емелька несет лопату. В общем, перед нами то ли похороны, то ли карнавал, но скорее - карнавал. Ведь кот живой, он спит, и только претворяется мертвым. То есть, "мыши-рязанцы" хоронят "кота-татарина".

Есть еще и историческое объяснение: вроде бы, была такая порода котов, Казанская. Царица Елизавета издавала указ, чтобы этих котов доставили в Петербург. «Немедленно сыскать и предоставить ко двору Ее Императорского Величества 30 отменных котов для ловли мышей». Коты должны были быть кастрированные или «кладенные».

Ну, и, наконец, символом Казани вполне мог бы стать Сирота Казанский. Это выражение родилось в XVI веке. После завоевания Иваном Грозным Казани казанским мурзам (князьям) пришлось прикидываться бедными и несчастными, чтобы добиться от нового хозяина поощрений и наград. С той поры того, кто прибедняется с выгодой для себя, народ насмешливо называет казанской сиротой.

В XVII веке царь Алексей Михайлович щедро награждал тех татар, которые решались переменить веру. В исторических документах сохранилось немало примеров, когда обычные плуты и попрошайки получали царские награды, подарки в виде жалованья, собольих шуб, серебряных ковшей, кубков, жемчугов, бархата, атласа, коней. Так, один обряд крещения князя Григория Супчалеева Черкасского (в 1644 г.) стоил 969 рублей. (Для сравнения: в те времена русский лекарь получал от государства жалованье в год до 30 рублей.). «Казанские сироты» во все времена бывали обласканы царским двором. Чрезмерная забота о чужеземном племени, причинившем столько бед русскому народу, на первый взгляд кажется неоправданной. Но с другой стороны, такая политика перетягивала представителей татарской знати под сень российского престола.

Такова одна их версий. Наверное, могут быть и другие. Вполне можно поставить памятник Сироте Казанскому. А Коту Казанскому уже памятники установлены.
Один стоит около одноименного сувенирного магазина.


Второй у Раифского монастыря.


Третий на пешеходной улице Баумана.


Вот, кстати, если поставят памятник Шаймиеву, то он будет удачно сочетать черты главных казанских культурных героев.

Путешествия

Previous post Next post
Up