В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Одна моя знакомая была на похоронах сына своей близкой подруги: 28 лет, умер от туберкулеза.
От туберкулеза? Странно. Действительно, выяснилось, что причиной такого течения болезни послужил СПИД. Этот парень был наркоманом, ВИЧ получил, видимо, с иглой.
В переходе под Щелковским шоссе видела молодого парня, сидящего с табличкой: «У меня СПИД, помогите». Может, конечно, и врет, а может - и нет.
В метро случайно услышала разговор компании молодых людей с бутылками пива в руках: «Вот, у меня нашли СПИД». Несколько парней отшатнулись от говорящего. Кстати, из них всех он был самый симпатичный, можно даже сказать, что красивый. Молчат, потом один говорит: «А у тебя ВИЧ или СПИД?» - «Какая разница?» - «Большая, С ВИЧом можно еще долго прожить». Все немножко приободрились, выпили по глотку. «А вы ко мне на могилку будите ходить?» - спрашивает. Они опять молчат, тянут пиво. «Ну, конечно», неуверенно бормочет один из них. «Ладно тебе, пей!»,- говорит другой. Тот не пьет, глаза горят, лицо смурное.
Итак, СПИД добрался до нас.
Очень долго это были новости из-за рубежа, новости из жизни известных людей, новости из Африки. Очень долго СПИДом не заболевал никто из моих знакомых, знакомых моих знакомых, я не видела этих больных лично, хотя в госпитале, где работает моя мама, ВИЧ у солдат выявляли уже давно, лет 10.
Я помню, как впервые услышала о СПИДЕ. Это был 1985, кажется, год, когда в Москве были какие-то всемирные молодежные игры, тогда миллионными тиражами была выпущена брошюра про СПИД, которая бесплатно распространялась по организациям и предприятиям. Все прочли, испугались и почти никто не пошел на соревнования и другие праздничные мероприятия. Помню мать одной моей подруги - злющая и скандальнейшая баба утверждала, что это раздают специально тем, кто « слаб на передок». В то время в СССР создали специальную лабораторию и выявили одного больного. Им оказался переводчик, несколько лет проведший в Африке. Долгое время он был единственным умершим от СПИДа человеком в стране, историю его болезни цитировали на всех конференциях: таким образом этот человек обрел неожиданную посмертную славу. Были приняты строгие меры против распространения болезни, в которые входили анализы на СПИД всех, кто ложился в стационар, переход на одноразовые шприцы, анализы всем въезжающим в страну, выявление контактеров при обнаружении нового больного (как с сифилисом). Шла перестройка. Журналисты уже получили свободу слова, которую они активно использовали, говоря тогдашним стилем, преклонения перед Западом и очернения родной страны. «Как эти жалкие меры могут помочь? Не смешите нас»,- писали они, - «Посмотрите, сколько больных в США, и это при их-то стерильной медицине и пуританской нравственности! А что у нас? Одна антисанитария, пьяные врачи-убийцы, замурзанные медсестры, дикие санитарки. А наша нравственность? Разве можно отучить наших людей совокупляться в подъездах и подворотнях с первыми попавшимися партнерами? Мы все умрем!» Читая это, я впервые обнаружила, что журналисты не совсем такие люди, как я и мои знакомые, потому что я не знала никого, кто вел бы себя подобным образом, а журналисты, видимо, не предполагали наличия людей, ведущих себя нормально. Они приводили оценки каких-то специалистов, которые предполагали геометрическую прогрессию в увеличении больных, так что очень скоро заболеть должны были решительно все. «Да, пусть вы даже живете с одним партнером, пусть даже ни с кем не живете, пусть вы весь будете в презервативе и при вашем лечении будут использоваться одни одноразовые инструменты - все равно вам не уберечься, потому что все врачи уже сами будут больны СПИДом, например, зубные, и даже если вы к ним не пойдете, то, будучи окружены толпами больных, вы рано или поздно получите вирус.» Боюсь, что тогда эта пропаганда дурно отразилась на заработках стоматологов и наших зубах. Интересно, что даже самые большие пессимисты не додумались тогда, что основным каналом распространения СПИДа станут шприцевые наркотики, настолько мало тогда у нас было наркоманов. Как ни странно, очень долго эпидемия не хотела слушаться этих панических разговоров и число больных почти не росло. Жалкие карантинные меры помогали, а на Кубе помогают до сих пор.
Помню одну переводную книжку середины 90х годов. Сборник статей. Автор - журналистка из США. Основной тезис: ВИЧ - болезнь бедных стран. На все возражения «Как же так, а у … так и нет почти, а вот зато у … хотя и богатенькие, так выше крыши» возражение одно «Это там не мало СПИда, а, наоборот, очень-очень много, просто не обследуют и вообще скрывают».
В мире сложилось очень странное отношение к ВИЧ-инфицированным. Для всех других болезней инфицированные поражаются в гражданских правах, так как право здорового избежать заражения считается приоритетным по сравнению с правом инфицированных вести привычный образ жизни. Для ВИЧ-инфицированных же все наоборот: все права в полном объеме, выявление и лечение только по желанию и плюс строгий контроль за отсутствием дискриминации, например, выделение квот на рабочие места. Попробуйте, например, мысленно представить себе, что больных проказой изолировать нельзя, лечить и выявлять их можно только по желанию, а часть рабочих мест, например, официантов или воспитателей детских садов должна быть за ними зарезервирована. Представили? Из обморока уже очнулись? А ведь сейчас проказа по сравнению с ВИЧ - так, семечки.
Почему сложилась такая ситуация? Тоже, к сожалению, понятно - среди первозараженных основная масса была американцы да еще гомосексуалисты. А это у нас святое. Если бы, не дай Бог, атипичная пневмония началась тоже с них, а не каких-то китайцев…
Потом началась революция. Старые меры были признаны тоталитарными, унижающими человеческое достоинство и способствующими сокрытию симптомов болезни из-за боязни разоблачения.
Обследование должно быть только анонимным и добровольным. На свой страх и риск, постоянно подвергаясь преследованиям со стороны расплодившихся после победы демократии правозащитников, медработники все-таки оставили часть обязательно обследования в группах риска: беременные, собирающиеся оперироваться в стационаре. За это нас до сих пор нещадно громят все международные правозащитные организации, утверждающие одновременно, что мы принижаем процент наших больных в разы (ну, должно, должно, быть больше, чем у них), а с другой стороны, что мы проводим слишком много анализов. То, что одно утверждение опровергает другое, их не страшит. Кроме того, перестали проверять всех въезжающих (потом ввели для тех, кто приезжает на длительный срок). Аргументация была такая: «Вот прелестная аккуратненькая бабушка из Англии, собирающаяся посетить Кремль, а вы ее - на анализы. У нас же не будет туризма, экономика пропадет». Но турист все равно не стал ехать: боялся мафии, а главное, огромных цен в гостиницах (В Москве же почти нет привычных западному туристу дешевых гостиниц, а чтобы платить за «Метрополь», у их пенсионеров никаких сбережений не хватит). Зато приехало много странных людей, но не они оказались виновниками возникновения столь долгожданной эпидемии. Сгубил нас, а, вернее, наших детей, героин. Не знаю почему, но наркоманы почему-то кололись одним шприцом или разводили продукт кровью. Тогда-то эпидемия и пошла набирать силу. Сейчас эти ребята умирают. Надо сказать, что ВИЧ, подобно всем смертоносным инфекциям, постепенно теряет свою силу. Сейчас даже без лечения он убивает медленнее, чем в 80-х. При постоянном же приеме препаратов (правда, очень дорогих) жить можно до глубокой старости.
Итак, я все же не думаю, что СПИДу (по крайней мере в «развитых странах») удастся переплюнуть своих великих предшественников: проказу 12 века, чуму 14 века, сифилис от эпохи великих морских открытий до 19-начала 20 века, туберкулез 19 века, грипп (испанку) 20-х годов 20 века, и конечно, малярию, которая загубила больше людей, чем все вместе взятые (но это уже не эпидемия). Что ж, ждем чего-то новенького. У каждого века должна быть своя чума, а иначе куда девать людей? Пока на это звание пытались претендовать птичий грипп, атипичная пневмония, хотя трудно сказать, что им помешало: хорошие карантинные меры, или же это были специально раздутые случаи для каких-то неясных мне целей (как, например, «проблема 2000года», помните? Ну, тогда это было из-за денег).
Хотя многие страны, конечно, из-за СПИДа вымирают, и в центральную Африку приводится ввозить азиатов - некому на шахтах работать.