В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Политика)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Сейчас в высшей школе идет очередная реформа системы управления - организуются федеральные институты, в которых основная власть принадлежит не ректорам, действующим на основании устава вуза и избираемого ученым советом, а управленцам, назначенным министерством. Собственно, это - лишь формальная потеря остатков свободы и самоуправления государственных вузов, так как имеющиеся примеры конфликтов вузов с министерствами показывают, что в них победителем выступает министерство. По уже действующему законодательству устав вуза взаимоотношения вуза с учредителем не регулирует, а ректор вуза подписывает контракт с министерством, в котором есть пункт, что учредитель имеет право уволить ректора в любой момент без объяснения причин.
Все это укладывается в примитивную логику чиновников - кто платит за ужин, тот девушку и танцует. Однако логика эта по отношению к высшей школе просто убийственна.
Университеты в современном понимании пришли из средневековой Европы, из государств с жестким и до предела идеологизированным религиозным управлением. Достаточно было что-то вякнуть по поводу христианских догматов, чтобы тебя быстро и эффективно убедили в своих заблуждениях. Однако и в этих условиях университеты представляли из себя настоящие островки свободы и вольнодумства. Да и жили они по своим законам. Например, в царской России (как и в других странах) без разрешения ректора полиции на территорию московского университета просто нельзя было заходить. Такая экстерриториальность университетов вряд ли радовала духовные и светские власти - университеты были рассадником смуты, и большинство религиозных войн начиналось именно с богословских диспутов. Но это терпели, так как понимали, что без этого - никак.
Одно время работал с мужиком, дальним и непрямым родственником легендарного князя Кропоткина. Он рассказывал, что его прямой предок в начале 20 века участвовал в студенческой смуте, возникшей из-за того, что власти потребовали, чтобы студенты московского императорского университета на входе показывали вахтеру пропуск.
Я помню те времена, когда можно было без особых проблем приехать в МГУ, заглянуть на семинар,… Сейчас для этого нужно созваниваться, заказывать пропуск… В общем, практически никто со стороны и не ездит.
В Математическом институте Академии наук имени Стеклова (головном учреждении по чистой математике) где-то еще в 60-е годы официально был свободный вход для всех желающих. Потом режим изменили - приказом директора официально запретили вход одному особенно приставучему доказывателю теоремы Ферма, а вахтеру вменили в обязанность бдительно смотреть, не он ли пришел, и его внутрь не пущать. Сейчас даже на защиту свободно пройти нельзя, хотя по ВАКовским правилам защита диссертации, на которую не обеспечен свободный доступ всех желающих (если она не по закрытой теме), является недействительной.
Идеологической академической свободы в советских вузах не было, но партийное давление касалось лишь гуманитарно-политического блока. И привело, в результате, к краху страны, так как вырастило поколение «ученых», почти целиком состоящих из сервильных проходимцев. А большая часть «внутренней оппозиции» им была еще хуже, так как состояла просто из придурков. Но в основном руководство вузов состояло из естественнонаучников и было крепкими и независимыми профессионалами.
Однако сейчас остатки академического самоуправления летят к черту. Чиновники от образования выстаивают жесткую схему управления, согласно которой вузы, как нижестоящие органы, должны просто выполнять то, что им скажут сверху, а «не сметь свое мнение иметь». Лихорадочные чиновничьи новации выливаются в огромное количество обязательных к исполнению, но противоречащих друг другу предписаний: государственных образовательных стандартов, учебных планов и прочее, и прочее, на каждое из которых нужно отвечать морем ответных бумаг. Например, все, кто хоть как-то формально участвует в научной работе, теперь должны каждый квартал писать подробный отчет о результатах своей научной деятельности за истекший период.
Еще раз замечу, что никакой связки государственного управления университетом и бюджетного финансирования в мире нет. Например, в Италии университеты находятся на полном государственном бюджетном финансировании. Несколько лет назад итальянские чиновники посмели высказать некие пожелания - разразился ужасный скандал, как они смеют и все такое. Чиновникам пришлось долго униженно извиняться.
В общем, недофинансирование высшей школы и развал науки привели к тому, что высшая школа резко потеряла качество образования и дышит на ладан. Но, несмотря на все, благодаря крепкому профессионализму и любви к своему делу старых кадров еще как-то существует. Но кампания по государственной регуляции высшего образования ее добьет, так как там, где нет свободы мысли, нет науки, а где нет науки, нет и настоящего высшего образования.