«Бесславные ублюдки»

Sep 19, 2009 14:54


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Режиссёр Квентин Тарантино Продюсер Квентин Тарантино Автор сценария Квентин Тарантино
В главных
ролях Брэд Питт Мелани Лоран Кристоф Вальц Даниэль Брюль Б. Дж. Новак

В 1994 году Тарантино снял свой самый знаменитый фильм «Криминальное чтиво». С тех пор он считается гением и пытается повторить успех. Каждая его новая картина имеет хорошие сборы, хорошую критику, но того успеха он не достигает. Не получилось и на этот раз. Возможно, это потому, что повторение уже всегда хуже оригинала.

Основная идея Тарантино та, что кино - это параллельная реальность со своими законами природы, своей логикой, своей историей и пр. Для таких киноманов как он, кино - это даже главная реальность. Он живет в ней и приглашает зрителей с собой. В чем-то там лучше, чем в реальной жизни: все не всерьез. Картонная стена заменяет дом, годы протекают за секунду, а какое-то важное мгновение длится по часу. Вместо крови - кетчуп или краска, умерший в этом кадре живет в следующем. Кино торжествует над смертью - наверное, поэтому оно так и нравится Тарантино. Он мог бы сказать, что весь мир - это фильм.

В данном случае для демонстрации этих идей Тарантино решил использовать тему Второй мировой войны. Мысль эта возникла у него 10 лет назад, долго писал сценарий, и вот - реализовал. Думаю, он не опоздал, потому что тема сегодня даже более актуальна, чем 10 лет назад и надоела еще больше. Итак, кто выиграл Вторую мировую? Союзники? А кто они такие? СССР был союзником или, наоборот, воевали как с Гитлером, так и с ним? Эти вопросы, сама постановка которых еще вчера казалась невозможной, сегодня обсуждаются всерьез. А кто пострадал в той войне? Русские? Поляки? Они же сами на всех и напали или хотели напасть. Европейцы? Неудобно напоминать, но они сами приветствовали свои фашистские правительства. Немцы (их и выселили, их и бомбили, их женщин прямо всех изнасиловали)? Тоже как-то нехорошо получается. На сегодня почти все согласны с тем, что больше всех пострадали от войны евреи (Для тех, кто не согласен есть особый закон). Так, может, они в той войне и победили? А если добавить сюда, что это были евреи из США, из французского и немецкого сопротивления и помогал им Черчилль, то почти нет противоречий с официальной западной версией 2-ой мировой. За кадром остается только такой пустяк, как Восточный фронт, на который пришлись 80% немецких потерь, да штурм Берлина Красной армией, но зачем вспоминать о неприятном? Думаете, Тарантино шутит? Может и шутит, а может, и нет. В «Бесславных ублюдках» он постоянно цитирует разные фильмы, но наших среди них нет. Такой киноман и не смотрел ни одного советского фильма о войне? Не считает нужным о них упоминать, так как уровень не тот? Не знаю.
А так - сплошная игра с кинематографическими символами: фамилии и имена героев - отсылка к каким-то режиссерам, продюсерам и пр., название взято из одноименного итальянского фильма 1978 года, но написано с двумя орфографическими ошибками (как изыскано!). Герои фильма так или иначе связаны с кино: киноактриса, работающая на Сопротивление, хозяйка кинотеатра, ненавидящая нацистов, английский шпион - бывший кинокритик ( Татрантино с удовольствием снимает сцену, где ему отстреливают яйца), немецкий герой войны, снимающийся в фильме про себя, Геббельс как главный постановщик немецких фильмов. Террористическая операция, решившая ход войны, называется "Кино". Все происходит в кинотеатре. Фильм разбит на главки, каждая из которых является дружеским шаржем на чужие фильмы, например, первая главка - на «Однажды на Диком Западе».

Сделано так, что каждая следующая глава интереснее предыдущих. Понять эту игру могут только такие же киноманы, как Тарантино. Но и простой зритель может получить удовольствие - в этом и есть фирменный стиль режиссера: он делает кино одновременно для эстетской и широкой публики.

Я не эстет. Мне данный фильм больше всего напомнил наш «Гитлер капут», хотя вряд ли Тарантино на него ориентировался, раз писал сценарий 10 лет. Но наш Гитлер лучше танцует! Тарантино очень интересно подошел к образам героев фильма. Гитлер, Геббельс и другие главы рейха у него резко карикатурны. Актеры специально не похожи на реальных персонажей. Герои - диверсанты, прозванные немцами «ублюдками», тоже карикатурны. Так главного еврейского террориста играет Бред Питт. Его волосы выкрашены чуть ли не гуталином, он изображает невероятно брутального и дикого типа, потому что данный еврей имеет примесь индейской крови. На шее у него шрам, как будто он сорвался с виселицы. Он лично срезает скальпы с голов пленных немцев, а некоторым вырезает огромным кривым ножом свастику на лбу. Другой член отряда получил прозвище «жид-медведь», потому что выбивает из фрицев мозги бейсбольной битой. В общем, свет не видывал таких зверских евреев.

Зато немцы младшего состава сыграны достаточно тонко, иронично. Звездой фильма является герой Кристофа Вальца, получившего за эту роль главный приз в Каннах. Он играет «охотника за евреями» Ганса Ланду или Лиса, который уж так очарователен, так обаятелен, так умен, и полиглот он, и дамский угодник и гурман. Он ловит евреев не потому, что он их ненавидит, а потому, что он считает себя великим детективом и хорошо выполняет свою работу. В нужный момент он предает своих и сдается американцам. Таким образом, использованы 2 типажа немцев, как это было и в нашем кинематографе - карикатурные, времен фильмов самой войны, и почти гламурные, типа немцев в «Семнадцати мгновений весны». Кстати, игра Вальца временами даже напоминает роль Смоктуновского в "Преступлени и наказании".

Но главная героиня фильма - женщина, Шошанна Дрейфус. В 1941 ее чуть было не поймал Лис. В 1944 она - хозяйка парижского кинотеатра, где решили устроить премьеру пропагандистского фильма «Герой нации», основанного на реальном подвиге немецкого солдата. Этот солдат был снайпером и лично за 3 дня убил 350 американцев. Снайпер - молодой парень, симпатичный - влюбился в Шошанну и предложил Геббельсу устроить просмотр в ее кинотеатре, думая таким образом к ней приблизиться. Но Шошанна живет только местью. Она решает поджечь кинотеатр во время сеанса, уничтожив таким образом собравшихся там немцев. А там будет и Гитлер, и все остальные. Подожжет она их с помощью кинопленки, которая горит вдвое быстрее бумаги, да еще и взрывается, а поможет ей в этом ее любимый - негр.

Да, кино - это могучее оружие. Но о готовящемся кинопоказе с участием Гитлера знают и в британской разведке. Они решают, что группа «ублюдков» проникнет на сеанс и все взорвет. Следуют две прекрасные сцены. В первой ублюдки встречаются с Бригит фон Хаммерсмарк, звездой немецкого кино и членом сопротивления, которая должна провести их на премьеру. Они встречаются в кабаке, где обычно тихо, но именно в этот раз там полно немцев. Заканчивается все провалом и кровавой перестрелкой, из которой вырываются несколько ублюдков и раненая актриса.

В следующей главе в кинотеатр пребывает Бред Питт, весь в белом, изображающий итальянского актера, и 2 его бойца. Лис легко его вычисляет, предварительно поиздевавшись над тем, как тот говорит по-итальянски (американец нагло уверен, что он знает итальянский), и увозит с собой. А еще двоих «ублюдков» он нарочно оставляет в зале. Это и есть его игра: он понимает, что война заканчивается, и хочет поменять хозяев. Лис ставит ультиматум: или его признают двойным агентом, дают пенсию и домик в горах, и он допускает взрыв в кинотеатре, или он срывает операцию «Кино», подготовленную английской разведкой и «ублюдками». Американское командование соглашается. Но все эти люди не знают, что Шошанна тоже вышла на тропу войны. Она надевает красное платье и красит губы красной помадой, а на скулы наносит две красные полосы, как индеец, собирающийся на бой. За экраном поставлен верный негр, готовый по ее приказу поджечь 350 бобин с пленками.

А Гитлер смотрит кино. На экране герой войны убивает одного врага за другим. После каждого удачного выстрела фюрер просто падает со стула от смеха. «Это твой лучший фильм!» - говорит он Геббельсу. Тот не может сдержать слезы благодарности: похвалил! Вот Гитлер выглядывает из ложи и просит у охранников жвачку. Те дают. А снайперу надоедает смотреть кино про себя, и он решает пойти поближе познакомиться с хозяйкой кинотеатра, которая стоит за кинопроектором. Она вынуждена его застрелить. И вот он лежит, такой молодой, такой красивый, а на экране он еще живой, что-то говорит. Шошанне становится не по себе. Она к нему подходит, а тут он в нее стреляет! Наповал. Она его последняя, 351 жертва. И они лежат рядом: он весь в белом, она вся в красном. Вот в чем плюс кино - только там трупами можно любоваться. А в зале, где все стены затянуты красными полотнищами со свастикой, на экране вдруг появляется лицо Шошанны крупным планом: это она вмонтировала свою речь в «Героя нации». «Я еврейская женщина, и я вас убью. - говорит она - Поджигай!» И негр красивым жестом бросает папироску на груду пленки. Экран вспыхивает, еще секунда - и горят стены. Зрители бегут, а на экране в обрамлении языков пламени лицо Шошаннны - в кино нет смерти! Сверху в них стреляют «ублюдки», но это уже не важно, потому что все взрывается.

Война окончена. Лис сдался американцам, но главный «ублюдок» на прощание вырезает ему на лбу свастику.

Кто победил в войне? Победило кино! Это - страшная сила. И знаете, это верно. Через века о той войне будут знать по фильмам, и все придуманное станет правдой. Вопрос в том, чьи фильмы станут смотреть историки будущего.

Критика

Previous post Next post
Up