Когда Трам представил своего кандидата в вице-президенты, мне захотелось побольше о нем узнать.
Джей Ди Вэнс - младший сенатор от штата Огайо, бизнесмен. Ему 39 лет. Казалось бы, ничего особенного в нем нет. Но Вэнс - человек в США известный. В 2016 году он выпустил автобиографическую книгу, которая стала бестселлером, и у нас, кстати, была переведена. А по этой книге в 2020 году поставили фильм "Элегия хиллбилли", и фильм этот получил 2 номинации на Оскар-2021. Роль бабушки играла Глен Клоуз. У фильма было еще 3 номинации на "Золотую малину", так что мнения о нем разделились.
Книга называется «Элегия деревенщины: воспоминания о семье и культуре во время кризиса» («Hillbilly Elegy: A Memoir of a Family and Culture in Crisis»).
Что же такого особенного в этой книге? В чем сенсация? Я совсем не понимаю американцев. Сенсация, оказывается, в том, что парень из бедной местности, родившейся в не самой благополучной семье, вместо того, чтобы спиться или стать наркоманом, отслужил в морской пехоте, а потом окончил один из самых престижных университетов страны, Йель.
Ах ты, боже мой! Да сколько у нас в СССР первых лиц страны родились в деревне и в бедной семье? Да почти все. И никто ведь не считал их каким-то чудом.
Но то у нас, а то - в США. Сенсация заключается в том, что Вэнс рос на Аппалачах. Аппалачи - это горная гряда, проходящая через 13 штатов, начиная с Нью-Йорка и заканчивая Атлантой.
Там жило самое многочисленное племя индейцев, Чероки. Заселялись Аппалачи ирландцами, шотландцами, немцами, но, хотя немцев там было немало, погоду делали шотландцы и ирландцы.
Почему-то жизнь там у них не задалась. Помните в «Унесенных ветром» Скарлетт ненавидела фермеров, которые были арендаторами у ее семьи? Она называла их белой швалью, потому что они были белыми, но бедными. Ее мать ходила лечить их детей и заразилась там инфекцией, от которой и умерла. И вот уже после войны в обедневший дом Скарлетт пожаловал бывший управляющий имением ее отца со своей женой.
«Эмми Слэттери! Грязная, патлатая потаскушка, у которой Эллин крестила незаконнорожденного ребенка; та самая Эмми, что заразила Эллин тифом и убила ее. И эта разодетая, как павлин, продажная девка, белая шваль, поднималась по ступеням Тары, нагло осклабившись, будто здесь ее родной дом! Скарлетт подумала об Эллин, и чувства разом вернулись - нахлынули волной и затопили ее опустошенную душу. Ее вдруг лихорадочно затрясло от мгновенно возникшего желания совершить убийство. - Вон с этого крыльца, грязная девка! - закричала она. - Вон с этой земли! Вон отсюда! У Эмми от неожиданности отвисла челюсть, она оглянулась на нахмурившегося Джонаса. Он был рассержен, но старался держаться с достоинством. - Вы не должны разговаривать в таком тоне с моей женой. - Женой? - переспросила Скарлетт и презрительно расхохоталась. - Наконец-то ты сделал ее своей женой! Давно пора! А кто же крестил твоих ублюдков, Эмми, после того как ты убила мою мать? - Ох, - только и сказала Эмми. Она поспешно сбежала с крыльца и устремилась к коляске, но Джонас остановил ее, грубо схватив за рукав. - Мы приехали с визитом… с дружеским визитом, - проскрипел он. - Надо обсудить одно небольшое дельце со старыми друзьями… - Друзьями? - Голос Скарлетт прозвучал как удар кнута. - Да разве мы когда-нибудь водили дружбу с такими, как ты? Слэттери жили за наш счет и отплатили тем, что убили мою мать… а ты… ты… папа уволил тебя, потому что ты обрюхатил Эмми, и тебе это отлично известно. Какие там друзья? Убирайся вон отсюда, пока я не позвала мистера Бентина и мистера Уилкса».
Да, но обожаемый папочка Скарлетт сам был родом из этой белой швали и разбогател только потому, что богатым французским плантаторам срочно понадобилось выдать замуж свою дочь, обезумевшую от любви к бросившему ее кузену.
Считается, что у жителей Аппалачей есть свой диалект, похожий на английский язык 18 века. Там много словечек, которые не используются в других регионах США. Также у них богатая песенная традиция - они поют баллады.
В нашем переводе книга Вэнса - это «Записки деревенщины», но можно было и не переводить - их называют хиллбилли или парни с холмов. Это те самые холмы, «у которых есть глаза» . Это те самые холмы, где живут каннибалы (смотрели этот ужастик?).
Существует целый пласт американского фольклора, в котором жители аппалачей показывают как невежественных самогонщиков, живущих как с женами со своими сестрами и дочерями. Все они, мол, пьяницы, убийцы и жертвы инцеста.
В некоторых университетах есть кафедры, изучающие феномен Аппалачей. Люди защитили диссертации и написали монографии на тему, почему жители этого региона такие особенные, т.е. пьющие, бедные, невежественные, грубые, почему их семьи целыми веками не могут выбраться из бедности.
В чем вина этих людей? В том, что они - бедные. Почему они бедные? Как я уже писала, единая в культурном отношении территория Аппалачей распределена между 13-ти штатами. Каждый штат не считает эту территорией полностью своей и финансирует по остаточному принципу. Правда, с 60-х годов для них стали вводить специальные программы развития, но многолетнее недофинансирование дало свои плоды. В первую очередь пострадало школьное образование. Когда везде уже были нормальные школы, дети в Аппалачах учились все вместе в одной комнатке.
Сельское хозяйство в Аппалачах было убыточным. Крупных землевладельцев там не было, а было мелкое фермерское хозяйство. Одно время в этой местности стали строить промышленные предприятия, добывать уголь, но переход США к новому технологическому укладу уничтожил эти предприятия. Люди уезжают в другие места, а оставшиеся живут бедно, пьют, потребляют наркотики, сидят на пособиях. Хотя, там есть технологические кластеры, но на всех хорошо оплачиваемых рабочих мест не хватает.
Если кто-то узнает, например, что девушка родом из Аппалачей, то ее спросят, был ли шахтером ее отец. Почему-то американцев такой вопрос очень обижает. У нас вот шахтеры считались чуть ли не героями и людьми с достойной зарплатой, а там - это, видимо, какое-то днище и стыд.
Дед и бабка Вэнса жили в Джексоне штата Кентукки. По словам автора, это не город, а полный отстой. В свое время около него проложили шоссе, по которому можно было уехать в другие штаты. И вот те, кто уехал, еще имели какую-то надежду на лучшую жизнь, а те, кто остались, просто пропали. В 50-е годы каждый третий житель Джексона уехал на север. Но уезжая, люди увозили свои обычаи, которые плохо понимали в больших городах. Например, они держали дома кур, или к ним могли приходить их родные без предупреждения. С точки зрения горожан, это было дикостью. Разница в образе жизни приводила к тому, что переселенцы не могли рассчитывать на хорошую работу.
"От Джексона до Огайо вел лишь один маршрут - шоссе номер 23. Эта дорога имела такое важное значение в переселении хиллбилли, что Дуайт Йоакам написал о северянах песенку, где те критикуют аппалачских детей, якобы обученных лишь трем занятиям: читать, писать и кататься по двадцать третьему шоссе: «Они думают, что, обучившись читать, писать и кататься по двадцать третьему шоссе, добьются лучшей жизни, о которой прежде не смели и мечтать. Они не знают, что старая разбитая трасса увезет их в мир, полный боли и страданий».
Тем не менее, каждое лето Вэнса привозили к прабабке и прадеду, где он весело проводил время вместе с многочисленными кузенами. И его дед и бабка похоронены на тамошнем кладбище вместе с другими предками.
Семья Вэнсов жила в этом городе давно. Они участвовали в Гражданской войне на стороне южан и были участниками одной знаменитой кровной мести (у шотландцев и ирландцев были обычаи весьма похожие на обычаи наших горцев).
Бабка будущего кандидата в вице-президенты забеременела в 13 лет и сбежала вместе с женихом, которому уже было 16 лет, в город Мидлтаун штат Огайо. В Кентукки деда ждал суд за совращение несовершеннолетней. Та беременность кончилось выкидышем. Позже у пары появились дети, в том числе, мать Вэнса. Дед работал на большом сталелитейном заводе, любил свою работу, бабка занималась хозяйством. Но дед сильно пил. В пьяном виде он дрался, скандалил. Дети были вынуждены прятаться от него. В итоге дед и бабка развелись. Они стали жить раздельно, но дед до самой смерти каждый день приходил к бывшей жене и сидел у нее до ночи. Пить он бросил.
Характер у бабки был не лучше. Она, чуть что, хваталась за ружье, угрожая всех убить. Не пила, но дымила, как паровоз. Умерла от эмфиземы легких.
Вэнс рос у бабки. Мать жила рядом, но регулярно выходила замуж и разводилась. Когда-то она работала медсестрой, но потом ее уволили за воровство опийных препаратов. Женщина стала наркоманкой.
У Вэнса была старшая сестра от первого брака его матери. Матери было 18 лет, когда она впервые забеременела и вышла замуж.
Он же родился от второго брака, но отца своего долго не знал, так как тот по договору с матерью отказался от родительских прав в пользу нового мужа, который тоже недолго продержался в этой семье. Мальчику приходилось приноравливаться к каждому следующему "папе".
С детства Вэнсу внушали, что главное - это семья. Ни в коем случае нельзя никому рассказывать о том, что там происходит. Так дядя Вэнса уехал жить в Калифорнию. Когда он приезжал навестить родителей, нельзя было рассказывать ему о проблемах, потому что он был уже не свой.
Если же кто-то скажет что-то плохое о члене твоей семьи, то надо наглеца избить. Ну и так далее: нужно вести себя примерно так, как вел себя Д Артаньян, только что приехавший в Париж, т.е. драться со всеми, кто на тебя косо посмотрит.
Например, вот такая сценка. Маленький Вэнс хотел поиграть с дорогой игрушкой в аптеке (где продают все подряд). Хозяин выставил его за дверь, испугавшись за целостность вещи. Когда об этом узнали дед и бабка мальчика, они пришли в аптеку и полностью ее разгромили. Аптекарь же не вызвал полицию, так как сам был из хиллбилли.
Один из дядей Вэнса однажды услышал, как какой-то парень сказал о его сестре "Я бы съел ее трусики". Он взял трусы сестры, поехал к этому парню и заставил того их съесть.
Мать Вэнса, видимо, страдала какой-то психопатией. Однажды они ехали в машине. Мальчик сказал что-то, что ей не понравилось. Она тогда выжала полную скорость, говоря, что лучше им разбиться, чем ей иметь такого сына. Вэнс очень испугался. Когда мать остановила машину, он сбежал и попытался спрятаться в чужом доме. Мать туда нагрянула, устроила скандал. Кончилось это тем, что вызвали деда,бабку, полицию. Но мальчик не выдал мать - этого было нельзя.
В общем, дед умер, мать выходила замуж, разводилась, принимала наркотики, лечилась в больницах. Вэнс жил у бабки. Кстати, изначально его фамилия была по приемному отцу, но взрослым он сменил ее на фамилию деда.
По окончании школы Вэнс мог бы поступить в местный колледж, но он счел, что еще не готов к самостоятельной жизни. Поэтому он завербовался в армию, где из него, как говорится, сделали человека. Прослужил 4 года, пару месяцев был в Ираке. Получал он 2 тыс. долл., но так как был на всем готовом, то деньги копил.
После армии Вэнс поступил в тот самый колледж, куда не стал поступать после школы. Стоило 2-хлетнее обучение ему 20 тыс. долларов, и это еще со скидкой, как отслужившему в армии. Чтобы оплатить обучение он работал на нескольких работах: грузчиком, продавцом и др. Бабка к этому времени умерла, сестра вышла замуж и родила детей, мать продолжала чудить. Бабкин дом продали, чтобы оплатить ее долги (она много денег потратила на лечение дочери-наркоманки).
Учился Вэнс так себе, но почему-то он решил подать документы в один из лучших университетов страны, где обучение обходится в несколько сотен тысяч за семестр. Но большие и богатые вузы имеют всяческие благотворительные программы. Вэнс попал под одну из них как ветеран Ирака и малоимущий. Обучение ему ничего не стоило. Он проучился 4 года на юриста, получив возможность выбирать себе лучшую работу из лучших предложений - работодатели за выпускниками Йеля буквально охотятся.
Также он женился на однокурснице. Ее родители - выходцы из Индии, выучившиеся в США и сами ставшие преподавателями. А ее бабка - первая в Индии женщина-профессор. То есть, семья жены Вэнса - интеллигентная. В фильме, поставленном по книге, жена учит Вэнса правильному произношению некоторых слов и объясняет, что не надо убивать каждого, кто подрезал его автомобиль.
Через несколько лет Вэнс выпустил свою автобиографию и стал знаменит. В книге он пишет не только о своей семье, но и пытается как-то осмыслить феномен наследственной бедности в Аппалачах, феномен хиллбилли. Его рассуждения противоречивы. С одной стороны, он считает, что виноваты сами жители этого региона, потому как пьют, потребляют наркотики, винят власть в своем положении, а сами ленятся работать. С другой стороны он пишет, что беда в том, что в этом регионе почти исчезла промышленность, и, соответственно, исчезли рабочие места. Что делать местным жителям? Вэнс пишет об их малой мобильности. Так что же, им надо было всем уехать из родных мест?
Опять же о местной бедности. У прадеда и прабабки в доме, где Вэнс в детстве проводил лето, было три спальни и терраса (Конечно, это не так много для семьи, где много детей). У деда и бабки, где он практически жил все время до армии, был дом в 182 кв. метра с 4-мя спальнями, но автор считает и то, и другое бедностью. Он страдал, будучи школьником, из-за того, что у него нет одежды определенной марки и из-за того, что он ездит в школу на автобусе, а не на машине. Но побывав в Ираке, Вэнс понял, что такое настоящая бедность. И он написал: "Боже, благослови Америку!".
Сейчас у Вэнса - трое детей. Мать его 10 лет назад бросила принимать наркотики, чем он очень гордится. Он занялся политикой. При этом все помыслы Вэнса направлены на помощь бедным жителям Аппалачей.
Вначале он был против Трампа, а теперь согласился участвовать в его выборной кампании. Думается Вэнс нас еще удивит.
В общем, американцы восхищаются тем, как мужчина из грязи выбился в князи, а я вот не пойму, что он такого сделал? Ему просто повезло с этой благотворительной программой Йеля, и все. Хвалить его за то, что он не спился, не стал наркоманом? Прямо, раз родился в каком-то якобы нехорошем месте, то тебе конец.
Все же нам трудно понять американцев. Кстати, отношение американцев к беднякам из Аппалачей похоже на отношение европейцев и американцев к русским: вроде, белые, а бедные. Как так? Когда американцы удивляются бедности хиллбилли, то невольно подразумевается, что нормально, если бедные - это черные, но ненормально, если бедны белые. И эти люди вовсю борются с расизмом! Поэтому они и пытаются найти какие-то существенные различия между жителями Аппалачей и остальными белыми в США, как ищут разницу между русскими и остальными европейцами.
PS Автобиография Ди Вэнса стала активно использоваться демократами, но своеобразным образом. Они запустили утку, что тот в ней написал, что в юности трахнул диван через латексную перчатку, приведя при этом ссылку на конкретную страницу книги. В книге ничего такого нет. На опровержения утки демократы ржут, постят фотки диванов и называют Ди Вэнса как "человек, который не трахнул диван".
В связи с этим - опрос
Poll Выберите правильный вариант
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Политика)