Георгий Садовников. «Иду к людям» («Большая перемена») - о советской нравственности

Apr 25, 2024 09:26




В 1962 году начинающий писатель Георгий Садовников (1932-2014) написал юмористическую повесть «Иду к людям». Думаю, что вы все знакомы с ее сюжетом, так как по этой повести в 1972 году поставили 4-х серийный телефильм «Большая перемена». Сценарий писал тот же Садовников в соавторстве с другим автором.

В повести Садовников отразил свой опыт, который он получил, когда сам работал в школе рабочей молодежи (но в аспирантуру он не поступал, и большой любви в то время у него не было). Но главный герой, Нестор Северов, по-видимому, не был похож на писателя, так это образ абсолютно книжный. Он должен возбуждать улыбку и умиление. Одно имя чего стоит - Нестор, да и фамилия Северов напоминает известную римскую императорскую династию. В фильме этого нет, но Нестор приехал учиться в Краснодар из Адлера. Он - сирота, его мать умерла. Про отца нет ни слова: возможно, он погиб на войне. Нестор жил с отчимом, потом поступил в институт. Отчим женился, у него родился сын. Фактически, Северову некуда возвращаться.

В Краснодаре Нестор живет у одной старушки, в частном секторе. В доме - печка. Учитель колет дрова, что получается у него плохо.

Действие происходит в 1957 году. Как мы знаем из фильма, Нестор был очень высокого мнения о своих способностях и считался в своем пединституте чуть ли не гением и будущем академиком. Но на экзамене в аспирантуру его обошла сельская учительница Полина.
Она уже проработала в школе 2 года, на каких-то самодеятельных раскопках ей повезло: она вместе с учениками откопало нечто ценное, что изменило некоторые представления о исторических событиях в этом регионе. Эти достижения и позволили ей выиграть место в аспирантуре у доморощенного гения.

В этой ситуации, я считаю, были все были неправы.

Полине (герой зовет ее Линой) не стоило скрывать от Нестора, что она претендует на место в аспирантуре, и что она сделала открытие.
Профессору не стоило столько лет внушать Нестору, что он обязательно поступит в аспирантуру, а потом в момент предпочесть ему девушку, которая сумела его удивить. Что за самодурство! Нестор же считал себя учеником профессора, ездил с ним на раскопки и пр.
Нестору не стоило так долго дуться и переживать.

Полина в городе живет у тети. Ее родной дом - в станице, а преподает она в селе. В книге у нее нет жениха, а присматривает за ней двоюродный брат Эдик вместе с двумя товарищами - они оберегают красавицу от нахальных ухажеров.

Нестор и Лина познакомились на танцплощадке. До женитьбы дело у них не доходило, т.е. никто никаких костюмов не покупал.

В конце повести Лина сама пришла к Нестору, объяснилась, извинилась и вымыла полы в его комнате. Она сказала, что останется у него жить. Это произошло через несколько месяцев после злополучного экзамена.

Когда Нестор не попал в аспирантуру, он пошел в ОБЛОНО искать работу. Ему сказали, что в обычной школе мест нет (историков - как грязи), но есть место в вечерней школе, т.к. их прежний учитель заболел туберкулезом (такие больные получали бюллетень на год или больше, и с детьми им было работать нельзя).

Северов не хотел работать в школе, т.к. ему очень не понравилась практика. Во время практики ему достался самый сложный класс, в котором верховодил хулиган Федоров. Нестора предупредили, что с этим классом бесполезно бороться. Он пришел на первый урок, чуть ли не дрожа от страха, да еще на него покрикивала руководитель стажировки.
К удивлению Нестора и всех учителей класс слушался практиканта, а хулиган Федоров был шелковый. Северов получил за практику «отлично», был признан гением уже не только истории, но и педагогики, и тут открылось, почему в классе была образцовая дисциплина. Оказывается Федорову не понравилось, что руководитель практики покрикивает на хилого студента, который и так еле жив от страха. Он сказал: «Этот парень - наш. Его надо спасать. Убью, если кто будет ему мешать». А этого, похожего на ангелочка, мальчика все очень боялись.

В повести описано, как Нестор проработал учителем а ШРМ одну четверть с небольшим.
В фильм вошло большинство эпизодов из книги. Нестор держал тяжелый ящик вместо жадного Тимохина, стоял в воротах вместо Фукина (в книге у него немецкая фамилия), тонул, чтобы напарник Ляпишева согласился работать все время во вторую смену, сдавал кровь для ученика, попавшего в больницу с аппендицитом.
В него влюбляется Нелли и тайком подкидывает ему домашнюю еду (в книге Нестора кормили примерно месяц, пока он не узнал, кто и почему это делает).
Есть и душевная старушка-техничка, сочувствующая Нелли.

Но в фильм не вошел большой эпизод с тем, как девятиклассники ставили «Евгения Онегина». Нестору там пришлось во втором действии играть Татьяну вместо струсившей Коровянской - благо он был такой миниатюрный.

Ганжа и Светлана Афанасьевна не были женаты, но были знакомы еще с тех пор, когда учились в одном классе. Родители Светланы не одобряли ее свиданий с хулиганистым одноклассником, и устроили так, что его выгнали из школы. Но 9 классов он окончил. Позже служил в армии, работал на Дальнем Востоке, где успел закончить 10-й класс, а потом вернулся в Краснодар. Он поступил в вечернюю школу, чтобы быть ближе к любимой девушке (а ведь прошло уже 7 лет с тех пор, как они вместе учились). Когда Северов узнал, что у Ганжи уже есть аттестат зрелости, тому пришлось оставить школу - учиться два раза было нельзя.

Садовников рассказывал, что большинство характеров и событий он придумал, но у него, действительно, учился такой колоброд, как Ганжа, также в него влюбилась девушка богатырского роста и силы.

В книге больше реалистичных деталей. Так Нестор ведет уроки не только в 9-ом "А" классе, но и шестом, седьмом, восьмом и в других девятых. В шестом классе, кстати, учатся самые возрастные ученики. Нестор приходит домой ночью, падая от усталости.

Его заработок мал. Учитель не может купить себе новые ботинки, ходит в застиранной рубашке. Его ученики-рабочие зарабатывают вдвое больше него. Его зарплата - 70 рублей, а у Федоскина - 140.

Северов бегает за учениками, борется за посещаемость не потому, что хочет, чтобы они обрели знания - его заставила так себя вести директриса. Она объяснила уже в первый день, что от посещаемости зависит их зарплата, количество ставок, часов.

А зачем рабочие учатся? Кто-то хочет стать инженером, кто-то хочет доказать себе и другим, что не так прост, кто-то взял себе подобное обязательство в соцсоревновании, кого-то заставили на работе, также некоторые подростки переходят из обычной школы в вечернюю, потому что там легче получить хороший аттестат (здесь это Коровянская). Но запала их обычно хватает на первые два месяца, а потом они бросают школу. Из 25 человек к весне остается восемь - вот учителя и бегают за каждым учеником, умоляя их хотя бы ходить на занятия.

Когда я начала читать книгу, то думала, что посыл ее будет в том, что интеллигент-задавака перевоспитывается под влиянием передовых рабочих. Но я ошиблась.
Нестор, действительно, лучше узнает людей, но ничему такому рабочие его не учат. Рабочие вовсе не идеальные. Это очень разные люди со своими слабостями. Они не горят энтузиазмом на работе, а работают ради денег. Этими деньгами они гордятся перед нищим учителем, и не только перед ним. Рабочий-изобретатель чувствует себя лучше инженеров и конструкторов, потому что он придумывает, а они занимаются ерундой - доводят его придумки до внедрения в практику. Рабочий считает инженеров своей обслугой. Ему в голову не приходит, сколько труда, знаний и смекалки для этого нужно. А отказать ему инженеры не могут - нельзя обижать рабочего.

Но общаясь с людьми старших возрастов, Нестор утверждается в убеждении, которое было у него и прежде: людей надо любить. В свою очередь ученики жалеют молоденького учителя. Когда Нестор после сдачи крови заснул на уроке, он сквозь сон слышал, как пожилые шестиклассники договаривались ему помогать: стараться учить уроки, а если не выучил, то не морочить голову, а сразу признаться в этом.

Ученики не только жалели, но и уважали своего учителя за его принципиальность, за то, что он держал свое слово, за нестандартные поступки, за то, что ярко и понятно преподавал свой предмет.

Нестор уважал своих учеников, поняв, как они устают на работе, и насколько тяжело им учиться.

Вот, наверное, это и означает гармонию в обществе.

Чувствуется, что книга написана именно в 1962 году, во время Оттепели. В ней нет пафоса, есть ирония, рассказчик посмеивается над собой. Например, когда он сдает кровь, то надеется, что присущая всем Северовым жажда знаний передастся его нерадивому ученику. Разумеется, это шутка, но в фильме это сделано всерьез. Книжный Нестор в отличие от киношного постоянно острит, шутит, а герой в кино ужасающе серьезен, что и создает комический эффект.

Забавно читать, что химичка курит так много, что буквально тонет в клубах дыма. Она надеялась, что с приходом в школу учителя-мужчины получит сообщника по курению, но ошиблась. Сегодня написать о курении учителя немыслимо. Кстати, химичка все же курить к концу повести бросила.

Для меня странновато, что в этой очень советской книге почти ничего не сказано про партию, про ВСОР, про ВОВ. А ведь кто-то из возрастных учеников мог быть фронтовиком. Да и сам Северов ведь сирота. Его отец мог погибнуть на фронте. Единственное, что напоминает о войне это то, что Нестор пригласил Нельку в кино на фильм «Летят журавли» (Очередной педагогический эксперимент). А Нелли вцепилась ему в руку, когда погибал главный герой. Но об этом учителя предупреждал отец Нелли: на военных фильмах дочь вцепляется в руку своего спутника и бормочет «Только бы не убили! Только бы не убили!». (Поход в кино с ученицей по ее требованию пошел Нестору на пользу. Лина увидела его вдвоем с девушкой и решила, что пора мириться, а то уведут ведь сокровище-то).

То ли дело сегодня: в комедийном сериале, посвященном современности, идущем по телевизору, есть весьма пожилой герой, который был сыном полка в 6 лет (годы-то идут).

Но в 1962 году еще не было культа ВОВ, а о революции начали забывать. На первый план вышли не героические события, а бытовые проблемы.

Георгий Садовников написал еще немало книг, он работал в области детской литературы. Ни одна из его книг не стала популярной, в отличие от «Я иду к людям». Но здесь надо благодарить создателей фильма.
Возможно, дело в том, что язык Садовникова устарел. Писатель использует метафоры, описания - теперь так не пишут. Но повесть - это не роман, и вполне можно прочесть и получить удовольствие.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Критика

Previous post Next post
Up