Новый фильм «Мастер и Маргарита». Тайна исчезновения 1,2 млрд рублей

Feb 03, 2024 17:15




Новый фильм «Мастер и Маргарита» вызвал вал негативных рецензий в ЖЖ, в Дзене и др. Впрочем, кое-кому картина пришлась по душе, а один автор даже написал, что картину ругают исключительно глупые люди, а умным она нравится.

Фильм ругают за ярый антисоветизм, за отсебятину, за некоторые параллели с современной Россией, за то, что авторы выбросили часть знаковых романных сцен. Но больше всего упреков из-за того, что режиссер Локшин в 2022 году выступал против СВО, якобы переводил деньги на Украину (надеюсь, что все же на гуманитарную помощь), но при этом получил от государства 1 млрд. 200 млн. на постановку фильма. Также ругают за проукраинскую позицию и исполнителей заглавных ролей - супругов Евгения Цыганова и Юлию Снигирь.

Что в этих упреках правда, а что нет, я не знаю. Например, деньги на постановку давали частные медиа и продюсерские компании («Марс Медиа Энтертейнмент», «Амедиа» и «Профит»), а не только «Фонд кино». В 2019 году «Фонд кино» давал 700 млн. руб. Может быть, остальные деньги - не их?

При этом все хвалят красивую картинку фильма, спецэффекты, художника-постановщика, игру Юрия Колокольникова (Коровьев) и немецкого актера Аугуста Диля, который сыграл Воланда.

Цыганова упрекают за вялость, Снигирь кто хвалит, а кто нет.
Недоумение вызвал израильский актер Аарон Водовоз в роли Иешуа.
Исполнение роли Пилата датским актером Класом Бангом тоже восторгов не вызвало.

Нет претензий к игре Марата Башарова, сыгравшему Лиходеева (А кому, как не ему изображать похмелье?), Игоря Верника (конферансье Бенгальский), Алексея Гуськова (барон Майгель), Александра Яценко (Алоизий), Евгения Князева (Берлиоз), Леонида Ярмольника (психиатр Стравинский), Дмитрия Лысенкова (Латунский), Яны Сексте (нянечка Полина Федоровна).

Людям понравилась необычная внешность Полины Ауг (Гелла).

Ничего не говорят о Бездомном, которого сыграл мало известный актер Данил Стеклов.

И зрители устали ожидать адекватного воплощения Бегемота на экране. Не ругать же мейн-куна Кешу за роль кота?

Я посмотрела этот фильм, правда, не в кинотеатре, и тоже имею свое мнение.
Сразу скажу, что мне фильм в целом не понравился, хотя в нем есть удачные моменты.

Отчасти упреки снимаются тем, что фильм снят не по роману, а по мотивам. Так пишут в начальных титрах, чтобы зритель готовился к несоответствию с тем произведением, которое экранизируют. И в самом деле: роман - большой, а фильм идет 2 часа 37 минут (7 минут - на титры в конце).

В 2018 году «Фонд кино» объявил, что будет снимать новую экранизацию «Мастера и Маргариты». Из-за пандемии все пошло наперекосяк, сменился режиссер.

Вначале это был Николай Лебедев («Звезда», «Легенда №17», «Экипаж», «Нюрнберг»). Лебедев - режиссер с выраженной патриотической позицией. В 2002 году мне понравилась его воплощение «Звезды» Казакевича, несмотря на аналогичный культовый советский фильм. Тогда сравнивали эти два фильма, и сравнение делали не в пользу Лебедева, а мне все равно понравилось. Я даже тогда подумала, что окончилось наваждение 90-х годов и отечественный кинематограф возрождается. Остальные его фильмы мне такими удачными не показались. Он показал, что может осваивать большие бюджеты, но делает это скучно.

Новым режиссером стал Михаил Локшин (Сын американского ученого, эмигрировавшего в 1988 г. в СССР, когда Михаилу было 5 лет. Окончил психфак МГУ, эмигрировал в Великобританию), снявший до этого фильм «Серебряные коньки», который очень хвалили за голливудское качество картинки. Он привел с собой свою команду. Сценарист Роман Спектор, постоянно проживающий во Франции, сделал свой сценарий - так фильм и превратился в «Воланда», но при выпуске по требованию продюсеров опять стал "Мастером и Маргаритой".

Вот тут и будет мой первый упрек: фильм вовсе не про Воланда. Он - про Мастера.
Если бы фильм был про Воланда, то следовало бы показать все приключения Сатаны и его команды в Москве, а их там мало: сцены в варьете, бал Сатаны урезаны, нет киевского дядюшки, сцены с буфетчиком, нет похождений Коровьева и Бегемота.

Зато Мастера - много. И здесь я вижу второй недостаток фильма: слишком сложная конструкция. Смотрите: Мастер лежит в психиатрической больнице и пишет роман «Мастер и Маргарита». Одновременно он вспоминает год, предшествующий его помещению в больницу, также заодно он описывает этот год в романе. Действительность, роман, галлюцинации Мастера перепутываются, и трудно различить, что есть что.

Промните сцену, где Бездомный впервые встречается с Мастером? Здесь Мастер следит за этой сценой, стоя снаружи на балконе и смотрит сам на себя в окно палаты Бездомного (его палата и палата Бездомного имеют общий балкон).

Мне и в романе казалось странным, что пациенты живут в одноместных палатах, а в психушках имеются балконы-лоджии. Зачем они там? Чтобы пациентам было удобнее совершать суицид? В фильме Мастер покончил с собой, сбросившись с балкона. Он подождал, пока его романное воплощение не вернется в свою палату, а потом прыгнул вниз.

И мало того, что Мастер покончил с собой, он еще как бы сподвигнул Маргариту последовать его примеру. Сцена бала Сатаны дается нам в видениях Маргариты, которая читает ее в рукописи, переданной ей по просьбе Мастера после его смерти санитаркой Полиной Григорьевной. Маргарита читает роман, одновременно запивая вином снотворное: она знает, что скоро уснет навеки. Но вот зато на том свете они с Мастером заживут в домике у моря, которое так любил Мастер, хотя и никогда не видел (о своей любви к морю он рассказал женщине при первой встрече).

Бал показан как бы в дымке, размыто. Но убийство барона Майгеля и кощунственное превращение его крови в вино - черная месса - сняты отчетливо.

А что же Воланд? Он стоит рядом с Мастером на балконе и обещает ему встречу с Маргаритой. Здесь мы понимаем, что бедный Мастер в самом деле рехнулся, т.к. у него явные галлюцинации.

В связи с этим, как нам понимать встречу Мастера с Воландом на вечеринке богемной Москвы и на вечеринке, которую организовал Степа Лиходеев? Мастер действительно познакомился с неким немецким профессором и потом у него возник замысел романа, в котором Сатана приезжает в Москву? Они встречались один раз, а второй раз это уже был глюк? Они встречались два раза? Никакого профессора не было вообще?

Предлагаю свою реконструкцию событий в фильме, хотя не исключаю, что я что-то и путаю.

Мастер готовится увидеть премьеру своей пьесы «Прокуратор» в театре. Но премьеру отменяют, а Мастеру устраивают проработку на заседании Союза писателей. Его обвиняют в реабилитации поповщины и предлагают исправиться и написать что-нибудь о заводах или колхозах. Мастер гордо отказывается и покидает собрание. Собрание мало интересует судьба опального Мастера: они волнуются о дачах и др. Поэт Бездомный постоянно вскакивает и читает свои экспромты типа "Нам не нужен Христос - нам нужен насос".

Тем же вечером Мастер посещает писательскую вечеринку, где исполняют модный джаз (услышим фокстрот "Аллилуйя"), и там знакомится с немецким профессором. Эта встреча наталкивает его на идею написать произведение о приезде Сатаны в Москву. На вечеринке присутствуют все те члены СП, что ругали его за пережитки прошлого, в частности, критик Латунский, который просит Мастера не обижаться - работа у него такая.
В МиМ такой вечеринке не было - это у нас уже пример соавторства с Булгаковым сценариста Спектора.

Любопытно, что Мастер не злится на критика, хотя в романе он сходит с ума именно из-за ругательных рецензий на свое произведение, а рецензия Латунского - самая злобная. Именно потому Маргарита так хотела отомстить Латунскому и разгромила в конце концов его квартиру - фильм начинается с этой сцены. Но в данном случае непонятно, отчего она так вызверилась на критика.

На следующий день - Первомайская демонстрация. Мастер переживает из-за того, что его исключили из СП, сняли его спектакль. Он находится в расстроенных чувствах, пытается выбраться из гущи толпы, куда попал по глупости, нечаянно выскакивает прямо на демонстрантов и едва не попадает в милицию. Но его оттаскивает и уводит Маргарита. Они сразу влюбляются друг в друга, он ей рассказывает о своем будущем романе. Он отводит ее на Патриаршьи пруды, и здесь зритель видит сцену из будущего романа: Берлиоз и Бездомный беседуют с Воландом, а потом следует смерть Берлиоза под колесами трамвая.

Сцена показана очень реалистично и, на мой взгляд, является лучшей в этом фильме.
Все же какой хороший актер Князев! Роль крошечная, а он успел сыграть все переживания человека перед внезапным неминуемым: удивление, отчаянье, смирение.

Через короткое время покоренная интеллектом писателя Маргарита приходит к нему в квартиру, находящуюся в подвале деревянного дома в Мансуровском переулке - они становятся любовниками. Она готовит, убирает, слушает новые главы романа. В роман Мастер включает и все, что происходит между ним и Маргаритой. Они оба понимают, что роман нельзя никому показывать. Мастер решает ввести в книгу куски из своей запрещенной пьесы про Древнюю Иудею. Зритель видит как Иешуа приводят к Понтию Пилату, потом еще будет сцена с выбором Синдрионом между Иешуа и другими приговоренными к казни. В этих кадрах заняты израильские актеры, а говорят на латыни и арамейском (с закадровым переводом). Получается, что роман - это одновременно историческая повесть на библейскую тему, дневник автора и сатирико-мистическая история о том, как Сатана посещает современную Москву.
У Булгакова сожженный роман включал в себя только библейский сюжет.

Как-то раз Мастер на улице видит немецкого профессора. Он приглашает его на мюзикл, т.к. ему при расчете с театром, кроме денег, всучили 2 билета. Мастер и профессор смотрят тупейший спектакль с песнями и плясками, но по ходу него Мастер придумывает сцену в варьете, которую видит и кинозритель.

Однажды в гости к Мастеру приходит его друг Алоизий, видит рукопись, просит дать почитать. Ранее он выказывал Мастеру свою поддержку. Но на самом деле он завидует тому, что у Мастера есть своя квартиры, и пишет на Мастера донос.

В последний день перед арестом Мастер опять встречается с немецким профессором, который для него теперь Воланд. Тот тащит его на очередную вечеринку к Лиходееву в квартиру №50. Эту вечеринку полностью придумал сценарист.
Мастер вновь наблюдает, как разлагается творческая элита и провозглашает тост за построение коммунизма в одной отдельно взятой квартире. Видимо, здесь у Мастера возникает сюжет бала Сатаны.
На вечеринке Мастер закладывает Воланду барона Майгеля (что того приставляют к иностранцам, чтобы за ними шпионить). Как мы помним, Воланд за это убил Майгеля.
То есть, одним стучать можно, а другим - нет?

Герои возвращаются к Мастеру домой (Это уже галлюцинация?), а в дверь громко стучатся. Воланд советует Мастеру сжечь рукопись, что тот и делает. Мастера арестовывают, а Воланд, естественно, испаряется.
Утром приходит Маргарита с чемоданом, но уже поздно. Больше в этой жизни они не увидятся.

Мастера допрашивают, держат какое-то время в застенках, потом отпускают, но он попадает в психушку. Там ему делают электросудорожную терапию, а добрая санитарка разрешает ему писать роман. Т.е., он его дописывает, т.к. в сожженной рукописи не было бала Сатаны и встречи с поэтом Бездомный в психушке.

Мастер самоубивается.

Маргарита узнает, что Мастер содержится в психиатрической больнице, приходит туда, но понимает, что опять опоздала. Санитарка отдает ей рукопись.
Маргарита ее читает и тоже кончает с собой.

Собственно, она собиралась это сделать еще в тот день, когда познакомилась с Мастером. Почему? Эту женщину отчего-то терзала депрессия, она не любила своего мужа - крупного ученого, который создал для нее безбедную, комфортную жизнь в особняке и которого решительно не в чем было упрекнуть (что особенно противно в идеальных, но нелюбимых мужьях: нет даже петлистых ушей, как у Каренина). Но Маргарита считала свою жизнь пустой, тяготилась ею. Возможно, так происходило оттого, что у нее не было детей, не о ком было заботится. Отношения с Мастером отчасти компенсировали эту пустоту, но теперь его нет - она вернулась на исходные позиции.

В последних кадрах живые покойники стоят рядом с Воландом и его свитой где-то наверху. Они с удовольствием смотрят, как горит Москва. Воланд со своим приятным немецким акцентом произносит: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город». Все улыбаются и машут.



Как мы помним, эта фраза относилась к Иерусалиму, позже полностью разрушенному римлянами. Что же, мы знаем, что многие иностранные граждане, члены некоторых семей отечественных крупных чиновников, часть творческой элиты с мечтают увидеть горящую Москву. А ракеты будут лететь со стороны Средиземного моря?

Еще Воланд держит в руках вечно горящий, но не сгорающий том «Мастера и Маргариты» и повторяет комплиментарную для него фразу о том, что он - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Сожжение Москвы - это благо?

В фильме акцент в прямом и переносном смысле сделан на немецкое происхождение Воланда. А в романе он только вначале представляется иностранцем, а большую часть времени говорит без акцента. Воланда некоторые исследователи ассоциировали со Сталиным. А в этом фильме Воланд - однозначно иностранец и несет нам исключительно добро с помощью уничтожения нашей столицы.

Спасение с помощью уничтожения не иначе как опять придет к нам с добрым немецким лицом? Спасибо, что предупредили.
Окончание следует
https://uborshizzza.livejournal.com/5995726.html


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Критиканство

Previous post Next post
Up