Микробиологический диагноз

Jul 16, 2009 16:34


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Учебно-методическое)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

В оглавление проекта "Эпидемиология для чайников и технарей": http://uborshizzza.livejournal.com/592917.html

Выявление микробов как источников инфекционных болезней привело к значительному изменению номенклатуры заболеваний. Выяснилось, что есть схожие болезни, вызываемые разными микробиками (а иногда даже и вирусами), а есть очень непохожие по виду болезни (например, чахотка, туберкулез легких и туберкулез почки), вызываемые одними и теми же возбудителями.

К сожалению, полной ясности тут навести не удается, так как для вирусов и одноклеточных точно определить, что есть вид, нельзя.

У многоклеточных видом называется совокупность особей, которые должны быть не только похожи, но и производить потомство, пригодное для размножение (или, говоря высоконаучно, вид - генетически защищенная совокупность). Поэтому все люди всех рас - один вид. И собаки - один вид, хотя они и очень непохожа. А вот львы и тигры, хотя разница между ними меньше, чем между левреткой и волкодавом - разные виды. Они могут успешно спариваться и производить тигрольвов, но сами эти зверюги стерильны.

Иногда такие химеры, полученные скрещиванием двух разных видов, очень даже жизнеспособны. Например, от скрещивания лошадей и ослов происходят мулы и лошаки. Но дальше они не размножаются.

А вот для микроорганизмов такого четкого критерия нет - любая клетка и любой вирус может в одиночку стать родоначальником потомства обильного и могучего. Поэтому деление на виды в значительной степени условно. Например, насколько помню, по предыдущей международной классификации сальмонелл было более 200 разных видов, а по новой - только два.

Поэтому для обозначения используют много разных терминов: «вид», «штамм», «клон», «изолят», «биовар», «серовар», причем разные специалисты используют эти и другие термины в разном смысле. И при этом еще и путаясь в терминологии.

Для некоторых возбудителей выделили одно название. Например, «брюшной тиф» - это звучит гордо, а все другие сальмонеллы свалили в кучу.

Видовая близость возбудителей иногда влечет близость формы течения заболевания, а иногда и нет. Иногда форма достаточно близкая, и пути распространения различны. Например, у сальмонеллезов сейчас наиболее популярны два - тифимуриум и энтеритис, но первый передается от человека к человеку, причем поражает в основном ослабленных (и вообще может классифицироваться как внутрибольничная инфекция), а этнеритис больше всего поражает кур, а люди инфицируются в основном через яйца (куриные яйца!). Ни и еще - от мяса кур и других сельскохозяйственных животных. И друг от друга, не без этого.

По мере развития науки деление усиливается. Например, к середине 20 века окончательно разобрались, что большинство гепатитов - вирусные инфекционные заболевания (точнее, их последствия), и стали ставить диагноз инфекционного гепатита и следить за его заболеваемостью. Потом выяснилось, что гепатитов два, и передаются они совсем по-разному, и стали их называть вирусными гепатитами А и Б. Потом, при изучении особо тяжелых течений ВГБ, выяснилось, что есть и еще один вирусный гепатит, который назвали «дельта». Он не в полной мере самостоятельный - его геном ущербен, и размножаться он может только при наличие ВГБ, выступая как со-инфекция.

Потом выяснилось, что есть еще один самостоятельны гепатит, который назвали «ни А ни Б». Потом выяснилось, что их два, с разными путями передачи. В результате классификация вирусных гепатитов приобрела следующий вид:

- А,
- Б,
- ни А ни Б с парентеральным механизмом передачи,
- ни А ни Б с фекально-оральным механизмом передачи,
- Дельта (который не является ни гепатитом А, ни гепатитом Б, ни гепатитом ни А ни Б).

Правда, дурдом?

Потом номенклатуру пересмотрели. Дельта стал вирусным гепатитом D, означенные гепатиты ни А ни Б - C (цэ) и E. Однако наука на месте не стоит, и нарыли еще несколько новых вирусных гепатитов.

Так как по внешнему виду точно установить возбудитель обычно не удается, а лечение часто сильно различное, то желательно выявить возбудитель. Для этого берутся мазки из того места, где возбудителя должно быть много, и проращиваются. Прямо как Пастер.

Технология, которой вначале пользовался Пастер и другие микробиологи, была очень тонкой. Дело в том, что при засевании в колбу с бульоном может попасть не одна бактерия, а несколько разных видов, в результате бульон будет взвесью из кучи разных видов, и работать с ним будет невозможно. Однако хитрые микробиологи придумали всякие кунштюки. Вначале Кох придумал «висящую каплю», а потом посли полужидкие среды.

Изобретение простое и очень практичное. В сваренный питательный бульон добавляют агар-агар, отчего он желируется, а микробиков наносят на поверхность. В результате они нужную им воду с растворенными питательными веществами через мембрану вытягивают, а вот сами не плавают, а сидят на месте. В результате на поверхности образуются пятнышки - отдельные колонии, состоящие из потомков единственной клеточки.

Флеминг, изобретатель пенициллина, делал даже цветные картинки из микробиков, типа витражей. Делил поверхность чашки Петри канавками с антибиотиком, чтобы в чужие области не заползали, и засевал разными культурами. Правда, красиво:


Эти колонии не только чистые - они еще по самой структуре позволяют легко идентифицировать возбудителя. На фотке - колонии Paenibacillus dendritiformis :


Преимущества микробиологического метода - в том, что полученный изолят возбудителя можно потом исследовать. Стандартно проверяется на антибиотикоустойчивость - выясняется, к какому именно антибиотику возбудитель чувствителен, то бишь каким именно лекарством кормить пациента.

Недостаток этого метода тоже понятен - высокая трудоемкость (это я к тому, что спасение пациента - в его руках. Пусть интересуется) и неоперативность полученных данных - на высевы и проращивания нужно несколько дней.

Второй недостаток - отсутствие гарантированного результата. Чаще всего ничего не вырастает, даже в том случае, если точно известно, каким возбудителем человек заболел.

Особенно падает высеваемость, если пациент начал антибиотиколечение. Даже если антибиотик малоэффективен, то есть практически не снижает тяжесть заболевания, он уменьшает количество возбудителя, снижая вероятность его выявить и нормально исследовать. Про эффективность (неэффективность) самолечения антибиотиками я еще буду высказываться.

Микробиологический метод важен также и потому, что позволяет расшифровать источник инфицирования. Например, при инфицировании от зараженной пищи у всех больных обычно высевается возбудитель с теми же свойствами (биоварами, фаготипами, антибиотикограммой и прочей фигней), так как все это - потомство одной бактерии, которой посчастливилось попасть в бочку сметаны. При водных вспышках в воду попадает дерьмо, выделенное очень многими, отчего потребители получают сложносочиненный коктейль (по телевидению как раз идет реклама со слоганом «миксуй по жизни». Очень актуально).

К сожалению, с вирусами работать еще тяжелее. Они размножаются только внутри живых клеток, стандартная среда для них - эмбрионы в оплодотворенных яйцах. Некоторые еще привередливы, например, вирус ВИЧ очень долго не удавалось выявить из-за его избирательной любви в T4-хелперам. Выделение достаточного количества вирусной массы требует многих пассажей и большого объема работы и времени от нескольких месяцев.

Однако около 10 лет назад практически доступным стал метод выявления ПЦР, изобретенный в 1983 году, где вместо наработки массы вируса в клетках происходит цепное увеличение количества его «маркеров», специфического куска ДНК, в полимеризующейся среде. А несколько позже ПЦР еще и стал не так сильно врать, хотя должен честно сказать, что его практическое применение требует аккуратности и достаточной квалификации на всех участках, начиная от забора и транспортировки материала. Сейчас ПЦР используются и для диагностики бактериальных инфекций.

ПЦР совершенствуется. Так, в этом году на кафедре инфекционных болезней успешно поработали с методикой экспресс-ПЦР. То, что они называли «биочип», действительно был электронной платой с несколькими лунками (около 10), заполненными разными средами. Покапав на них, можно было уже через несколько часов определить, какой был возбудитель.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Вы - хронический бактерионоситель брюшного тифа и хотите устроиться на работу поваром. Что сделать, чтобы Вас не поймали?
2. К какой области искусства относятся картины микробами?
3. Выделенные бактерии проверяют на антибиотикочувствительность. Делают ли это для вирусов?
4. Что такое ОРЗ?
5. Что такое ОРВИ?
6. Почему для лечения ОРВИ назначают антибиотики?

Учебные материалы, Медицинские байки

Previous post Next post
Up