Новая экранизация Мастера и Маргариты. Пилата и Иешуа нет, Мастера пытают в подвалах НКВД...

Jul 12, 2023 23:01


25 января 2024 года выходит новый фильм по «Мастеру и Маргарите».

image Click to view


Режиссер - Локшин, известный фильмом «Серебряные коньки». Фильм этот был пустенький, но красивый. Но, как вы понимаете, красота просто так не дается, а стоит больших денег. Михаилу Локшину их почему-то дали. Бюджет был 500 млн. руб., а сборы - 410 млн. руб. Не сказать, чтобы удачно, хотя фильм пиарили из всех утюгов, но, возможно, хотя бы окупиться помешал ковид. А продюсером у него был Никита Михалков и еще три человека. Не странно ли для первого фильма?
Впрочем, до 2020 года, когда вышел этот фильм, Локшин снимал рекламные ролики для пива «Сибирская корона». Вы их помните? Я - нет.

Михаил Локшин - сын того Локшина, ученого, который в 1986 году эмигрировал из США в СССР. Тогда это наделало много шума: часто их по телевизору показывали. Потом о Локшиных забыли, а мальчик вырос и стал режиссером.
Бюджет фильма по роману Булгакова - 1.2 млрд. руб. Много это, мало? Бюджет фильма Андрона Кончаловского «Грех» (про Микеланджело) 2019 года был 1.6 млрд. руб., а сборы были в 12 раз меньше потраченного. И ничего, в 2020 году Андрон снял новый фильм, столь же успешный.

Ну, ладно. Будем надеяться, что в этот раз деньги не будут потрачены зря. Фильм назывался сперва «Воланд», а не «Мастер и Маргарита». Воланда в нем играет немецкий актер с неприятной внешностью, а ММ - супружеская пара Цыганов-Снигирь.
Истории Иешуа и Понтия Пилата в фильме не будет. Зато Мастера будут пытать в застенках НКВД. Остальные персонажи на месте, Бегемота играет небольшой серый котик. Волнуюсь, справится ли.

Вышел трейлер - действительно, красиво. И хороша Юлия Снегирь. Честно говоря, в предыдущих экранизациях Маргариты мне не нравились. Вертинская была старовата для этой роли, Ковальчук очень старалась, но не то (Как писал Пастернак: «Ел Барто. Не то. Не то»). В Ковальчук накрепко въелась девочка-отличница.


А Снигирь должна бы подойти: в ней есть темнота и тайна. Вот как такая красивая женщина могла связать свою судьбу с отцом семерых детей?



А как Маргарита сразу влюбилась в Мастера и пошла за ним? Что в нем было особенного? Увы, из романа это трудно понять. У Мастера практически нет индивидуальности. Известно только то, что он - писатель, что написал роман, из-за которого подвергся гонениям: его критиковали в газетах, а также он был арестован по ложному доносу. Потом его выпустили, но он заболел чем-то психическим (страхи, галлюцинации) и стал обитателем психиатрической лечебницы. Еще несколько черточек: эрудированный, нервный, необщительный, сторонится людей.

Как ни странно, Мастер был женат. Но выиграл в лотерею и решил предаться литературному творчеству. Купил квартиру, уволился с работы и, видимо, но не разводился. При этом даже имени жены не помнит.
«- Вы были женаты? - Ну да, вот же я и щелкаю... на этой... Вареньке, Манечке... нет, Вареньке... еще платье полосатое... музей... впрочем, я не помню». Музей здесь от того, что ранее Мастер работал в музее. Возможно, он был женат на коллеге.

В романе много внимания уделено страданиям Фриды - служанке, удавившей своего незаконнорожденного ребенка и осужденной за этот грех на вечные муки. Страдания маленького человека - основная нить русской классической литературы. Но почему никто не жалеет брошенную жену Мастера?

Поскольку о Мастере практически нечего сказать, кроме того, что он несправедливо пострадал, то его образ в кино одинаково удачно воплощен и Виктором Раковым и Александром Галибиным - кто-то очень несчастный и благородный, страдающий интеллигент.


В романе мы видим героя глазами соседа по клинике поэта Бездомного: Мастер - больной, несчастный, бесконечно усталый и сломленный человек - сплошная депрессия.

Но когда Маргарита его встретила, он еще не был страдальцем. Отбросим все страдания и депрессию - что останется? Мужчина 37-ми лет, обыкновенной наружности, интеллигентный, интроверт, скорее грустный, чем веселый. Может быть, тогда ее привлек горевший в нем огонь творчества? Но она его полюбила навеки, любила и больного, и депрессивного, и такого, который хочет только одного: забиться в угол и тихо там умереть, чтобы никто не мешал.

Маргарита вышла замуж в 20 лет. 10 лет она прожила в браке. «Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену». У Маргариты была прислуга, она сама не готовила, не убирала, не стирала и не стояла в очередях. Жила в особняке, в квартире, занимавшей весь верхний этаж дома.

Так и муж ее - творческий человек и ее обожал. Но Булгаков говорит нам, что не была при этом счастлива ни одного дня.
А с Мастером у нее счастье было, хотя и недолгое.
Удалось ли режиссеру и актерам как-то мотивировать эту необыкновенную любовь?

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
     За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!».

Маргарита не ушла от фактического мужа, хотя и считала себя тайной женой Мастера. Она не хотела огорчать этого человека, боялась нанести ему душевную травму. Она решилась покинуть мужа только когда Мастеру стало совсем плохо из-за отлупа от литературной общественности, но не успела: его посадили. Она вернулась к прежней жизни в особняке, а соединилась с Мастером по воле Воланда, но это - уже фантастика.

Считается, что история любви в романе соответствует истории Булгакова и его третьей жены Елены. До встречи с Булгаковым Елена дважды бывала замужем. На момент знакомства ей было 36 лет.



Ее второй муж, Евгений Шиловский, служил начальником штаба Московского военного округа. Он был старше супруги на 4 года. Они растили двоих сыновей. Жила Елена, действительно, в особняке. Шиловский вполне мог бы быть одним из персонажей «Белой гвардии»: потомственный дворянин, кадровый офицер, участвовал в Первой мировой войне, демобилизовался в 1918, потом стал на учет в уездный военкомат и продолжил службу уже в Красной Армии.
Елена вышла за него замуж, оставив первого мужа, в 1921 году. А через 8 лет она познакомилась с Булгаковым.

«На днях будет ещё один 32-летний юбилей - день моего знакомства с Мишей. Это было на масленой, у одних общих знакомых. <…> Сидели мы рядом, <…> у меня развязались какие-то завязочки на рукаве, <…> я сказала, чтобы он завязал мне. И он потом уверял всегда, что тут и было колдовство, тут-то я его и привязала на всю жизнь. <…> Тут же мы условились идти на следующий день на лыжах. И пошло. После лыж - генеральная «Блокады», после этого - актёрский клуб, где он играл с Маяковским на биллиарде… Словом, мы встречались каждый день и, наконец, я взмолилась и сказала, что никуда не пойду, хочу выспаться, и чтобы Миша не звонил мне сегодня. И легла рано, чуть ли не в 9 часов. Ночью (было около трёх, как оказалось потом) Оленька, которая всего этого не одобряла, конечно, разбудила меня: иди, тебя твой Булгаков зовёт к телефону. <…> Я подошла. «Оденьтесь и выйдите на крыльцо», - загадочно сказал Миша и, не объясняя ничего, только повторял эти слова. Жил он в это время на Бол. Пироговской, а мы на Бол. Садовой, угол Мал. Бронной, в особнячке, видевшем Наполеона, с каминами, с кухней внизу, с круглыми окнами, затянутыми сиянием, словом, дело не в сиянии, а в том, что далеко друг от друга. А он повторяет - выходите на крыльцо. Под Оленькино ворчание я оделась <…> и вышла на крылечко. Луна светит страшно ярко, Миша белый в её свете стоит у крыльца. Взял под руку и на все мои вопросы и смех - прикладывает палец ко рту и молчит… Ведёт через улицу, приводит на Патриаршие пруды, доводит до одного дерева и говорит, показывая на скамейку: «Здесь они увидели его в первый раз». И опять - палец у рта, опять молчание… Потом пришла весна, за ней лето, я поехала в Ессентуки на месяц. Получала письма от Миши, в одном была засохшая роза и вместо фотографии - только глаза его, вырезанные из карточки… С осени 1929 года, когда я вернулась, мы стали ходить с ним в Ленинскую библиотеку, он в это время писал книгу <…>».

Но ушла она от мужа только в 1932 году. Вначале был скандал, когда Шиловский узнал об измене. Любовники расстались на 20 месяцев. За это время Булгаков развелся со второй женой, которая в свое время очень помогла ему с карьерой. Потом влюбленные вновь встретились, и уже тогда Елена решилась на развод. Старший сын остался с отцом, что, конечно, ее огорчило. Елена Сергеевна прожила с писателем до его смерти, до 1940 года. Последний год жизни он тяжело болел. (От болей опять начал принимать морфий, как в 1924 году, когда с трудом излечился от наркомании).

Да, но Булгаков был в 1929 году известным писателем и драматургом. Уже были написаны «Белая гвардия», уже шли в МХАТе «Дни Турбиных». Писатель не был бедняком, как Мастер. И внешне он был интересным мужчиной, умел нравиться женщинам.

Да вот, хотя бы, как Елена Сергеевна вспоминает его ухаживания: разве Мастер делал что-либо подобное? А живи он в подвале, будучи никому неизвестным, будучи невидным, нервным, робким интровертом, полюбила бы его жена генерала, забыла бы все, включая то, что она - мать двоих детей?

Единственное, что роднит Мастера с Булгаковым, кроме, конечно, написания романа из истории древней Иудеи, это жизнь на краю. События 1917-1922 года навсегда изменили его мироощущение.
Это ощущение неустойчивости, зыбкости чувствуется во всех произведениях Булгакова. Может быть, это и привлекло к ним сильных женщин? Захотелось подставить плечо? Ведь их мужья были людьми хорошими, но слишком благополучными (но Шиловский сидел какое-то время по подозрению в сотрудничестве с белыми).

А почему Булгаков придал Маргарите черты своей жены, а Мастера лишил своей харизмы, оставив только те черты, который он, видимо, скрывал от других? И ведь он сам был о себе высокого мнения, а его Мастер откровенно жалок.
Наверняка, на эту тему у литературоведов есть свои соображения, но мне они неизвестны.
Будет ли об этом в фильме? Посмотрим.

А вот трейлер сериала Бортко. Неплохой фильм все же был, особенно Галкин в роли Бездомного.

image Click to view



И трейлер фильма Юрия Кары.

image Click to view




В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Критика

Previous post Next post
Up