Докинз. «Бог как иллюзия» Глава 5. Зачем нужна религия

Jun 18, 2009 17:08


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Продожение. Начало в http://uborshizzza.livejournal.com/500844.html, http://uborshizzza.livejournal.com/505725.html и http://uborshizzza.livejournal.com/521005.html http://uborshizzza.livejournal.com/530258.html

Ричард Докинз. «Бог как иллюзия». Глава 5.

Пятая глава - главная в книге. Собственно, ради нее все и написано. В ней автор пытается объяснить, почему возникла религия и зачем она нужна. Докинз является истовым приверженцем теории Дарвина, поэтому он не может предположить, что что-то появилось само по себе: если что-то есть, то оно существует для пользы, а не просто так. Но здесь получается противоречие: четыре главы автор доказывал, что религии не только не нужна, но и даже вредна. Если животное постоянно совершает бесполезные действия, то естественный отбор предпочтет тех, кто тратит энергию на выживание и размножение. Религия же отнимает у людей много сил и ресурсов, но устойчиво существует во всех человеческих сообществах (Вот, кстати, проанализировать бы успешность социумов в зависимости от сложности религиозных ритуалов. Пока приходит на ум только то, что протестантизм значительно проще католичества и православия).

Но если религия не приносит пользы людям, то, может быть, она приносит пользу кому-то другому? Религия приносит пользу … религии. Здесь Докинз делает следующий финт: он приравнивает религиозные идеи к генам, называя их мемами ( Мемы придумал не он. Это понятие используют и другие авторы). Он исходит из того, что идеи, воззрения можно условно считать репликаторами, т.е. массивами закодированной информации, способными создавать точные копии, совершая при этом иногда ошибки - «мутации». Примером простейшего мема является какой-нибудь навык, например, оригами « китайская джонка». Люди передают друг другу способ этого действия, однако у каждого свой стиль.

Проводя аналогию с мемами-генами дальше, Докинз говорит, что в живом организме живут другие организмы, паразиты, которые используют организм хозяина для своего выживания, заставляя его осуществлять свои программы. Таким образом, религиозные идеи - это своего рода вирусы. Наиболее привлекательные мемы вытесняют другие, например таковы идея жизни после смерти, воскрешения, возрождения в новом теле и др.

И все же, каким образом возникла религия? Она является побочным продуктом другого, полезного свойства или свойств. В частности, по мнению Докинза, наибольшие шансы на выживание имели те дети, которые слушались взрослых. Но вместе с полезными знаниями они усваивали и предрассудки. Таким образом, в популяции появилось много людей, не критичных к авторитетным высказываниям и мнениям.

Другими полезными свойствами, на которых базируется религия, стал природный дуализм и креационизм человека. Это означает, что человеку свойственно противопоставлять телесное и духовное, наделять неживые предметы свойствами живого, искать во всем причины и следствия. Так маленький ребенок считает, что облака нужны для дождя и разговаривает с предметами. Вероятно, что эти свойства нужны человеку для лучшей реакции на изменения окружающей среды. Так умение понять сущность происходящего процесса, выделить причины и следствия, собственно, и является актом мышления. Ну, допустим: искры появляются от трения камней друг об друга. Другой вопрос в том, что там, где человек не может найти настоящих причин, он их придумывает. Почему солнце всходит и заходит? Оно уходит спать.

Итак, те свойства мышления человека, которые помогают ему быть разумным и выживать в сложных условиях, одновременно приводят к появлению ложных идей о мироустройстве и своей способности на него влиять (вызывать дождь с помощью ритуала, например). Эти ложные представления и объяснения не отмирают, обнаружив свою недостаточность (дождь не вызывается ритуалом), а передаются от поколения к поколению вместе с полезными навыками и знаниями, благодаря способности людей к передаче усвоенной в детстве информации. В данном случае религиозные идеи ведут себя, как гены-мемы, копируя сами себя, мутируя и конкурируя с другими генами-мемами.

Идея, по-моему, не очень, но лучше у автора ничего нет.

В качестве примера возникновения религии на пустом месте Докинз приводит так называемый культ карго. Они появились в 19-20 веке у столкнувшихся с белыми жителями тихоокеанских островов, живущими в каменном веке. Предметы, которые были у белых, казались им волшебными. Как говорил Артур Кларк: «Любая достаточно развитая технология неотличима от волшебства». Поскольку эти предметы сбрасывали самолетов или привозили на самолетах, туземцы решили, что достаточно воспроизвести действия белых при получении груза, которые они считали колдовством, как груз появится. Один такой культ существует до сих пор на острове Танна. Центральная фигура культа - мессия Джон Фрум. Никто уже не может точно сказать, был ли такой человек на самом деле, хотя культ возник в 1940 году. Рассказывают о его пророчествах, видениях. Он был против белых, хотел их выгнать, предвидел катаклизм - конец света, потом ушел к предкам (почему-то в Южную Америку), но обещал вернуться и привезти с собой много-много груза. Островитяне до сих пор его ждут. Они построили фальшивый аэродром, сплели вышку, самолеты, чтобы было где принять груз. Когда им говорят, что сколько же можно ждать, они отвечают, что кто бы говорил - некоторые уже 2000 лет ждут возвращения своего мессии.

Что-то похожее происходит в США с культом Элвиса Пресли. Докинз считает, что при удачных условиях у этих культов есть все шансы стать настоящими религиями.
Продолжение следует.

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up