В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Новый роман С.Лукьяненко «Недотепа» написан в жанре фэнтези и предназначен, видимо, для детей. Больше всего он похож на его раннюю повесть «Сегодня, мама» о приключениях во времени братьев, которых то заносит в Египет, то еще куда-то. В свое время эту повесть никто не заметил, а когда Лукьяненко вышел в люди благодаря «Дозорам», он ее переиздал. По ней, кажется, даже фильм сняли. Я еще тогда подумала, что зря он это сделал, но вот он и новую вещь написал в таком же духе.
Не то, чтобы я не люблю книги для детей, но все же это специфическая литература., особенно, если сделано именно нарочито для младшего школьного возраста. В общем-то, многие книги Лукьяненко были, скорее книгами для подростков, чем для взрослых, но там он говорил с читателем о важных вещах: о добре и зле («Дозоры»), о боге («Холодные берега»), о морали. В тех книгах было и грустное и даже трагическое, и неожиданное, а в этой - одни штампы. Такое впечатление, что она наскоро собрана из цитат. Вот что-то из Пратчета, вот из Аспина, вот из самого себя. Местами больше всего похоже на Успенского, хотя юмор никогда не был коньком Лукьяненко (его коньком было морализаторство) - не смешно получается.
Если вкратце, то эта история о четырнадцатилетнем герцоге Триксе, лишившемся престола, а потом вернувшего его с помощью магии. Четырнадцать лет - чудесный возраст на границе детства и юности. Я понимаю, почему он так нравится Лукьяненко. Кто тогда не был хорош? Кто не мечтал о великом, не был так умен, не предвидел свою судьбу наперед? Потом, мы, увы, глупеем. Но автор как-то подзадержался в этом возрасте. Может, ему перейти на шестнадцатилетних? Тоже есть свои плюсы. А магия - это просто: надо только уметь говорить красивые слова и верить, что все получиться. Все и получиться. То есть, нехитрая мысль: слово может быть материальным, а каждый писатель создает новые миры. Помнится, когда Макс Фрай подошла к тому же в конце своей эпопеи про Ехо, стало скучно. Мне кажется, что не надо намекать читателю, что вы все это придумали, хотя это и очевидно: надо оставить ему веру, что даже самая диковинная выдумка реальна. А то, мол, что захочу, то наворочу.
С целью развеселить читателя Лукьяненко вносит в довольно путаный сюжет элементы пародии, что повторяю, плохо у него получается. Так Трикс , чтобы заставить корабль плыть быстрее произносит что-то вроде Песни о буревестнике и т.п. Трикс также создал фею, такую же, как у Питера Пена, но только наркоманку, потому что он колдовал около цветка конопли. Фея-наркоманка, что может быть смешнее? А ведь книга для детей. Не следовало бы пропагандировать наркотики.
В общем, очередная неудача автора. По-моему, началось все это с «Сумеречного дозора» и с тех пор все хуже. Впрочем, написано все же бойко. Лукьянеко обладает талантом рассказчика и читать его не скучно в отличие от почти всех остальных наших фантастов.