Недавно показывали голливудский фильм 1959 года «Внезапно, прошлым летом» (режиссер Джозеф Лео Манкевич). Играют в нем Кэтрин Хепбёрн и Элизабет Тейлор. Хепберн на момент съемки было 52 года,
а Тейлор - 27 лет. В 1957 году она родила своего третьего ребенка.
Приятно смотреть на хорошую актерскую игру.
Фильм снят по сценарию Теннесси Уильямса и по его же одноименной одноактной пьесе. Пьесу я тоже прочла. Сценарий и пьеса несколько разнятся (фильм длиннее), и жаль, что я не знаю, что добавил сам Уильямс, а что его соавтор по сценарию, Гор Видал.
Пьеса начинается с описания сада при доме главных героев. Декорации должны быть: «фантастическим садом, похожим скорее всего на тропические джунгли или лес гигантских папоротников в доисторическую эпоху, когда плавники живых существ только превращались в конечности, а чешуя - в кожу. Краски этого сада-джунглей - сочные, кричащие, особенно если учесть, что воздух после дождя насыщен испарениями. В саду растут огромные цветы-деревья, похожие на оторванные части тела, и на них словно все еще блестит незапекшаяся кровь; слышны пронзительные крики, свист, шипение, резкие звуки, будто сад населен дикими зверьми, змеями и хищными птицами...».
В фильме сад показан, но так как фильм - черно-белый, большого впечатления он не производит.
Талантливого нейрохирурга Цукровича из Нью-Орлеана приглашает к себе богатая дама. Здесь у нас первое расхождение пьесы и фильма. В пьесе он - молодой очень красивый блондин с ледяным обаянием, а в фильме его играет Монтгомери Клифт. Он - не блондин и не молодой. Но он дружил с Тейлор, которая в 1959 уже была звездой и отказывалась сниматься без него. А ведь в конце фильма миссис Винэбл повреждается в уме и начинает принимать доктора за своего умершего сына, а тот все же мог бы быть похожим на нее.
Далее, богатая дама, миссис Винэбл, должна бы быть постарше, так как ее сыну было больше 40-ка лет, и она должна была двигаться с трудом, так как пережила инсульт. В пьесе женщина вначале с трудом ходит, опираясь на трость, а потом ее возят в кресле на колесиках, но в фильме она передвигается вполне свободно, а ее немощь подчеркивается тем, что она устроила для себя в доме лифт (посередине огромной гостиной) и перемещается в нем с первого на второй этаж и обратно. В пьесе лифт тоже есть, но в фильме как-то странно выглядит то, что женщина не может подняться по лестнице, но двигается весьма активно.
Впрочем, дама не по одному этому параметру странная. Она пригласила нейрохирурга, потому что узнала, что он делает лоботомию. Вот она и хочет, чтобы он сделал эту операцию племяннице ее мужа, Кэтрин, для того, чтобы она перестала болтать глупости о смерти своего двоюродного брата, случившейся прошлым летом. Из-за этих разговоров Кэтрин уже признана душевнобольной и находится в больнице при монастыре.
Все остальное время миссис Винэбл говорит о своем сыне Себастьяне. Он был такой необыкновенный, тонкий, возвышенный, чистый. У него с детства был порок сердца. Он любил искусство, философию и писал стихи - одну поэму в год (к сожалению, читатели не ценили его стихов). Но больше всего он любил свою мамочку. Они не расставались, проводили время в путешествиях, жили в лучших отелях или снимали виллы. Люди думали, что они - то ли брат и сестра, то ли муж и жена, и все им завидовали. Все обожали Себастьяна. Он всегда был окружен блестящими молодыми людьми, с которыми, впрочем, быстро расходился, так как они не соответствовали его высоким критериям.
Однажды он видел Бога. Это случилось, когда они с матерью ездили на Галапагосские острова смотреть, как морские черепахи, вылупляясь из яиц, ползут к морю, а их съедают птицы, и до воды добирается доля процента этих животных. Так вот, в этой бойне Себастьян и увидел лицо Бога.
Как-то Себастьян отправился на Тибет и решал стать буддистским монахом. Мать поехала за ним, поселившись в шалаше рядом с монастырем, чтобы быть рядом с сыночком. В это время ей прислали телеграмму, что муж тяжело болен, но она к нему не поехала и гордилась своим поступком, считая, что зато спасла сына, которому вскоре надоела такая жизнь, и они оба вскоре оказались в Париже, в лучшем отеле и пили шампанское. А муж? А муж так и умер в одиночестве.
А как умер Себастьян? Он прошлым летом впервые в жизни отправился в путешествие не с мамой, а с двоюродной сестрой, и там скончался от сердечного приступа. Тело привезли в запаянном гробу. Они его не открывали. Так вот, надо вырезать из головы племянницы те глупости, что она выдумывает. Эти ее рассказы подрывают величие Себастьяна. А после операции миссис Винэбл даст доктору миллион долларов на здание больницы.
Но доктор все же, прежде чем резать, решил поговорить с этой племянницей. В ходе общения с нею у врача сложилось впечатление, что речь здесь идет не о шизофрении, а о травматическом расстройстве. Кэтрин рассказала, что тем летом у нее приключилась любовная драма (о которой не буду рассказывать), и она находилась в депрессии. Тут-то кузен Себастьян и предложил ей сопровождать его в путешествии. Дело в том, что один он никуда не ездил. Они посетили Париж, еще какие-то города - Кэтрин ожила. А потом они приехали в курортный городок, где люди говорили по-испански. Там все и случилось. Но она забыла подробности, а помнит только, что день был белым от зноя, и воздуха не было, и звучало что-то жестяное, скрипучее, и этот звук стоит у нее в ушах до сих пор, а больше она не помнит.
Во время разговора всплыли еще подробности о Себастьяне и его маме. Кэтрин сказала, что они оба использовали людей. Что касается Себастьяна, то он относился к людям более, чем потребительски: «"Наелся по горло темненьким, теперь хочется чего-нибудь светленького". Так он говорил о людях, будто это блюда в меню: "Вот это с виду деликатесик, а вон то вкуснятинка" или "А вот - ни рыба ни мясо".
Сам же он питался только салатиками да таблетками (видимо, сердечными). Почему салатиками? Боялся растолстеть и постареть.
О своем отношении к Себастьяну Кэтрин сказала, что она его любила так, как любят своего ребенка - по-матерински, и что он не погиб бы, если бы продолжал держать ее за руку. Но он убежал, так как хотел принести себя в жертву своему жестокому Богу. Куда убежал, от кого?
Позже состоялась встреча миссис Винэбл, Кэтрин, матери и брата девушки и доктора, на которой Кэтрин все же рассказала в подробностях о смерти кузена. Ей сделали некий укол, и она все вспомнила. Единственное, что мне осталось непонятным, это зачем мать Себастьяна стала ее слушать: она же настолько не хотела ничего знать, что готова была вырезать эту историю из головы племянницы хирургическим скальпелем.
На вопрос: «Как все началось?», Кэтрин отвечает: «Мне кажется, все началось в тот день, когда он родился в этом доме». Но ее просят начать с прошлого лета. Миссис Винэбл все время перебивает племянницу, упрекая ее, что она поехала в путешествие вместо нее. В фильме Кэтрин отвечает, что так решил Себастьян потому, что мать его постарела, а в пьесе она напоминает, что у женщины незадолго до поездки случилось что-то вроде инсульта. А ведь и матери, и кузине предназначалась важная роль в путешествии: они привлекали для Себастьяна мужчин. Сам он был очень застенчивым и не умел знакомиться с людьми.
На курорте Себастьян взялся посещать платный пляж, который находился ближе всего к городскому пляжу (а обычно они с мамой отдыхали на закрытых вип-пляжах). Он купил для Кэтрин купальник, который становился прозрачным после намокания.
Ей было очень стыдно его носить, но так она привлекала взгляды подростков с соседнего пляжа, которые собирались смотреть на нее сквозь сетку, разделявшую пляжи.
Потом Себастьян завел с ними знакомство, а Кэтрин получила возможность надевать обычный черный купальник, сидеть в дальнем углу пляжа и заниматься своими делами. «мы встречались с ним у душевых кабин, на улице... Он выходил в сопровождении...Эти бездомные голодные малолетки, которые перелезали через забор с бесплатного пляжа, где они жили. Он раздавал им мелочь, будто все они прислуживали ему, чистили ботинки или ловили такси... С каждым днем толпа все росла, становилась все более шумной и жадной! Себастьяна это начало пугать. И наконец мы перестали ходить туда...».
И дело было не только в испуге. Кэтрин замечает, что Себастьян как-то разом постарел, и с сердцем у него было совсем плохо: он принимал уже гору таблеток. Что же, здоровье и возраст давали о себе знать, и от секса в пляжных душевых уже тошнило.
Они на пляж ходить перестали, но подростки не смирились с потерей легкого заработка.
Мужчина решил уехать со знойного юга на прохладный север. Перед отъездом Себастьян, весь в белом, и Кэтрин в красивом платье сидели в одном из ресторанов у моря, когда его окружили те самые мальчишки. Они решили исполнить серенаду в честь Себастьяна, и пели что-то явно непристойное, аккомпанируя себе на самодельных музыкальных инструментах: на ложках, на каких-то крышках и т.д., издавая жуткие звуки. Кэтрин подчеркивает, что подростки были похожи на голодных черных птичек.
Себастьян попросил официантов прогнать мальчишек, и это была ошибка: они разозлились.
Когда американцы вышли на улицу, мальчишки их окружили. А улица была безлюдной. Кэтрин предлагала вернуться в ресторан или бежать к порту, но Себастьян ринулся вверх, к каким-то развалинам, а толпа его преследовала. Кэтрин считает, что он сделал это нарочно, так как хотел стать жертвой. «Шайка малолетних голодранцев все гналась за нами в лучах солнца, которое походило на огромный белый скелет какого-то гигантского дикого зверя! И вот он вдруг воспламенился в небе! Себастьян припустил - они все разом пронзительно закричали, и мне показалось, будто, пролетев по воздуху, быстро преградили ему путь. Я завизжала, а потом услышала его пронзительный крик - он так пронзительно закричал всего только раз! - прежде чем эта стая черных ощипанных птенцов настигла его - на полпути к вершине белого холма».
Девушка побежала вниз, привела людей, но было уже поздно. «Мы прибежали туда, где исчез в стайке маленьких черных неоперившихся воробьев мой кузен Себастьян, а он, он лежит такой же голый, как и они, около белой стены, и - вы этому не поверите, этому никто не поверил, никто не мог бы такому поверить, никто, никто в мире не смог бы просто поверить этому, и я не обвиняю их!.. Они жадно пожирают куски его тела!
Отрывают или отрезают от него своими руками или ножами, а может, и этими зазубренными консервными жестянками, - на которых они играли музыку, - отрывают от него куски и пихают в свои свирепые жадно и шумно чавкающие пустые черные ротики. А потом вдруг все затихло, и вот уже нет ничего, а только Себастьян, то, что осталось от него, нечто так похожее на завернутый в белую бумагу большой букет кровавых роз! Изорванный, выброшенный, раздавленный! - на фоне этой ослепительно белой стены...».
Пьеса заканчивается на том, что миссис Винэбл в возмущении уходит, бросив фразу про необходимость держать Кэтрин в психушке, а доктор задумчиво говорит, что, возможно, рассказанное является правдой. А фильм заканчивается тем, что миссис Винэбл начинает заговариваться, принимая доктора за своего сына, а в самом конце доктор целуется с Кэтрин.
Красивая пьеса. Описание сада Себастьяна, где «растут огромные цветы-деревья, похожие на оторванные части тела, и на них словно все еще блестит незапекшаяся кровь» закольцовывается описанием мертвого создателя этого сада: «и вот уже нет ничего, а только Себастьян, то, что осталось от него, нечто так похожее на завернутый в белую бумагу большой букет кровавых роз».
Не самый новый ход, но и не самый частый - главный герой, Себастьян, практически не показывается на сцене, и о нем мы узнаем только из рассказов его близких, причем, в данном случае, версии ранятся. В фильме показывают только ноги Себастьяна на пляже и его фигуру в белом костюме издалека, когда он бежит. Мне стало интересно, как же мог выглядеть. Актер, который играл Себастьяна, Хулиан Угарте, мало известен, но все же я нашла его фото. Себастьян вполне мог быть таким. Вот в чем величие Голливуда: подобрали похожий типаж, когда на экране должны были быть только ноги да силуэт.
Как мы понимаем, Себастьян - гей, и его история типична для многих гомосексуалистов. Кэтрин правильно говорит, что все началось, когда он появился на свет. Мать, которая имеет невероятно тесную связь со своим сыном, которая реализуется в жизни через сына, которая внушает ему с первых дней, что он - не такой, как все, и что никто не может быть его другом, кроме мамочки, что она одна может его понять, все ему простить, разделить любые его увлечения. Именно у таких матерей и вырастают сыновья-геи. Например, вспомните, как о своей маме рассказывал известный телеведущий Виталий Вульф. И другие примеры можно привести.
При этом Себастьян еще и прирожденная жертва. Не зря же автор так назвал: святой Себастьян считается покровителем геев.
Винэбл - жертва амбиций своей мамы, но и жертва своих увлечений. Сам же Себастьян считает, что его жизнь такова по воле Бога, потому что Бог - жесток и помогает выжить сильнейшим. А он - не сильнейший, он - слабый. И вот Себастьян позволяет себя растерзать и даже съесть. Кстати, что жертвой преступников-маргиналов стали режиссер Пазолини и кутюрье Версаче. Но в пьесе жертва Себастьяна выглядит кощунственно. Обоих убили случайные любовники.
Образ отсутствующего Себастьяна в пьесе - наиболее многогранный, чего не скажешь о других героях. Роль доктора чисто служебная, Кэтрин - простушка, которая режет правду-матку, а мать Себастьяна дана как злая карикатура, как и образы матери и брата Кэтрин. Но в фильме на первый план вышли роли Кэтрин и миссис Винэбл, так как их исполнили знаменитые актрисы.
Впрочем, пьесу тоже ставили и продолжают ставить. Например, она шла в театре Виктюка.
Как известно, Теннесси Уильямс (да и Гор Видал) был гомосексуалистом. В отличие от современных приверженцев однополой любви, он этим не гордился, а, напротив, глубоко переживал. Пьеса «Внезапно, прошлым летом» - плод этих переживаний. Мне кажется, что нигде Уильямс не был так откровенен.
Сам драматург родился в 1911 году. Он был вторым ребенком Эдвины Дакин (1884 - 1980) и Корнелиуса Гроба «CC» Уильямса (1879 -1957 г.). В детстве он переболел дифтерией, и считался слабым ребенком. Его мать была типичной «южной красавицей» со склонностью к снобизму, неврозам и истерии, а отец, неудачливый торговец обувью, редко бывал дома. Женщина изо всех сил подражала дамам из аристократических южных семейств и ненавидела секс и алкоголь. Эту ненависть к физиологии она старалась привить своим детям, и Теннеси до 26 лет оставался девственником, зато уж потом все наверстал и с сексом и с выпивкой. Отец пил, проявлял агрессию, считал сына слабаком, называл его мисс Ненси. Жена от него в конце концов ушла.
Свою жизнь она посвятила служению старшему сыну, хотя у нее еще была дочь и еще один сын.
Дочь, Роуз, росла веселой девочкой, но лет в 18 заболела шизофренией, в 1943 году ей сделали лоботомию, превратившую ее в еще более тяжелого инвалида, чем она была раньше. Это сильно потрясло Теннеси (его псевдоним, а звали его Томас Ланир Уильямс III). Всю жизнь он отчислял большую часть гонораров на содержание больной сестры.
В своей первой получившей известность пьесе "Стеклянный зверинец" писатель представил образ своей сестры, как хрупкой личности, находящейся под гнетом властной матери.
Уильямс состоял в нескольких более-менее продолжительных партнерствах с мужчинами; много пил, сочетая спиртное с разными лекарствами. Умер он в 71 год, в 1983 году, будучи признанным и знаменитым драматургом, в отеле «Элизе» в Нью-Йорке от передозировки, оставив большую часть своего имущества сестре - он хотел быть уверен, что о ней будут заботиться до самой смерти. Она ушла из жизни в 1996 году в возрасте 86 лет.
Его пьесы продолжают ставить по всему миру.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)