Странная история происходит с фильмом «Солнцепек» (так называется тяжелая огнеметная система залпового огня, смонтированная на базе танка Т-72). Фильм про военные действия в ЛНР в мае-июле 2014 года существует почему-то исключительно в Интернете, а в кинотеатрах его нет. Правда, фильм показали по НТВ, но опять-таки скромненько, без анонсов и даже не знаю, когда это было.
Не хотела я смотреть «Солнцепек», но как прочла рецензию выдающегося кинокритика Виктора Матизена, так пришлось.
«В России стартовал фильм «Солнцепёк», в котором украинская армия и наемники из «добробатов» обстреливают ракетными установками мирные кварталы Луганска, насилуют женщин, убивают детей, а им противостоят мирные и безоружные жители. Фильм показывают только на НТВ и в интернете, а в анонсированный широкий прокат он так и не вышел. Кинокритик Виктор Матизен посмотрел ленту и обнаружил в ней все традиционные приемы милитаристской пропаганды, которыми пользовались еще советские и которыми пользовались еще советские и нацистские идеологи…В годы Второй мировой войны развившийся к этому времени звуковой кинематограф усовершенствовал технику обработки зрительских масс, но вместе с тем внес определенные моральные коррективы, связанные с пафосом картин, сделанных в странах антифашистской коалиции: зверства нацистов были настолько ужаснее, чем эксцессы их противников, что в увеличительных стеклах и подделках практически не было нужды. Наиболее отвратительным исключением стал советский фильм «Трагедия в Катынском лесу» (1944), в котором ответственность за расправу над пленными польскими офицерами возлагалась не на тех, кто ее санкционировал и учинил, то есть высшее руководство СССР и НКВД, а на фашистов…
со ссылкой на ООН приводятся данные, что за 6 лет «количество жертв достигло 44 тысяч», но умалчивается о том, что это пострадавшие с обеих сторон и что число убитых среди пострадавших около 13 тысяч. Иными словами, еще до начала действия картины виновной во всех названных преступлениях объявляется Украина…обстрелы мирных жителей пресловутыми «Солнцепёками», погубившие, насколько можно судить по экранным взрывам, количеству неподвижных тел в кадре и экстраполяции на внекадровые площади, на порядок больше детей, нежели написано в подлинном отчете мониторинговой миссии ООН, говорящем о 152 погибших за семь лет, с апреля 2014 по апрель 2021 года…Что касается «реальных событий» в основе фильма, под которыми его авторы подразумевают бесчеловечные акции только украинской стороны, то в упомянутом ими в титрах докладе ООН перечислены не менее преступные действия сепаратистов, но о них в «Солнцепёке» нет и намека».
Как вам про «отвратительную историю», когда советские зверства свалили на невинных фашистов?
Сразу скажу, что в своей рецензии Матизен врет. Например, он пишет, что показано, будто украинские добровольцы насилуют и убивают мирных жителей. Это не так. Показано, что это делают некие бандиты, которые потом вырезали и пост украинского подразделения, за что их расстреляли (устроили погоню, догнали, убили).
Очень мне понравилось и то утверждение, что число убитых в результате обстрелов детей сильно преувеличено: показано так, будто их много, а их было 159 погибших. Действительно, как подумаешь: всего-то 159 детишек - о чем тут можно говорить? Пустяки какие-то по мнению либерального кинокритика. А сколько надо, чтобы он впечатлился?
Ну, а теперь по поводу самого фильма: крепкий боевик, разумеется, идеологический. «Свои» показаны как рыцари без страха и упрека. А что, надо как-то по-другому? Зато так сказать враги показаны неоднозначно.
Собственно, главных героев - два. Один - житель Донбасса, другой - киевлянин. Связывает их то, что когда-то они оба воевали в Афганистане и даже в одном подразделении, т.е. боевые товарищи. Но первый после этого удачно женился, влился в мирную жизнь и сделался пацифистом. Поэтому, когда начался конфликт на Донбассе он вместе с женой и 17-летним сыном двинулся к границе с целью уехать в Воронеж, где у его жены жила подруга. Но получилось так, что через границу их не пустили и пришлось застрять в Луганске, где глава семьи устроился работать шофером на «Скорой». А его бывший сослуживец с женой развелся, и сын почему-то не хочет с ним общаться. Единственное, что он умеет и понимает - это воевать. И вот увидев, что молодые и глупые добровольцы собираются на войну, он решает, что должен отправиться туда же, чтобы было кому научить молодых воевать, чтобы уменьшить число жертв среди них. При этом он искренне уверен, что на Донбассе воюют русские войска.
Экранное время ограничено периодом с мая по июль 2014 года. За это время оба главных героя переосмысливают свою позицию. Житель Донбасса видит убитых и раненых мирных жителей, погибших в результате обстрела или бомбежки с украинской стороны, но все же не меняет медицинскую спецодежду на военную. Однако жертвами обстрела становятся его жена и сын, и тут уж ему ничего не остается, как взяться за оружие. Но это происходит в самом конце фильма, и как он будет воевать, зритель не узнает.
Киевлянин прозревает, когда попадает в плен. Его содержат в местной больнице, и он своими глазами видит, что поступают туда вовсе не русские солдаты, а женщины, дети, старики, ополченцы. Ни одного солдата он так и не нашел. Плюс к этому он встречает друга по Афгану. Это в корне меняет его взгляд на происходящее. Окончательно добивает его трагическая история бывшего однополчанина - он присутствовал при том, как тот нашел трупы жены и сына. Будучи честным человеком, киевлянин казнит себя, выстрелив себе в голову из ружья, которое в суматохе попало к нему в руки.
Еще один из добровольцев родом из Львовской области. Он пошел воевать из-за того, что жизнь его дома с женой не заладилась. Парень одет в вышиванку, говорит только по-украински, выискивает крамолу в рядах сослуживцев. Этот парень тоже попал в плен, но его отпустили. Поняв, что война - это грязное и опасное дело, а лично ему жители ЛНР ничего плохого не сделали, он принимает решение вернуться к семье.
Другой боец АТО вообще дезертировал, чтобы остаться с любимой девушкой из городка Счастье. Они вместе стояли на Майдане, там вспыхнула их любовь, но потом девушка уехала. Они поссорились. Вот парень и воспользовался случаем, чтобы к ней приехать. Оба потом погибли от обстрела.
Наконец, самый отрицательный персонах (если не считать бандитов) - это москвич. Он стоял на Майдане, он воюет за свободу. Он считает жителей Донбасса и России - быдлом, а себя - истинным европейцем. Это существо ничто не может вразумить. Он тоже был в плену, его тоже отпустили, но, в отличии от западенского парубка, никаких выводов он из этого не сделал и отправился вновь воевать «за свободу».
Как видите, украинцы вовсе не показаны как какое-то зло. Более того, саму стратегию убийства и запугивания мирных жителей придумали не они, а их американские советники, которые объяснят, что так они поступали во Вьетнаме и в других странах, и это позволило добиться своих целей при минимальных потерях со своей стороны. Именно это вальяжный американец объясняет какому-то украинскому высокому чину.
В конце фильма наконец-то появились российские военные, «вагнеровцы». Но произошло это на фоне эскалации военных действий, когда украинская сторона бросила в бой профессиональные войска, тяжелую артиллерию, авиацию, танки. Должен же был кто-то их остановить?
Является ли «Солнцепек» пропагандистским? Безусловно. Но при этом он довольно динамичный, зрелищный. Украинцы уже выпустили в свет множество фильмов, прославляющих свои подвиги в АТО - это им достойный ответ. И нечего стесняться. С нами же не стесняются. А мирных жителей, действительно, убивали и убивают. И это не люди из ДНР и ЛНР пришли и стали убивать мирных жителей других украинских областей, а наоборот. Наконец, самые худшие и злейшие враги России - это российские либералы, в том числе те, кто сбежали на Украины. Вот в этом пункте фильм ничуть не перегнул палку.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)