Окончание. Начало -
https://uborshizzza.livejournal.com/5549024.html https://uborshizzza.livejournal.com/5549101.html Но Хельга боялась, что Зигги вернется, и Нечаев решил устроить засаду возле ее дома. Вначале Володю обнаружил вездесущий Вицек Клиховский. Пришлось объясниться. Вицек остался посмотреть, что получится.
Однако попался не Зигги, а фон Дитц, который пришел за Хельгой по поручению ее дяди. Клиховский его опознал, так как ранее они были знакомы. Клиховский и Нечаев стали спрашивать у него, где Кох, но Дитц попросил дать ему закурить папиросу из его портсигара, а папироса была отравлена цианидом. Так Клиховский опять не узнал, где вход в катакомбы. Но он сообразил, что его история поисков напоминает историю поисков Каетана Клиховского. В данном случае Дитц был равнозначен Хубберту, который упал с крыши и не открыл, где хранится Лигуэт. Тогда он стал думать, кто еще из нынешних действующих лиц соответствует старым героям. Он решил, что поняв это, сумеет избежать ошибки.
Володя и Хельга продолжали видеться. Однажды они пошли в разрушенную церковь Марии Морской Звезды.
И только влюбленные поцеловались, как
на них набросился мужчина. Он оглушил Володю, а Хельгу утащил с собой. Это был Зигги. Оказывается, именно в этой церкви был один из входов в катакомбы.
Хельга рассказала ему, где скрывается Кох и ее дядя, и вервольфовцы отправились туда - они хотели, чтобы у них был настоящий руководитель. Так Кох и Людерс узнали о смерти Дитца, а также Зигги стал обвинять Хельгу в предательстве. Хельга все отрицала, Людерс, конечно, верил ей, а не Зигги.
А Коху не нужны были свары. Он успел узнать, что Зигги умеет управлять подлодкой - Людерс теперь отпадал. Кроме того, старик надоел Коху со своим ржавым мечом, который он все время пытался ему всучить. Один раз он и Хаберлянд пришли к нему на прием с этим мечом, но он тогда сказал, что великую реликвию лучше хранить в музее. Но в катакомбах Людерс вновь достал меч и требовал, чтобы Кох его взял, потому что он - Великий Магистр.
Коху удалось заманить сумасшедшего старика и Хельгу в одно помещение и закрыть за ними дверь. Тут Людерс впервые усомнился, что Кох будет возрождать славу тевтонов. Неужели он хочет просто сбежать?
Людерс воевал на Первой Мировой войне, он тяжело пережил поражение Германии, но вера в Гитлера помогла ему обрести новую надежду. Людерс решил, что Кох - новый фюрер из-за того, что тот не разрешил мирному населению эвакуироваться - он тоже считал, что немцы должны драться до последнего. А Кох так поступил, чтобы выиграть в глазах Гитлера у своих аппаратных врагов.
Но раз Кох - не Великий Магистр, то надо бежать. И Людерс использовал волшебный меч, чтобы разомкнуть замок. Меч остался в механизме двери, а Людерс и Хельга побежали наружу. Тут они наткнулись на вервольфовцев, расчистивших пространство для закладки взрывчатки - они должны были обвалить туннель, когда лодка уйдет в море. Там у стены стоял автомат, Хельги его схватила, и она стреляла в ребят. Ее саму подстрелили, но она сказала дяде, чтобы он нашел Нечаева - Володя ее спасет. Сама же она заперлась за еще одной бронированной дверью.
Нечаев же, очнулся и отправился к Луданной, чтобы рассказать про вход в катакомбы через церковь. Пришлось рассказать и о Хельге, что обидело Женю. Но делать было нечего. Она знала, что не справится с поимкой Коха силами своей группы. Пришлось и ей признаться Васлию Перебатову в том, что она пыталась вести свою игру. Он был зол на нее, но помочь не отказался, однако сказал, что командовать будет он. Перебатов не хотел брать Женю с собой, но она все равно поехала.
Группа Перебатова, Луданная и Нечаев подошли к люку, ведущему в катакомбы, а оттуда показалась голова Людерса. Он был без оружия и был готов дать показания. Людерс начертил план ходов, показал, где скрывается Кох и вервольфовцы.
Что касается Клиховского, то его никто в катакомбы пускать не собирался. Он вспомнил, что спасенный им литовец знает еще один ход - он же был в курсе, где находился тайный склеп де ла Кава. Однако литовец отказался показать это место. Он сказал, что идти в катакомбы сейчас - это верная смерть, и он не допустит, чтобы Клиховский погиб. Из-за этого Клиховский потерял драгоценное время. Потом с помощью шантажа он все же вырвал у литовца тайное место. В подземелье Клиховский еще раз проверил, кто есть кто в этой истории. Суккуб - это Хельга, значит, Рето - Володя. В прошлом меч был у Рето, а Клиховскому-предку добыть его помешал таборит Червонка. В 1945 году на эту роль подходит Женя. Но Женя была безопасна для Клиховского, следовательно, он успеет перехватить меч у Нечаева.
Отряд русских спустился в подземелье. Людерс шел за ними, так как о нем все забыли. Вдруг на солдат выехал танк! В катакомбах хранился танк, и ребята сумели его завести. Танк перегородил путь, завязался бой. А Людерс вдруг почувствовал, что Германия жива, что жив тевтонский дух: танк - это дракон новых времен. Зря он усомнился в Кохе - нужно отдать ему меч. И Людерс вынул меч, застрявший в механизме, на который была заперта дверь помещения, где Кох запер его с Хельгой.
Нечаев же думал только о Хельге. Ему плевать было на поимку Коха и все остальное.
Женя бросила в танк противотанковую мину, но она не учла, что волна от взрыва накроет и ее. Она могла умереть, но ее спас, заслонив своим телом тот самый Перебатов, которого она променяла на интеллигентного Нечаева. Да, Перебатов был грубым, он требовал, чтобы она ушла из армии и варила ему борщи, но он ее любил. А милый Володя влюбился в немку.
Нечаев добрался до места, где пряталась Хельга. Она открыла ему дверь. Они бросились в объятия друг другу, потом стали уходить по направлению к выходу - он нес ее на руках. Все это увидел дядя Людерс. Так значит, Зигги говорил правду, а Хельга - предательница? Нужно их остановить. Вдоль туннеля шел провод от взрывчатки. Людерс вложил меч в клеймы коробочки от взрывчатки и замкнул цепь. Раздался взрыв - влюбленные погибли.
Итак, тоннель обрушился, осталось только пространство, в котором находились подводная лодка, Кох, Зигги и Людерс. Людерс в последний раз хотел вручить Великому Магистру Лигуэт, но тот не взял, а уплыл вместе с Зигги. Что же, Теперь Людерс станет хранителем меча.
Вот так Клиховский опять не смог вернуть меч Бафомету. Его интернировали в Польшу. Он задремал на палубе корабля и тут же очутился в кафе в Данцинге. Дядя Леось - Бафомет - был им очень недоволен. Он объяснил, что Клиховский неверно распознал фигуры. Суккубом в этот раз были Володя и Хельга, а Рето был Людерс. К тому же, Клиховский потерял время, потому что забыл о роли литовского колдуна: в этот раз им был литовский историк. Он, как и тогда, спас Клиховскому жизнь, но Лигуэт был потерян.
Вот конец романа:
«- Учись видеть суть! - говорит Козловский. - Люди и демоны - только сюжеты! Меч Людерса - просто железяка! Анастифонты - фанатики! Твоё проклятие - твоя глупость, а не мой умысел! Дело не в чудесах!...
...- Мы вечно обречены на бедствия? - спрашивает Клиховский.
- Творец у нас у всех - Он. - Бафомет указывает пальцем в дымное небо с пикирующими бомбардировщиками. - А я только Его подражатель. Поэтому в первый раз - от Него, а я лишь повторяю, и не более.
- Я не знаю, добро или зло творит Тот, Кого я не хочу называть, - говорит Бафомет. - Но повторение - всегда зло. Я же дьявол. Когда вы идёте вперёд, идёте к Нему. Когда назад - ко мне».
Таким образом, не надо повторять, не надо реванша, надо жить тихо и забыть вражду. Как вы понимаете, это послание относится к сегодняшней ситуации, когда Россия якобы хочет взять реванш за поражение в Холодной войне.
И к истории нужно подходить осторожно. У каждого же своя правда. Разве Хельга - дурная девушка? Разве Володя, который простил немцам смерть своей семьи, увидев, какие они аккуратные и трудолюбивые, и как страдают от войны, неправ?
А Людерс? Да, он фанатик, но ведь как любит свою родину! Нельзя не восхититься его мужеством.
Кох, правда, интриган и карьерист, но и Женя такая же - только масштаб совсем другой.
И Клиховский прав, что не любит ни Россию, ни Германию, да и Польшу, в общем, любит не сильно, но зато любит своих сыновей.
Я согласна, что повторение - зло. Вот только зачем так повторяется сам Иванов? В любой его книге главный герой - это меланхолично настроенный мужчина, вяло реагирующий на текущие события. Здесь это - Клиховский и Володя, в романе «Географ глобус пропил» - Служкин, в «Ненастье» - Немец. У малохольного героя есть жовиальный друг (друг Служкина, бывший командир Немца), энергичная женщина (жена Служкина, первая жена Немца) и малохольная возлюбленная (вторая жена Немца). В данном случае мы имеем энергичную Женю и малохольную Хельгу. Еще часто попадается вороватый и плутоватый государственный деятель (князь Гагарин в «Тоболе»). Здесь это Кох. Есть и бескорыстный идеалист (в «Тоболе» - Семен Ремизов а здесь - Людерс).
Вот такие клише плюс немного краеведения. Исторические реалии тоже клишированные: раз сороковые годы, то обязательно ГУЛАГ-Холкост -Катынь-блокада Ленинграда и т.д.
Нет, Иванов все же уже немолод: каким-то чудом он удержался от миллиона изнасилованных немок и грабежей мирного населения, но не более того.
Но не беспокойтесь: молодые, которые будут писать о той войне уже от этих подробностей не откажутся.
При этом сам роман не так уж и плох. Вначале он кажется скучноватым, но к концу драматизм нарастает. Бои в 15 и в 20 веке написаны живенько.
Иванов уже сказал, что права на экранизацию «Теней тевтонов» купил Netflix. Так что ждите фильма, если, конечно, снимут. Наши бы сняли, но Иванов жаждет мирового проката. Посмотрим, дождется ли.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)