На смерть от Ковида Николая Николаевича Филатова, бывшего главного санитарного врача Москвы

Feb 04, 2021 19:29




Пришло грустное известие о том, что сегодня умер Николай Николаевич Филатов, который с 1993 по 2010 год был главным санитарным врачом Москвы. В коротенькой статье в Википедии о нем почти половину места занимает следующее:
«В марте 2020 года Н. Филатов в интервью изданию «Бизнес Online» заявил, что COVID-19 значительно менее контагиозен, чем грипп, что летальность свиного гриппа составляла 18 %, птичьего гриппа (H7N9) - 34 %, однако эти инфекционные вспышки не вызвали катастрофы и не сопровождались той шумихой, которую вызвал COVID-19.

Позднее, в мае 2020 года, он сообщил тому же изданию, что 20 апреля, будучи в качестве эксперта приглашён для обсуждения стратегии борьбы с COVID-19 на встречу с Президентом Российской Федерации, высказал мнение, что «нужно выпустить детей и открыть зоны отдыха», но не сумел убедить в своей правоте остальных участников совещания.

В том же майском интервью Н. Филатов спрогнозировал падение заболеваемости COVID-19 летом и последующую утрату актуальности этого заболевания:
Осенью об этом как о теме дня вспоминать никто не будет. Может быть, какие-то несколько очагов появятся, но это уже не будет никакой проблемой. Люди перестанут от этого умирать, потому что слабовирулентный возбудитель не способен запустить механизм неадекватного иммунного ответа.»

Чтобы не было новых комментов в стиле «еще один глупый врач умер от Ковида, в который не верил», напишу о нем подробнее, причем отойду от принятой в некрологах комплиментарности. Сразу скажу, что знал его достаточно хорошо, и знакомы мы с конца 80х. То есть в гостях мы друг у друга не были, коньяк вместе пили и не раз, а в личном общении так и не решили, как друг к другу обращаться, так что через раз были то на «ты», то на «Вы».

Родился Коля в 1954 году в городке неподалеку от Москвы. В 1977 году окончил санитарно-гигиенический факультет первого меда. Для него, как и для многих ребят из рабочих районов, слишком хорошо учится быть было западло. Румянцев, помнится, вспоминал, что как-то в деканате обсуждался вопрос - а не выгнать ли будущего академика за академическую неуспеваемость. Многолетний декан Румянцев решил, что надо дать парню шанс, и оказался прав - Филатова трудно назвать выдающимся ученым, его это интересовало постольку поскольку, но он был прекрасный практик и блестящий организатор.

Получив диплом, он поехал по распределению на Дальний Восток. Специализацию выбрал «эпидемиология» - сразу скажу, что вариант совсем не хлебный. Поработав несколько лет, вернулся работать в Москву, в СЭС Ленинского района, и стал там зав. эпидотделом. Помню его года с 1987 - он достаточно часто появляется на кафедре эпидемиологии родного Первого меда, сидит на кафедральных конференциях. Вспоминая сейчас то время, должен сказать, что декларированное мной отсутствие интереса к чистой науке у Н.Н. Филатова, наверно - преувеличение. Зав. кафедрой был академик Беляков, именно выдающийся теоретик эпидемиологии. Коммерческими проектами академик, прошедший Великую отечественную генерал-майор медицинской жаловался не интересовался, зато интересовался эпидемиологией. Один из доцентов кафедры рассказывал, что в отпуск он с женой приехал в Сочи и только вошел в море, как наткнулся на проплывающего Белякова, который обрадовался и сходу предложил вечером пойти в местную СЭС, посмотреть на данные о заболеваемости. А то академик приехал на три дня раньше и уже заскучал. Так они весь отпуск над бумагами и просидели

Примерно в 1990 году Филатов перешел в горСЭС на должность завэпидотдела, а когда в 1993 году главврач горСЭС ушел (не помню, на какое место и почему), то он рекомендовал Филатова на свое место. И не прогадал. Хотя 90е и 2000е были крайне тяжелым временем в работе санэпидслужбы, ее разделили на две, отобрали большую часть полномочий и т.д., но Филатов справлялся успешно. Он был совершенно потрясающей работоспособности, плюс к тому не боялся брать на себя ответственность и постоянно что-то придумывал.

Кстати, у него были хорошие рабочие отношения с Лужковым, то есть входил он к нему без доклада, открывая дверь ногой.

Чтобы было понятно, по стилю работы санэпидслужба сильно отличается от клинической медицины. Они больше похожи на МЧС с жесткой иерархией и дисциплиной, включая и дресс-код. Например, когда Онищенко приехал в горСЭС и увидел там бородатого сотрудника, его чуть удар от злости не хватил. Но ему объяснили, что это - руководитель службы дезинфекции и борода ему нужна по делу, и он успокоился.

Кстати, о дресс-коде. Онищенко предложил пошить голубые мундиры, но предложение не прошло - этот «цвет жандармов» для формы уже заняли более шустрые прокуроры. Я предложил оранжевую рубашку с зеленым галстуком, канареечные брюки и широкополую голубую шляпу, но понимания не нашел. В результате форму им пошили малиновую, под легендарные «малиновые пиджаки».

Работа службы в 90е годы была достаточно нервная. Помню, как-то приехал в здание горСЭС на Графский переулок и неожиданно обнаружил, что та часть, где начальство сидит, оборудована рамкой и охранником. Оказывается, недовольный посетитель стрелял в зам. главврача. Не убил, но повредил позвоночник - его парализовало ниже пояса, ездил на коляске.

Кандидатскую и докторскую Филатов защитил уже будучи главой санэпидслужбы Москвы.

Окончилась его служба на этом посту вскоре после ухода в 2010 году Лужкова с поста мэра. Есть два версии:
1) Собянин «чистил» команду, убирая лужковцев,
2) Перед этим Филатов схлестнулся с одним бизнесменом, производящим говнозавтраки для московских школ. А у бизнесмена была волосатая лапа в друзьях у Медведева.

Отстранение Филатов переживал с трудом, у него был инфаркт, он после АКШ лежал в клинике первого меда, пил коньяк и ел бутерброды с салом. В результате не только быстро восстановился, но и стал член-кором и занял должность «постдипломной» кафедры эпидемиологии в Первом меде.

Так как на постдипломных кафедрах основная работа заведующего - обеспечить поток курсантов, прибывших на кафедру на курсы повышения квалификации, то и тут с работой он справлялся хорошо. Но, как мне кажется, скучал.

Однако год назад он пошел работать замдиректором института вакцин и сывороток им. Мечникова.

И вот тут я должен еще раз напомнить, что Филатов - плоть от плоти системы санэпидслужбы с ее жесткой дисциплиной. Я пару раз по весне перетирал с ним околоковидные дела, его воззрения были вполне сбалансированными. Мнение, что Covid-19 летом куда-то подевается и проблема рассосется, была у эпидемиологов распространенной и была основана на примерах двух прежних коронавирусов, SARS и MERS. Однако критику этих соображений, что вряд ли, так как у нового коронавируса контагиозность намного больше, воспринимал. Но…

Дело в том, что его институт не делал вакцину от коронавируса, а у него была своя приличная вакцина от пневмококков. И Филатов занимался ее рекламой, рассказывая, что коронавирус - это полная фигня по сравнению со злобными пневмококками, от которых можно спастись благодаря их вакцине.

Ну и то, что он не уберегся и подхватил коронавирус - это тоже профессиональный риск, работу зам. директора на удаленке не сделаешь.

Жалко, отличного работника потеряли. Таких энергичных на самом деле мало. Вот, после него главой службы Москвы стала дама, работающая по принципу «как бы чего не вышло». В результате врачи сели на голый оклад, квалифицированные сотрудники стали разбегаться.

Земля пухом.
Пойду напьюсь.


В верхнее тематическое оглавление

Всякая всячина

Некролог

Previous post Next post
Up