На смерть Валентина Ивановича Покровского

Oct 30, 2020 20:20


Вчера на 92-м году жизни умер Валентин Иванович Покровский, который 20 лет, с 1987 по 2006 годы, был президентом академии меднаук. Как мне кажется, это - рекорд.

Помимо академических успехов Покровский был совершенно неимоверным человеком. К нему все обращались за помощью, он все время хлопотал, кому-то помогал, кому-то советовал…

По своей специальности он инфекционист/эпидемиолог, но живо интересовался всей медицинской наукой и практикой. Помню, как-то вместе с ним и деканом пили коньяк с салом, так Покровский прочел целую лекцию о каловых камнях, продемонстрировав знание мельчайших подробностей.

Человек он был очень общительный, любил застолье, любил рассказывать истории. Любимых историй у него было две:
- Когда он был зав. кафедрой эпидемиологии в третьем меде, то было решено, что кафедральную конференцию на 8 марта организуют мужчины без участия кафедральных дам. В результате из еды была одна банка соленых огурцов, но коньяка и водки было хоть залейся.

В инфекционисты от попал случайно. Во время обучения в первом меде собирался стать хирургом, но во время занятий в студенческом кружке сжег камеру Горяева. В результате из того кружка его выгнали, и он пошел в кружок при кафедре инфекционных болезней.

- Когда ему поручили в ЦНИИ эпидемиологии создать эпидотдел, он очень серьезно подошел к этому делу и собрал лучших специалистов. И вот идет он утром на работу, встречает академика Черкасского, и тот его и спрашивает:
- Ну как ты, кого на работу взял?
- Ну вот этого.
- Молодец, правильно, толковый мужик. А еще кого?
- Ну вот этого.
- Правильно! А еще кого?
- Этого, этого, этого и этого.
- Правильно, толковые специалисты. Да - ты ведь одних мужиков набрал, а кто у тебя работать будет?

Покровский отличался хорошим характером и когда речь шла о научных разногласиях. У него было сложное отношение к другому выдающемуся эпидемиологу тех времен, академику Белякову. Покровский со скепсисом относился к теории саморегуляции паразитарных систем, открытой Беляковым. Не то чтобы он считал, что она неправильная, у него было другое отношение к тому, какой должна быть эпидемиология. Беляков был блестящий теоретик, обобщил закономерности в виде единой теории (в частности, что возбудитель нового инфекционного заболевания человека по мере адаптации снижает тяжесть заболевания, о чем сейчас в связи с COVID-19 все говорят, но никто не ссылается на автора), тогда как Покровский был из тех эпидемиологов, которые остались инфекционистами и считали, что надо заниматься конкретными болезнями, а не теории разводить. Возможно, некоторый антагонизм был и из-за того, что Беляков был генерал, а Покровский - сугубо штатский человек (насколько знаю, военные медики образовывали в академии меднаук отдельную группу влияния, которую надо было держать в узде). Однако когда на Белякова начались гонения на ту тему, что его теория противоречит марксизму-ленинизму (преувеличивает биологический компонент эпидемического процесса в ущерб социальному), то Покровский выступал в его защиту.

Хороший характер позволял ему сохранить хорошие отношения со всеми, даже с академиком Черкасским, хотя это было практически невозможно.

После ухода с поста Президента РАМН Покровский продолжал работать директором ЦНИИ эпидемиологии и параллельно после смерти Белякова довольно долго был зав. кафедрой эпидемиологии в первом меде. С поста директора ЦНИИ ушел несколько лет назад, когда сломал себе шейку бедра. Он долго лежал в больнице, как мне кажется, больше полугода, состояние было тяжелое, думали, что уже не выживет, но выправился, хотя сильно одряхлел. Но голова оставалась ясная, на конференциях, насколько помню, видел его еще в прошлом году.

Как-то году этак в 2010 посетовал мне, что сейчас его многие в академии только ругает, мол, то не сделал, это развалил, хотя пока он был президентом, ни один их них и полсловечка против ему не сказал. Однако и к этому периоду жизни он относился философски и с юмором.

Насколько помню, еще в прошлом году встречал его на конференциях.

Его жена очень долго и тяжело болела, он за ней ухаживал. Из-за этого он хотя и был президентом РАМН, но в командировки не ездил.

Земля пухом.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (За жизнь)

Некролог

Previous post Next post
Up