Сегодня много пишут о войне с памятниками и с историей в США.
У меня был не так давно пост про гражданскую войну в США. Продолжу эту тему.
Отношение победивших к побежденным было неровным. На Юге находились войска северян, поддерживающие порядок. Производилась реконструкция Юга, которая колебалась от радикальной до умеренной. Радикальная реконструкция заключалась в конфискации земель у тех землевладельцев, кто не проявили лояльность Союзу, остальные землевладельцы облагались большим налогом (ранее налоги на Юге были небольшими). Бывшим рабам и белым беженцам предоставляли по 40 акров в аренду с правом выкупа из конфискованных и брошенных земель.
Было даже мнение о лишении всех воевавших избирательных прав на 5 лет. Но все же Конгресс принял решение о временном лишении избирательных прав лишь военных и гражданских лидеров Конфедерации. По некоторым оценкам, граждан, поражённых в правах, насчитывалось от 10 до 15 тыс.
Любопытна была история с избирательными правами для негров Юга. Конечно, можно было бы сделать избирателями их всех, но тогда количество представителей от Юга в Конгрессе бы увеличилось, а северяне этого не хотели. Президент Линкольн считал, что избирательные права следует предоставить не всем цветным, а прежде всего - ветеранам войны и «самым интеллигентным» гражданским (в 1861 году он был готов содействовать переселению негров в другие страны). В 1865 г. его преемник президент Джонсон рекомендовал губернаторам Юга давать избирательные права тем черным, у которых есть имущество на 250 долл. и которые умеют читать. Но в то время таких людей и среди белых было не так уж много. К 1867 г. республиканцы провели законы, наделившие избирательными правами все мужское население Юга. В период реконструкции около 1500 негров было избрано в местные органы власти южных штатов.
После убийства президента Линкольна его преемник Эндрю Джонсон помиловал большинство сдавшихся мятежников-южан. Их даже не предали суду за государственную измену. Из лидеров Конфедерации лишь бывший президент Дэвис отсидел два года в тюрьме, и только один комендант тюрьмы южан, в которой содержались военнопленные северяне, был повешен за военные преступления. По решению президента Джонсона, плантаторам даже вернули земли, конфискованные во время войны.
Но вопреки позиции президента Джонсона были приняты ещё две поправки к конституции США. Четырнадцатая поправка оговаривала условия предоставления гражданских прав жителям США, уравнивая в правах белых и цветных, а пятнадцатая поправка прямо запрещала лишать их избирательных прав на основании принадлежности к той или иной расе.
В 1867 г. Конгресс ввёл на территории десяти бывших штатов Конфедерации управление военной администрацией, разбив их на пять военных округов. Лишь после этого к 1870 г. представители южных штатов были наконец допущены в Конгресс, а в 1872 г. всех бывших лидеров Конфедерации, за исключением 500 высших, амнистировали.
Надо сказать, что белые составляли в южных штатах от 40% до 58% населения. Однако они сумели развязать террор против черных, создав ряд подпольных военизированных организаций.
Во время предвыборной кампании 1876 г. расистские организации Юга вновь терроризировали республиканцев и их сторонников. Итоги президентских выборов оказались спорными, кандидаты демократов и республиканцев набрали почти одинаковое количество голосов. Чтобы избежать раскола нации и новой гражданской войны, в начале следующего 1877 г. демократы договорились с республиканцами признать победу их кандидата в обмен на вывод федеральных войск с территории Юга. Так новым президентом США стал Резерфорд Хейз. На момент его инаугурации демократы и их вооружённые сторонники уже контролировали все южные штаты. Волнения происходили даже в Вашингтоне, куда во время инаугурации были введены войска. Поскольку вывод войск с Юга означал, что у федерального правительства не будет военных средств для проведения политики реконструкции, фактически Компромисс 1877 г. означал её конец.
Белые вскоре вернули свое пошатнувшиеся господствующие положение с помощью законов, направленных на ограничение прав негров - расовой сегрегации (государственное устройство США позволяет штатам вводить свои законы на своей территории).
С этого времени на территориях бывшей Конфедерации и стали устанавливать памятники их погибшим солдатам и их генералам.
Вокруг проигранной войны даже установился некий романтический ореол: да, мы проиграли, но сражались с честью за свои принципы. Естественно, никто бы не стал говорить, что этим принципом было рабовладение, нет, речь шла о свободе, о праве жить так, как считали нужным, без принуждения.
Ах, эти Унесенные Ветром! Прекрасные джентльмены и их нежные возлюбленные, их домовитые жены, милые детишки, строгие отцы и необыкновенные матери - сосредоточенье всех достоинств. Ах, усадьбы с ампирными домами, с темными аллеями для прогулок, кружевные беседки и неспешные умные беседы джентльменов о высоком и проделки резвых девушек, балы, любовные страсти… Чтение античных философов и современных экономистов, занятия бизнесом, игры со своими маленькими детишками и поучительные беседы со старшими детьми.
Разве не так и должны люди? Тем более, если не задаваться вопросами, кто там работает на полях, в каких условиях живут эти работники. А для чего джентльмену думать об этом? Он же достоен такой жизни.
Не так ли жили в античности? Или, по крайне мере, мы думаем, что они так жили. И не это ли совершенное общество, когда будет сплошная демократия и свобода, и каждый гражданин будет иметь не менее 3-х рабов?
Удивительно, с какой настойчивостью уже несколько тысяч лет воспроизводится эта древнегреческая модель идеального и счастливого общества! Жить на лоне природе в небольшом домике примерно на 1000 кв. метров своей семьей, и чтобы поблизости жили друзья, и чтобы не слишком утомляться, но и не предаваться праздности. Праздность - это зло, нужно трудиться: почитать бумаги, отдать распоряжения по хозяйству.
Быт южных плантаторов был похож на быт русских дворян: те же ампирные дома, усадьбы да балы.
То есть, живем припеваючи, но как бы не замечаем, за чей счет банкет.
Только Аристотель в этом случае был последователен и писал, что в каждой семье должны быть домашние рабы, а для их приобретения нужно вести войны, которые есть «средство для приобретения собственности», прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров - людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться».
Люди удивительно быстро привыкают к хорошему и удивительно долго помнят об утраченном привилегированном положении. Когда читаешь Фолкнера или Теннеси, то там столько грусти по утраченному раю. Обнищавшая южная аристократия, все еще сохраняющая свою утонченность перед торжествующими капиталистами с Севера.
Но, извините, сколько там длился этот их рай? Из кого вышли все эти аристократы? Например, отец Скарлетт О`Хара был ирландский крестьянин, бежавший в США. Ирландцы не имели земли в собственности - вся земля принадлежала англичанам. Женился он в 43 года, взяв за женой 12 рабов. Отчего ее отдали в жены эмигранту? Ей было 23 года, и ее сердце было разбито неудачным романом с кузеном, против которого были настроены ее родители. Этот юноша погиб, а она страшно переживала. Видимо, в следующий раз родители были уже согласны на кого угодно.
А ведь в 17 веке англичане отправляли ирландцев в США в качестве рабов, и это было обосновано теорией, что у ирландцев какие-то не те черепа, и они не совсем люди.
А вот поди ж ты - аристократы Юга. И остальные не лучше были.
Какие-то грезы об утраченных поместьях, думаю, живут в семьях до сих пор. Я исхожу из того, что у нас сегодня почти каждый вспоминает о каком-нибудь свечном заводике, отобранном у его предков в революцию.
Но вернемся к памятникам конфедератам. Они сделаны явно с любовью. Только в одной Алабаме есть как минимум 107 общественных мест с памятниками Конфедерации. Большинство памятников установлены где-то в нулевых-двадцатых-тридцатых годах 20 века, хотя есть и памятники конца 70-х годов 19 века. То есть, памятники ставили внуки конфедератов (и «Унесенные ветром» были написаны в 1936 году. Примерно в то же время писали свои произведения и Фолкнер с Теннеси). Но некоторые памятники ставили и к 100-летним юбилеям войны, и позже (1960,1977). Более того, в 2017 году в округе Креншоу, около Брантли новый памятник Неизвестным солдатам Конфедерации был установлен в Мемориальном парке ветеранов Конфедерации (этот парк - частный).
В Алабаме отмечают 3 государственных праздника, связанных с Конфедерацией.
Герб штата Алабама (1923) и флаг штата Алабама (1895) включают в себя символы, связанные с Конфедерацией.
Привожу снимки некоторых памятников в разных штатах, которые показались мне интересными.
Памятник в университете Техаса
Памятник солдату армии конфедератов Ричарду Киркланду, который в битве при Фредериксберге, рискуя жизнью, оказал помощь и утолил жажду десятков раненых, как северян, так и южан.
Барельеф трём лидерам Конфедерации на горе Стоун-Маунтин
А сегодня эти памятники и сносят.
Портсмут. Правда, этот памятник не уникальный, но все равно. Вот так было.
А вот так стало.
Нешвилль. Бедный благородный юноша!
Мне жаль памятников. Но, глядя на такое количество монументов конфедератам, начинаешь сомневаться, кто же победил в гражданской войне? Вы не находите, что это странно?
В чужой культуре трудно разобраться - давайте вернемся к родным осинам. У нас тоже была гражданская война, да еще какая.
В первые годы советской власти памятники и символы царизма тоже активно сносили.
И церкви разрушали, и помещичьи усадьбы грабили и жгли.
Сейчас это частенько ставят в вину большевикам.
А кто не сносил памятники прежним режимам и религиям?
Вот, сносят памятник Сталину. И строй не меняли, и у власти коммунисты, а статуи того, кто руководил страной 30 с лишним лет и выиграл войну с фашизмом снесли все до единой (вроде бы в Грузии что-то только осталось).
А это сносят памятник Дзержинскому в 1991 году. Знаете, почему его снесли? Разгоряченная падением ГКЧП (сами образовали, сами распустили) толпа шла громить здания ЦК КПСС на Старой площади, чего никак нельзя было допустить: там еще не все документы спрятали. Провокаторы подбили людей снести вместо этого памятник Дзержинскому. Те снесли, утомились и разошлись с чувством выполненного долга - не зря жили на свете.
А вот сносят памятник Ленину на Украине в 2014 году. Если бы не Ленин, не было бы никакой независимой Украины, а была бы только Полтавская губерния.
А вот сносят памятник Коневу в Праге в 2020 году.
А, может быть, в другие времена памятники не сносили? Что там у нас с памятниками античности, снесенными христианами?
Вот, пожалуйста фреска Томмазо Лауретти в Ватикане в зале Константина Великого: на месте поверженного кумира стоит крест. А поверженная великолепная статуя разбита.
В общем, круговорот памятников в природе неизменен. Памятник ставят-памятник сносят- памятник восстанавливают и ставят обратно (или держат в музее, как величайшее сокровище).
Те, кто сегодня сочувствует черным, сносящим памятники конфедератам, должны сочувствовать и своим предкам, сносящим памятники царизму. Крестьяне, составлявшие большинство населения России, натерпелись от дворян не меньше, чем негры от своих рабовладельцев. Тогда бушевали внуки бывших крепостных.
Когда заканчиваются гражданские войны? Когда не остается никого из потомков враждующих сторон. Например, кто остался из потомков гражданской войны, ведущейся в Древнем Риме между цезарианцами и помпеянцами (49-36 до н. э.)? Вот когда никого не осталось, тогда война и кончилась.
Нам и американцам до этого еще далеко. При этом каждая из этих гражданских войн имеет свои особенности.
В США победил Север, но не победили негры, потому что они были не субъектами, а объектами этой войны. Буквально через 10 с небольшим лет белые друг с другом примирились, а негры остались за бортом. Все эти годы они терпели это как несправедливость, а теперь стали возмущаться. Возможно, будет новая гражданская война.
В России произошла совсем другая история: большинство, составляющее угнетенные классы, просто уничтожило господствующие классы законодательно, а многих и физически. Они уже более не восстали. Может быть, поэтому мы способны не обращать внимание на то, что Пушкин или Суворов были крепостниками. Мы это как бы выносим за скобки.
Но зато среди потомков победивших сегодня усматривается некая система самопринятия на себя роли продолжателей дворян и буржуазии. Это самозванство выглядит глупо. Тем не менее, восстанавливают старые памятники, сносят памятники СССР и пытаются установить памятники всяким колчакам-врангелям-деникиным. Не знаю, чем это кончится. Пока все это больше похоже на дурную оперетту.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)