Визит старой дамы или о временах и нравах

Jun 01, 2020 13:16


Долгое время в ЖЖ существовал журнал блогера Кукольник, которая постила советскую живопись. Еще она изготовляла кукол. Почему-то она закрыла все записи из своего журнала.
Очень жаль, я люблю советскую живопись. Но что же, придется теперь самой писать про заинтересовавшие меня картины.

Недавно прочла на Дзене про картину А. Бурака «За помощью к сыну». Эта картина была написана в 1957 году и пользовалась успехом. Стиль - реализм.
В принципе, нас растили на картинах художников-Передвижников. Это - картины с социально значимым сюжетом, разоблачающим, как правило, темные стороны жизни общества. Публика любит такие полотна - в Третьяковке, где их очень много, около картин Перова или Ярошенко, Маковского всегда стоят люди.
Было бы логично ожидать, что подобная живопись будет востребована и у советских художников. Но вышло не так. Сразу после революции актуален был авангард, с 30-х годов, когда пошло подражание классическим образцам, живопись стала более реалистической, но все же больше писали портреты, пейзажи, натюрморты, чем картины с каким-либо назидательным сюжетом, а ведь именно они так нравились людям.

И вот художник А. Бурак написал картину с сюжетом о том, как мать из деревни приехала к сыну попросить какой-то помощи, а он и его жена очень этим недовольны.
Тема эта была актуальна в 50-х годах. Индустриализация требовала переселения людей из деревень в города. Молодые уезжали, а их родители оставались в колхозах. Виделись они редко, дети приобретали новые городские привычки, что обществом осуждалось. Еще больше осуждалась такая ситуация, когда дети стеснялись своих деревенских родителей, не помогали им, короче, зазнавались и не помнили родства.
Спектр эмоций тут был весьма широк: от легкой ностальгии по прежним временам до сатирического обличения. Например, можно вспомнить очень милый фильм «Ночной звонок» по рассказу Федора Кнорре о том, как городской сын, внук и другие родные впервые за многие годы собрались вместе по поводу известия о смерти их матери и бабушки, а она оказалась жива.

А вот карикатура из «Крокодила».

Щеглов, Е.Б «Слушай, а тебе не кажется, что твоя мамуля не очень гармонирует с нашей новой обстановкой». - 1967



Модная тогда мебель сегодня считается лютым совком, и тот же Мирович требует ее немедленно выкинуть. Как видите, дураки были всегда, только раньше они изображались в карикатурах, а сегодня являются гуру для некоторых людей. Читала у одной дамы-психолога, что она все об СССР узнает из постов Мировича, хотя сама - 1964 г.р.

Но про картину Бурака рассказывают целую историю. Будто бы это был реальный случай, когда к нему пришла мать его приятеля-скульптора и рассказала, что она приехала к сыну попросить помощь, а он ей ничего не дал или ничем не помог. Возмущенный Бурак будто бы немедленно набросал ее портрет, а потом написал эту картину с соответствующим названием. Скульптор увидел ее на выставке, узнал свою маму и больше никогда не разговаривал с Бураком.
Честно говоря, история звучит странновато. Например, откуда деревенская мать скульптора знала адрес Бурака - приятеля сына? Осталось за кадром и то, оказал ли ей помощь сам Бурак. И разве не странно в такой ситуации предложить ей попозировать для будущей картины, замысел которой, не иначе как мгновенно созрел у художника?
Так что, скорее всего, вся история - выдумка.
Известно, что для жены неблагодарного сына позировала жена Бурака. Вот она сидит спиной к свекрови и теребит брошь на зеленом платье, поглядывая на себя в старинное зеркало. Сынок же одет в костюмные брюки, галстук, уличные туфли и в пижамную куртку. Может быть, супруги собрались в театр? Он не желает смотреть на маму и нетерпеливо теребит свои пальцы.
А ковер-то у них какой! Думаю, даже тупой вояка с совком, блогер Мирович, особенно ненавидящий почему-то ковры, не отказался бы от такого. Короче, сын - типичный зажравшийся мещанин и забыл свои корни и сыновий долг.

А. Бурак. За помощью к сыну


Картина была так популярна, что с нее напечатали несколько сотен тысяч репродукций и открыток и, наверное, они украсили чей-то быт.

Не сомневаюсь, что все советские люди сочувствовали бедной старушке и готовы были убить ее сына и наглую невестку.
Не то сегодня. В постах, где представляют эту картину многие пишут, что хорошую маму сын не бросит: наверное, эта мама мало занималась детьми и сама, дура, виновата. А то развелись такие мамы - пили-гуляли-веселились, а потом приперлись клянчить денег к успешным детям, которые всего добились собственным трудом и талантом. (Не благодаря, а вопреки - прямо, как весь народ, который победил в войне не благодаря, а вопреки проклятым коммунистам, советской власти, Сталину, Жукову и другим). Иногда добавляются смачные подробностей про сожителей непутевой мамаши, которые насиловали будущего скульптора и обладателя шикарных хоромов, тушили об него окурки.
В общем, нынешние граждане совсем ку-ку, что и по всему другому заметно.
Что касается самой темы неблагодарности городского сына к деревенской маме, то вот еще одна очень похожая картина.

Л.С.Ран. К сыну.

Здесь деревенскую мать с узелком вообще пустили только в прихожую, где она может обнять маленькую внучку под присмотром злобной невестки, и похоже, что внук-школьник сидит в глубине комнаты за столом и что-то ест. А сын, видимо, на работе.


Как видите, она тоже попала на открытки, хотя Лазарь Ран был известен как график, создавший серию офортов про Минское гетто.

У Александра Федоровича Бурака есть и другие картины на популярные темы. Например, почему-то любили картины про то, как больную девочку посещают подруги.

У больной подружки


У больной подруги. Ихий И.А.


Скубко С.М.
У больной подруги


А вот эта картина опять написана в сатирическом жанре. Здесь мать и отец в ужасе от того, что их сын напился. Обратите внимание на огромный ковер на полу - художник явно был неравнодушен к этому предмету декора. Вообще, раньше художники любили изображать ковры: они яркие, фактурные.

А. Бурак. Проглядели


Ай-яй-яй! В доме полно книг, вон, и пианино стоит. Учили хорошему, учили музыке, а парень пить начал. Как же так? Заметим, папа одет в вышиванку - еще когда это было! Он полон тяжких дум, а мама вся в сыне: "Как ты, сыночек? Тебе плохо?".

Опять же, тема популярная тема про избалованных и испорченных взрослых, но инфантильных детей.

Но таких картин у Бурака было немного, и они все относятся к 50-м годам. Большей частью он ездил по стране в творческие командировки и писал портреты тружеников, пейзажи. Тогда так поступали все художники: ведь они были членами Союза художников и имели определенные обязательства.

Выезжал он и за границу, в Африку.


Пейзаж называется "Завод заводов" - художник любил придумывать интересные названия. Обычно такие картины называют "городской пейзаж" или уж по названию улицы, города. Ясно, что Бурак гордится тем, что в городе так много заводов, чьи трубы глядят в небо. А сегодня такая картина напоминает, скорее, об экологической катастрофе.


Много лет в длинном доме на Уральской улице был большой выставочный зал - занимал цокольный этаж с панорамными окнами. Дом сразу строили с таким залом: был замысел приобщать к искусству жителей окраин, в данном случае, Гольяново. В чем-то это напоминает историю с родителями из картины "Проглядели": хотели приобщить к искусству, а люди предпочитали совсем другие развлечения.
Так как это соседний с нами район, я не раз бывала в этом зале. Билет стоил копейки.
Там как раз устраивали выставки с такими картинами - стройки, портреты тружеников, что-то про войну и про революцию. Скучно на все это смотреть было, хотя попадались и хорошие работы. Посетителей почти не было.
Правда, скульптура бывала интересная, а один раз устроили выставку замечательного художника, изготовлявшего стеклянные цветы. Они были очень красивые, и у меня до сих пор хранятся его стеклянные колосья.
С 1991 года вместо выставочного зала там разные магазины, которые тоже не пользуются особым спросом. То один магазин, то другой - все какое-то невнятное.
Мне жаль выставочного зала, но ничего не поделаешь.

Сегодня я с удовольствием смотрю и на картины с изображением строек СССР - только там они и остались. Хорошо, что художников заставляли писать эти картины: еще лет 50, и никто не поверит, что у нас что-то умели строить и делать - мировичи явно побеждают.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))

ИЗО

Previous post Next post
Up