Посмотрела фильм Дудя про СПИД.
Это его третий полнометражный фильм. Два других - «Беслан» и про репрессии («Колыма») я не стала смотреть. Мне примерно понятно было, как будут сделаны акценты, и смотреть на это больше 2-х часов мне не хотелось.
Фильм про СПИД хотя бы короче, но все равно длинный - на 1час 40 минут. Я думала, что не смогу смотреть его целиком, буду прокручивать: все же фильм не художественный.
К моему удивлению, мне ни разу не захотелось пропустить какой-то кусок - в фильме не было длиннот, он не раздражал, не утомлял, и его все время было интересно смотреть.
А ведь меня утомляли даже фильмы Парфенова этими бесконечными явлениями самого Панферова среди исторических персонажей, его разговорами, мультипликацией, игровыми кусками.
Вроде бы, красиво, ярко, но как-то слишком концентрировано, вроде того, что: «А вот я вас еще удивлю, а вот еще посмотрите!».
Художественные изыски во многих документальных фильмах идут во вред восприятию.
Фильм Юрия Дудя - это что-то среднее между фильмом с ютуба и классическим документальным фильмом типа «Обыкновенного фашизма» Михаила Ромма.
Фильм Дудя можно спокойно смотреть в Интернете, в отличие от документальных фильмов Виталия Манского, за просмотр которых требуют регистрацию, оплату, т.е. нужно тратить дополнительно свое время и деньги.
Хороший эффект дала четкая картинка, отчетливо звучащий текст и то, что фильм не прерывался рекламой: это очень отвлекает. Очевидно, что кто-то дает Дудю нехилые деньги на его фильмы, раз ему совсем не нужна реклама - даже 1 канал не может себе такого позволить.
Для доказательства своих тезисов о СПИДе Дудь выбрал 3 всего истории. Это были 2 супружеские пары, в одной из которых ВИЧ-инфицированным был мужчина, а в другой - женщина. В обеих семьях родились дети, оба брака были заключены, когда один из партнеров был уже инфицирован. Третья героиня - это одинокая женщина, Катя, доживающая свои последние дни в хосписе (через 17 дней после съемок она умерла).
Кроме того, Дудь общается с Вадимом Покровским - главным специалистом по СПИДу в нашей стране и Антоном Красовским - журналистом, который сам признался, что он гей и заразился ВИЧом. Красовский руководит одним из благотворительных фондов, помогающих больным ВИЧ.
Рассказы больных о своих проблемах и разговоры с Покровским и Красовским перемешиваются друг с другом: говорит ВИЧ+ женщина, потом ВИЧ+ мужчина, потом Катя, потом Покровский, потом Красовский, потом муж больной женщины, потом жена больного мужчины и т.д.
Искусство режиссера тут в том, что ни один кусок не длится слишком долго, что герои не надоедают, но и не мелькают, как в калейдоскопе.
И героев Дудь выбрал интересных. ВИЧ+ мужчина заразился, употребляя инъекционные наркотики. Он был наркоманом с 14 до 27 лет, воровал, три раза сидел в тюрьме за кражи, в общей сложности отсидел 3 год. Потом он стал посещать разные группы поддержки и завязал с наркоманией. Он женился на женщине с ребенком, у них родился общий ребенок. Он имеет свой небольшой бизнес - делает на заказ столешницы, для души занимается разными экстремальными видами спорта и играет в рок-группе. Он - накаченный, весь в татутах. Т.е. парень круче, чем яйца.
А жена у него - хрупкая, маленькая, рассуждает так: «Он мне сказал: «Давай жить вместе», а я подумала: «А почему бы и нет?». Вот на этом «А почему бы и нет» она и живет. У него ВИЧ - «А почему бы и нет». Выполняет он какие-то рискованные, почти цирковые трюки - «А почему бы и нет». Парню же явно не хватает адреналина.
Во второй паре крута женщина. Она заразилась в 16 лет от своего парня, который был наркоманом. У них во дворе из 20 человек от наркотиков умерли 18. Когда она узнала, что заразилась, то сначала думала, что ее маму уволят с работы, потому что она работала в детском саду, но ей сказали, что никто никому ничего сообщать не будет. Она и успокоилась.
Ее будущего мужа диагноз не отпугнул. Он влюбился, женился, разбогател, создав фонд помощи больным СПИДом (создание благотворительного фонда всегда чудесно помогает его устроителю устроить свои дела), 3 года назад у них родился сын, но сейчас они в разводе. Любопытно, что она сказала, что они женаты 13 лет, а он, что 10. Мужчины считают только годы после официальной регистрации брака.
Кстати, Красовский сказал, что все руководители таких фондов - сами ВИЧ-инфицированные.
Все эти люди всячески демонстрируют, что они совершенно счастливы, что их болезнь или болезнь супруга - это сущие пустяки. Дудь сообщил, что это что-то вроде любого другого хронического заболевания (типа близорукости?). Главное, это вовремя получать и пить лекарства (их дают бесплатно). И тогда возможен секс без презерватива, а целоваться, использовать общую посуду можно и с любым больным СПИДом.
Лекарства для зараженных ВИЧ стоят в среднем 60 тыс. руб. в год. Это - самые дешевые лекарства. Возможно и лечение более дорогими препаратами за 200 тыс. в год.
В 2018 году получали современное бесплатное лечение 340 тысяч из 900 тысяч, живущих с ВИЧ, а в 2019 году - 412 тысяч из почти 1 миллиона диагностированных. Остальные больные либо живут там, где добираться до ближайшего СПИД-центра далеко, либо не принимают терапию по другим причинам.
Но если не принимать лекарства, то ВИЧ перейдет в СПИД, и человек начнет болеть всем подряд и вскоре умрет либо от рака, или от пневмонии.
Это показано на примере Кати. По ней видно, что она находится на последнем издыхании. Почему Катя не лечилась вовремя? Она боялась потерять работу, т.к. посещение СПИД-центра требует большого времени.
Заразилась она от инъекционных наркотиков, на которые ее подсадили некие плохие люди, желающие завладеть ее квартирой. История там длинная и путанная. Катя всю жизнь кололась. Мне понравилось, как Дудь ее слушал: внимательно, с уважением.
Дудь и Красовский долго рассуждали о том, что ВИЧом может заболеть любой, а виновато во всем правительство, так у нас нет пропаганды безопасного секса в школе. По мнению Красовского мальчики начинают половую жизнь в 10 лет - поэтому уроки полового воспитания должны идти еще до 10 лет.
Также он считает, что правительство не дает достаточно денег на ликвидацию эпидемии СПИДа потому, что нами руководят старые люди, и их беспокоят старческие недуги: сердечно-сосудистые заболевания, онкология. Этим старикам уже ничего не нужно, а вот зрелые люди посещают проституток - тут-то и возможно заражение. Очень странное рассуждение, если не сказать больше. Больные ВИЧ - очень затратные больные для здравоохранения, т.к. они получают терапию всю жизнь, а живут они, если верить фильму, не меньше тех, кто не имеет этой болячки. Что же теперь на них весь бюджет грохнуть?
Вадим Покровский показал презерватив, который он много лет носит в кармане на случай подобных интервью. Его жена якобы регулярно проверяет, цел ли этот презерватив или нет. Она не знает, что он всегда носит с собой еще 2 гондона - на случай, если один порвется или понадобится еще один. «Профессор, сколько вам лет?» - «65» - «Мы гордимся вами!».
Еще Дудь и Красовский сделали экспресс-тест на ВИЧ, продающийся в аптеке. Там человек сам маленькой щеточкой берет у себя соскоб со щеки и опускает эту щетку в пробирку. Через 20 минут можно узнать результат: если ВИЧ есть, то появляется 2 полоски, если его нет, то одна (означает, что тест сработал). Красовский почему-то очень обрадовался, что получил свои 2 полоски, а Дудь как-то равнодушно отнесся к своему результату, который зрителю, впрочем, не показали.
Кстати, возможно, это было скрытой рекламой. Ведь каждому мнительному или не отказывающему себе в сомнительных удовольствиях человеку интересно знать, нет ли у него ВИЧ. То нужно идти в СПИД-центр, да ждать ответа, да и есть подозрения, что не так уж все анонимно.
Вот ведь интересно: тест срабатывает по слюне, хотя у принимающего таблетки ВИЧ+ больного вируса уже вроде как и нет: заразиться при незащищенном половом контакте от него невозможно, а уж целоваться и есть с ним из одной посуды - то, что доктор прописал.
Фильм Дудя - это хорошо сделанная агитка, в которой нет ничего лишнего.
На мой взгляд, выводы слишком легкомысленные.
И разговоры о том, что любой может заразиться, лукавы. Во всех трех случаях виной заражения были наркотики (Красовский о том, как он подцепил эту болячку, не рассказал). Да, одно заражение было от секса, но эта была связь с заведомым наркоманом. Если уж было желание показать, как все мы уязвимы, показали бы случай с получением ВИЧ после переливания крови.
А возможно ли заражение, если человек не имеет сексуальных контактов, не наркоманит, и ему не переливают кровь? Таких людей нет? А, по-моему, их много. Под сомнением разве что отсутствие сексуальных контактов. Но, допустим, они всегда защищенные или партнеры не изменяют друг другу - разве это такая уж редкость?
В зависимости от характера человека он может сделать следующие выводы из фильма Дудя:
- меня это не касается, потому что я нахожусь вне факторов риска;
- ВИЧ - это ерунда: принял таблетки, и живи 100 лет, поэтому я буду спать с кем попало и колоть себе наркотики.
Наверное, следующий фильм Дудя будет о наркотиках. А потом он получит предложение от центральных телеканалов, от которого не сможет отказаться - парень очень способный, и сделает фильм про Путина - парохода и человека. Тогда-то либерда его и разлюбит, но пока они его обожают.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)