Должна ли Церковь быть бедной?

Feb 07, 2020 17:42


Должна ли Церковь быть бедной или богатой? Это - сложный вопрос, и отвечать на него должны люди церковные. Но миряне тоже интересуются, поэтому я попробую высказать свои соображения.

Дорогая церковная утварь и ризы в древние времена еще и служили чем-то вроде золотого запаса для церкви - иногда их можно было продать. Власть и богатство всегда были рядом.

Выжила бы Церковь столько времени, если бы была изначально бедна? Считались бы с ней земные государи?
Мне бы хотелось подкрепить свои рассуждения каким-нибудь примером из искусства, и я возьму его из кино.

Я сейчас досматриваю сериал «Новый папа» - продолжение сериала «Молодой папа». Там представлены все точки зрения на этот вопрос. В «Молодом папе» папа Пий XIII был глубоко огорчен тем местом, которое католичество занимает в современном мире. Действительно, Ватикан - невелик, и без конца сменяющие друг друга итальянские премьеры все время стараются заработать очки за счет каких-нибудь резких жестов в сторону Ватикана. А последний ничего не может сделать, т.к. полностью зависит от Рима. Нужно лавировать, уговаривать, заниматься дипломатией. Очень большая зависимость и от СМИ, настраивающих общественное мнение против Ватикана и католичества. Фактически священники по умолчанию уже считаются чуть ли не педофилами.
Но Пий XIII не желает смиряться с таким положением вещей. Он объявляет мирским властям войну и выигрывает ее. В этой войне для него важно возвращение таких атрибутов папы, как его роскошные одежды, как поклонение ему. И он войну выигрывает, т.к. для властей все же важно, чтобы избиратели не обратились против них из-за призывов священников. Пий XIII (в миру Ленни) уверен, что Бог слышит его и помогает ему - поэтому он и победил, для этого Бог помог ему избраться папой, хотя на него никто не ставил. Но в конце сериала Ленни впадает в кому - у него отказало сердце.
Так, значит, он был неугоден Богу? Но почему он тогда в коме, а не умер?

Следующий избранный папа - еще более странный, чем Ленни. Франциск II стоит за нищую Церковь. И если Пий XIII хотел вернуть Церковь к времени то ли Средневековья, то ли Возрождения, то Франциск II решил вернуть ее к временам апостолов. Он собирается продать все имущество Ватикана и католической церкви в целом, деньги раздать бедным, а священникам превратиться в босых проповедников.
И что же? Сразу после заявления о своих намерениях Франциск II умирает от сердечного приступа. Думали, что за его смертью стоят кардиналы, но потом узнали, что он умер сам и, скорее, всего, его забрал Господь.
То есть, идея нищей Церкви явно не мила Господу.

Следующий избранный папа, Иоанн Павел III, сторонник среднего пути. О богатстве/бедности Церкви здесь речь вообще не идет - вопрос закрыт. Речь идет об отношении Церкви со светской властью и с современными реалиями. Иоанн Павел III хочет сохранить влияние Церкви, возможно, его приумножить, но при этом вписаться в 21 век. Например, он готов разрешить браки священников (в православии они есть) и среди них - гомосексуальные браки.
В тот момент, когда он решил об этом объявить (ну, не само разрешение, а то, что можно бы подумать на эту тему, обсудить ее) папа вдруг лишается возможности говорить в силу весьма дискредитирующих его обстоятельств. От стыда папа сбегает из Ватикана.

По-видимому, это и другие неприятности, навалившиеся на Церковь, заставляют Ленни прийти в себя. Господь буквально воскрешает его из мертвых. Теперь уже нет сомнений, что Пий XIII - святой. Вероятно его задачей будет разрулить все то, что произошло за время его нахождения в коме.

Что будет потом, я не знаю, т.к. во-первых, 9-ю серию еще не показали (будет в субботу), а во-вторых, будет третий сезон сериала, правда, всего из пары-тройки серий. Тогда мы и узнаем, что хотел сказать нам режиссер Паоло Соррентино.
Что же касается того, кто из трех пап угоднее Богу, кто может вести Церковь туда, куда нужно, то, по-моему, первенство за средним путем, но без перегибов.

И, если вернуться к тому, что вызывало у меня желание написать последнюю серию постов - к часам патриарха, то я сказала бы, что как раз патриарх Кирилл сегодня на своем месте и отвечает реалиям места и времени.

Это римский папа когда-то был важнее любого земного царя и мог одним махом лишить его всех подданных просто-напросто запретив им подчиняться королю-отступнику или королю-еретику. У русских патриархов таких возможностей никогда не было. Напротив, русскую Церковь преследовало несчастье за несчастьем.
Когда царю Петру I потребовалось для его реформ дорогое церковное имущество, то он просто забрал его, упразднил патриаршество и поставил над Церковью светских чиновников. А Екатерина отобрала у них земли II. Октябрьская революция неожиданно вернула патриаршество, но не имущество, да и то, что оставалось отобрали вместе с храмами, оставив совсем немного действующих церквей.
Зато среди бенефициаров буржуазной революции 90-х годов Церковь стала одной из первых. Конечно, им не вернуть власть, но ведь ее у них никогда и не было. Зато, можно вернуть имущество - единственная реституция, разрешенная Ельциным, была церковная реституция.

Ну и каким должен быть современный патриарх? Как минимум он должен уметь на одном языке говорить в теми, у кого власть. Дорогие часы - один из атрибутов этого разговора. Кирилл делает все, что может, для вверенной ему Церкви, и мне кажется, что это у него получается лучше, чем у властей с нашим государством и народом.

Народ не любит Кирилла за то, что он - такой же, как все эти министры-капиталисты и прочие олигархи, т.е., как люди космически далекие от простых людей.

Извините, но вы сами выбрали и продолжаете выбирать богатых. В Думе есть хоть один рабочий? Даже при последнем царе в думах были представители от крестьян и рабочих, не говоря уже о советской власти. А сегодня вы в Думе никого бедного не найдете днем с огнем. И вас это устраивает. С чего это патриарх у вас должен быть бедным?
Я уже сказала, что он отвечает за Церковь, а не за благосостояние простых людей. А Церковь служит Царю Небесному и оказывает посредничество верующим, чтобы они могли молиться Господу в его доме.

На самом деле все очень просто: здравоохранение оказывает медицинские услуги, образование - образовательные, искусство - развлекательные услуги. Никто больше не лечит тело и душу, не воспитывает.
Так почему бы церкви не оказывать религиозные услуги, а государству - государственные? А кто же должен заботиться о людях? Сами люди. Оказываете себе и другим человеческие услуги, заботьтесь о себе сами и будет вам счастье. А церковь и государство будут заботиться о себе.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (За жизнь)

За жизнь

Previous post Next post
Up