Фильм "Матильда"

Jan 10, 2020 13:55

Перед Новым годом по телевизору показали фильм «Матильда» Алексея Учителя. Я не ожидала, что негодование противников этого фильма, вплеснувшиеся в СМИ еще до его показа, окажется настолько верным.

Это, действительно, очень плохой фильм.

Я совершенно не являюсь поклонницей семьи Николая Романова, и их причисление к лику святых мне не нравится, но это не означает, что мне должны нравиться те дикие измышления, которые выдумал сценарист данного шедевра. Тем более обидно, что сценаристом был писатель Александр Терехов (романы «Каменный мост», «Немцы»). Лучше бы он продолжал писать романы и рассказы, чем такие сценарии.

История начинается с того, что балерин Мариинского театра фотографируют для того, чтобы царь с царицей могли выбрать любовницу для своего наследника. Ну что за бред?

А сам фильм начинается с того, что на коронацию в Успенском соборе Кремля Николая II и его супруги Александры Фёдоровны проникает бывшая любовница царя балерина Матильда Кшесинская, а он, увидев ее, роняет корону и падает в обморок.

Если еще можно сказать, что никто не знает, что там происходило внутри царской семьи, то уж коронацию-то видели многие, и в обморок Николай II не падал. Зачем же так искажать историю?

Основная интрига фильма та, что царевич безумно любил Матильду, и она уговаривала его отказаться от престола, чтобы он мог на ней жениться. Николай колебался. Все же долг пересилил страсть. К тому же, Николай опасался за жизнь возлюбленной. Вдовствующая императрица была готова на все, чтобы сын расстался с любовницей и женился на немецкой принцессе. Она боялась скандала и поручила начальнику сыскной полиции Власову добыть у Матильды любовные письма царевича. Матильда их отдавать не хотела.

У Матильды был тайный поклонник - граф Воронцов. Он находился в сумасшедшем доме после того, как пытался убить Николая, приревновав его к балерине. Воронцов сбежал из больницы, похитил Кшесинскую, а Власов воспользовался ситуацией и взорвал паром, на котором безумец хотел увезти балерину. Взрыв и пожар видел Николай - он как раз приехал попрощаться с Матильдой перед женитьбой. Матильда уцелела, но кто знает, что будет в другой раз?

После этого Николай решил больше никогда не видеться с Матильдой, а стать верным мужем для Аликс.

Отношения Николая и Матильды показаны очень откровенно, а ведь историки до сих пор спорят, находились ли они в фактической связи.
В фильме Николай совсем не любит свою невесту, хотя все мы знаем, что он был к ней очень привязан, они практически не расставались, а если расставались, то писали письма каждый день. Если это не любовь, то что тогда любовь?

Единственное, что удалось в фильме - это образ Матильды. Она - очень здоровая, веселая, полная жизни девушка. Современники говорили, что у нее в жилах текло шампанское.

На контрасте Алекс - болезненная, некрасивая религиозная фанатичка. Она пытается приворожить Николая с помощью магии (как это сочетается с религиозностью?), которую использует врач-психиатр Фишер. У того есть какой-то таинственный сосуд с водой, куда нужно бросить что-нибудь с кровью Матильды.

В этом же сосуде Фишер для загадочных опытов держал сумасшедшего Воронцова. Воронцову удалось сбежать, утопив Фишера. Сразу после этого пришла Аликс, которая украла балетные туфли Матильды. А туфли были пропитаны кровью, так как Кшесинская именно в них крутила свои 32 знаменитых фуэте и стерла пальцы до крови. Не обращая внимания на труп психиатра, Аликс бросила заветные пуанты в волшебный сосуд, вода окрашивается кровью - и оп-ля - Воронцов с Матильдой на пароме, паром взрывают, а потрясенный Николай решает связать свою жизнь с Аликс всерьез и надолго.

Вот она магия-то!

Мораль ясна: надо было Николаю отречься от престола, жениться на Матильде и уехать в Европу - тогда жил бы он долго и счастливо, а в России, глядишь, не было бы революции. Предал он свою любовь - отсюда и все несчастья, как его с Аликс, так и всей страны. Колдовство до добра не доведет.

Но все это снято как-то очень путано, невнятно и скучно. Похоже на серию из середины неизвестного бразильского сериала, которую почему-то стал смотреть.

Николая и Кшесинскую играют иностранные актеры, которых потом пришлось озвучивать, т.к. они не говорили по-русски. Более того, актер, игравший Николая, ничего не знал о нем и узнавать не собирался. Но режиссер считал, что так даже лучше. В результате актер имеет несколько удивленный и скучающий вид, как будто не понимает, что происходит вокруг него.
Аликс тоже играла немецкая актриса, а императрицу Марию Фёдоровну - Ингеборга Дапкунайте.

Зачем это? Почему тогда Александра III играл Сергей Гармаш?

Фильм был задуман как дорогой и костюмный. Для фильма было изготовлено 5000 костюмов, на создание которых ушло свыше 17 тонн ткани, был частично восстановлен (хореография, костюмы, декорации) эпизод коронационного балета. Съемки балетных сцен фильма «Матильда» проходили в Мариинском и Большом театрах. В Большом несколько дней, а в Мариинском - больше недели.

Съёмки проходили в Большом Екатерининском и в Александровском дворцах в Царском Селе, а также во Дворце Юсуповых, Елагином дворце и в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Декорации к фильму были замечены на форте Шанц в Кронштадте 25 июля 2015 года. Кроме того, для этого фильма были построены декорации Успенского собора Кремля площадью 36 на 36 метров (а съемки в самом соборе не велись, поскольку съёмочной группе не было выделено достаточно времени для работы), Дворца на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава.

В общем денег было затрачено немало, а сморится все так, будто изготовлено на коленке или куплено на рынке. Не знаю, как им это удалось при таком бюджете.

При бюджете в 1,5 млрд руб. «Матильда» собрала 537 млн руб, показав убыток в 1,28 млрд руб. По данным исследования 2019 года «Матильда» стала самым убыточным фильмом, поддержанным Фондом кино.

Возможно, фильм бы меня так не раздражал, если бы он был не про реальных персонажей, а про условную королевскую семью в тридевятом царстве-государстве. Ну не мог себя так вести царевич: не мог он говорить Матильде при первой встрече, что-то типа «Приходите завтра на сеновал». Не могла и она ему отвечать дерзостью, как в фильме.

Не могла принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская шариться по углам гримерки любовницы своего жениха в поисках следов ее крови.

Не мог граф Воронцов (вымышленный персонаж) напасть на царевича.

Получилось очень глупое кино.

Так что кругом была права Наталья Поклонская.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Рецензии, Критика

Previous post Next post
Up