Читала в Топе пост одной странноватой израильской блогерши про ее двухлетнего сына. Чем она странная? Еврейка, жила в Минске, вышла замуж за израильтянина, переехала туда, родила. Работает продавцом. Но ЧСЗ - невероятное. Израиль считает грязной дырой, а Минск - верхом цивилизации, себя - женщиной, разбирающейся решительно во всем, и очень крутой. Она без ума от мужа и от сыночка, который невероятно умен и пр. Но там у них дети регулярно должны показываться в некое учреждение, где следят за их развитием: взвешивают, измеряют, проверяют какие-то навыки, словарный запас - типа того, я не очень в курсе. Прием ведет медсестра. Если есть какие-то вопросы, то нужно идти к врачу. И вот медсестра сказала этой неадекватной блогерше, что у ее сына - задержка развития, потому что он в 2 года не говорит, не имеет активный словарный запас хотя бы в 10 слов, не делает то, что его просят (принести мяч и еще что-то), не устанавливает зрительный контакт. Медсестра уже заподозрила аутизм. Это то, что мне удалось разобрать сквозь мат и причитания блогерши. Комментаторы ее успокаивают тем, что их дети тоже не говорили в 2 года, а заговорили к трем.
Ох, уж этот аутизм! Он уже везде мерещится. Да и медсестра, по-моему, несколько превышает свои полномочия.
Что меня тут удивило: я сталкиваюсь с рассказами наших молодых родителей о проблемах с их маленькими детьми. Например, мне сначала рассказывают о необыкновенном уме ребенка, а потом выясняется, что девочка начала ходить в год и три месяца. Это же поздно! Но родители уверены, что все в порядке, и уже водят ее с 6-ти месяцев в школу, которую она будет посещать до 6 лет.
Или с кем ни поговорю, наталкиваюсь на то, что они водят детей к логопедам,
потому что у них дефекты речи.
Я думала, что это все же случайно мне попадаются такие люди, но, оказывается, что проблема с задержкой развития детей носит общий характер.
Согласно прежним нормам развития речи, первые слова ребенок произносит до года (5-10 слов), фраза формируется к 1,5 года, умение говорить - к 2-2,5 года. В настоящее время эти показатели сдвинуты: хорошо, если первые слова малыш произносит в 1,5 года, простое предложение - к 2 годам, а к 3 годам.
Если в 70-80-е годы речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка, то сегодня - у каждого первого. Увеличилось число детей, у которых речь не появляется до 3 лет.
Тот же аутизм 30 лет назад в США ставился один на 10 000 детей. Сейчас - на каждые 500, а в некоторых местах на каждые 150. И, хотя, само понятие об аутизме изменилось, но все равно это очень много, и одной гипердиагностикой вряд ли можно объяснить.
Но если присмотреться к нынешним проблемам детей, то они напоминают проблемы детей в детских домах. А эти проблемы вызваны недостатком общения со взрослыми.
И дело тут не в том, что взрослые должны без конца общаться с малышом, а в том, что они должны общаться хотя бы друг с другом. Допустим, лежит ребенок в люльке в избе, а вокруг него жизнь кипит: без конца кто-то разговаривает, что-то происходит, да и его замечают.
А тут находится младенец при своей мамочке, которая весь день зависает в смартфоне, и больше никого рядом нет. Вот вам и запущенность при полном благополучии.
Но по-другому уже не будет - поезд ушел. Придется пересматривать нормы. Вот уж не знаю, к добру это или к худу.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Блогосфера)