В одном посте жительница Канады из наших бывших комментировала вот этот ролик.
Click to view
Здесь некий стендапер возмущается, что ему каждый день приходится делать уроки с сыном. Он считает, что учить ребенка - это не его обязанность, а обязанность школы. В подтверждение своей мысли комик приводит разные примеры: вот он не требует, чтобы школа стригла мальчика или стирала его одежду; когда он отдает машину в автосервис, там не требуют самому ее чинить и пр. Т.е,, у каждого должны быть свои обязанности: школа должна учить детей, а родители должны их кормить и следить за их внешним видом. Чаще всего стендапер поминает слово «жопа»: подтирать жопу, следить за жопой - вот чему он способен научить сына, а английскому, извините, нет. Учителей он называет сучками. Спрашивает: «В зале есть учительницы?». Потом следует пауза (видимо, кто-то поднял руки) и шипение: «Сучки!».
Посмотревшая ролик блогерша, пишет, что у них, в Канаде, школу уважают, и свое недовольство, если они и есть, вслух, а, тем более, матом не выражают.
У нас люди считают, что им все обязаны (школа, вузы, медицина), а они никому ничего не должны, поэтому наши люди и не европейцы. (По-видимому, в отличие от канадцев и тех, кто туда только что эмигрировал).
Новоиспеченную канадку возмутило то, что зал очень смеялся над шутками стендапера.
Меня смех тоже удивил: уж слишком нудное выступление. Впрочем, люди заплатили деньги и настроены веселиться: тут будет смех и от слова «лопата».
Прав ли стендапер, считающий, что родители должны только кормить и одевать детей, а за учебу должна отвечать школа, за здоровье - врачи, за поведение - полиция?
Кажется, что он слишком мало берет на себя и слишком много обязанностей возлагает на других. Есть такая позиция: я плачу налоги, а вы на эти деньги делаете все остальное.
Но по факту в СССР все так и было: люди работали, а государство брало на себя многое другое. Например, кто отвечал за здоровье детей? На самом деле участковый врач и та же школа. Учителя должны были первыми заметить, что с ребенком что-то происходит и сигнализировать школьной медсестре, а она уже обязана была проследить, чтобы ребенка осмотрели врачи.
Если ребенок выглядел запущенным или хулиганил, то учителя могли связаться с детской комнатой милиции, с органами опеки, позже появились школьные психологи.
Школа сама лечила, например, детям зубы, для чего там были стоматологические кабинеты. В школах проводили ежегодную диспансеризацию, а также делали обязательные прививки и пробы Перке и Манту на туберкулез. Родителей об этом разве что извещали.
Школы обеспечивали обязательные завтраки для учеников младших классов, бесплатные обеды и школьную форму для неимущих, бесплатные учебники для всех с 1983 года.
Школы водили детей в кино, театры и музеи, возили на экскурсии.
В школах существовали спортивные секции.
Так что раньше, как и сейчас, школы вовсе не занимались одним лишь образованием.
В советское время школьников еще и воспитывали идеологически, чтобы они понимали, что такое капитализм и социализм, чтобы любили свою родину.
А что должны были делать родители? Действительно, только кормить и одевать, да и в последнем помогали самым неимущим. Иногда нужно было сдать деньги на экскурсии или на билеты в кино-театры, но суммы эти были небольшими.
Я могу сравнивать то образование, которое давали школьникам в 40-е-50-е годы; в 60-е-70-е, в 80-е-90-е; в 90-е-2000-е.
На мой взгляд, лучше всего учили поколение моей мамы. Она грамотно пишет, помнит изученные в школе произведения по литературе, например, «Войну и мир», может прочесть наизусть несколько стихотворений Пушкина, помнит основные события отечественной истории. Мама помнит столицы европейских государств и, по крайне мере, в 65 лет, еще решала задачки по математике для старших классов, хотя математику учила только в школе. Когда она была в Париже, то могла узнать цену в магазине и заказать еду в ресторане на французском, который тоже учила только в школе.
А ведь моя бабушка не умела читать, так что она никак не могла помочь маме с уроками. Более того, ее совершенно не интересовало, когда и как ее дочь делает уроки. Она видела свою задачу в том, чтобы работать.
Обучаясь в школе, мама занималась в театральном кружке при театре им. Моссовета и в секции по спортивной гимнастике. Но большую часть своего времени мама посвящала подругам, и за уроками не сидела, что все же не помешало ей поступить в вуз.
Как видите, в плане учебы мама не напрягалась и других не напрягала, а о результатах я рассказала.
Когда я училась, то мама как-то следила за моей учебой, т.е. проверяла дневник. Конечно, около меня она не сидела. Я знала, что должна сделать уроки и делала их. Если я что-то не понимала, то обращалась к девочкам из нашего дома, которые учились классом старше, если и они не понимали, то выясняла непонятное в школе у других учеников. Но это было редко.
Мои постшкольные знания хуже, чем у мамы, но все же они есть.
В 80-е годы родители уже массово делали уроки с детьми. Сейчас с первых классов нанимают чуть ли не репетиторов.
Я на работе общаюсь с теми, кто учился в 70-е-2000 - они не понят ничего из школьной программы. Не знаю, может быть, это мне так и не повезло, но других данных у меня нет.
Родители сегодняшних школьников утверждают, что они не все понимают в домашних заданиях детей, а уж дети в них совсем ничего не поймут без помощи.
Так в чем все же дело?
Почему учителя могли научить детей войны, которые большей частью росли без отцов, которые недоедали, росли практически без призора, имели серьезные психологические травмы? Почему учителя не могут научить благополучных, сытых детей, с которых родители глаз не спускают?
Один из факторов мне видится тот, что прежде учителей уважали: они имели знания, которые дети не могли получить от родных или из других источников. Зато родители внушали детям, что образование даст им в будущем более легкую жизнь, чем у них самих. Например, моя бабушка не хотела, чтобы мама работала на фабрике, как она сама. Не надо работать в 3 смены, не надо таскать тяжести, не надо терпеть холод или жару - только получи высшее образование, и у тебя будет другая работа, да и заработок будет больше.
Сегодня трудно сказать, зачем нужно хорошо учиться в школе. Чтобы поступить в вуз? Во-первых, можно учиться за плату, во-вторых, а что дает диплом? Если мы понимали, кем будем работать по окончанию вуза, и какая у нас примерно будет жизнь, то этого нельзя сказать о сегодняшних выпускниках вузов.
Возможно, поэтому дети не слишком хотят учиться, и без родителей вообще не делали бы уроки. Учиться ведь напряжно.
Так что не так уж неправ стендапер, с которого я начала этот пост. Но все же таким хамским и потребительским отношением к школе он ситуацию только ухудшает. И все это совсем не смешно.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)