В Москве проходит масштабная выставка Эдварда Мунка (1863-1944). Картины и офорты представил музей Эдварда Мунка из Осло. В свое время, художник, не имеющий прямых наследников, завещал свои картины столице Норвегии.
Когда он родился, Норвегия еще находилась под претокторатом Швеции (получила самостоятельность в 1903 году), но художник был большим патриотом своей страны и свою выставку в Берлине в 1892 году провел под флагом суверенной Норвегии. Свои картины он продавал очень неохотно, требуя за них слишком большую цену: то ли не хотел продешевить, то ли не хотел расставаться, но в итоге на момент смерти у него скопилось большое количество из созданных им полотен. А если бы был сговорчивее, то стал бы миллионером. Впрочем, ему и так на жизнь хватало. Он жил в поместье с большим земельным участком, которое купил в 1916 году. Там он и умер.
Умирал художник в оккупированной немцами Норвегии. В Германии его картины были признаны близкими к дегенеративному искусству и распроданы из музеев по частным коллекциям.
Эдвард Мунк родился в семье военного врача. Семья была небогатая, но уважаемая. Его дед был знаменитым проповедником, отец тоже отличался необыкновенным религиозным рвением (Кстати, фамилия "Мунк" переводится на русский примерно как "монах"). С тех пор как умерла от туберкулеза его жена, он целыми днями читал библию.
Будущий художник рано остался сиротой. Его мать умерла в 30 лет, успев родить 5-х детей. Эдвард был вторым по старшинству. На момент смерти матери ему было 5 лет, а его любимой сестре Софии - 8 лет.
Эдвард помнил, как его и сестру разбудили и привели прощаться с умирающей. Она успела их поцеловать в последний раз.
Когда Софии исполнилось 18 лет, она тоже умерла от туберкулеза. Остались 2 сестры и брат, которых взялась воспитывать тетя.
Смерть сестры потрясла Эдварда так, что он почему-то решил, что станет художником. Рисовал он с детства, но до этого думал заниматься точными науками и даже один год отучился в чем-то типа технического училища.
Тетя - сестра матери - считала Эдварда гением, и всю жизнь его поддерживала. Они постоянно переписывались, Мунк рассказывал тете об основных событиях, случившихся за последнее время. Он писал о своей работе, выставках, отношениях с друзьями. Тетя одалживала племяннику деньги, он возвращал долги, чем вызвал ее горячую благодарность. Сестры и брат тоже очень уважали его, а вот с отцом случались разногласия.
Маленьким Эдвард не спал ночами - боялся попасть в ад, но когда вырос, то сделался атеистом, много пил, в том числе, абсент, вызывающий галлюцинации, проводил время в публичных домах, где умудрялся встречать даже Рождество. Все это сильно не нравилось отцу Мунка.
Отец умер, когда Эдвард находился во Франции, получив стипендию для заграничной стажировки. Мунк в то время уже был известен как художник, вел богемную жизнь. Смерть отца сильно повлияла на Мунка.
Тема похорон, последнего прощания присутствует во многих картинах Мунка. В детстве он часто болел, и его долго не крестили, т.к. думали, что он - не жилец. А вот поди ж ты - всех пережил
Безусловно, ранняя смерть матери и сестры, религиозный фанатизм отца, да и наследственность (одна из его сестер болела шизофренией) оказали воздействие на развитие личности художника.
.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Его опекал дальний родственник художник Фрица Таулов. Наставником Мунка стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова, Кристиан Крог. Он ввёл Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние.
Именно Егер подал основную идею для творчества. Он посоветовал писать картины про свою жизнь, а не всякие пейзажи-натюрморты. Главным должна быть эмоция. Нужно писать, не то, что видишь, а то, что увидел.
На первый взгляд кажется, что это - банальности. Но не забывайте - это конец 19 века. В самом деле: что мы видим? Во-первых, зрение человека ограничено определенным волновым диапазоном: от 380 до 720 нанометров - это и называется спектром видимого излучения. Ниже этого диапазона находятся инфракрасный и радиоспектры.
По другую сторону видимого диапазона волн расположен ультрафиолетовый спектр, за которым следует рентгеновский, а затем - спектр гамма-излучения с фотонами, длина волн которых не превышает триллионные доли метра.
Во-вторых, мозг "дорисовывает" нам то, что мы не видим. Например, люди с одним глазом лишены бинокулярного зрения, но они же не видят мир плоским - мозг делает его объемным.
Как художник писал картины? У него в голове есть образы предметов, которые он хочет поместить на картину, но эти образы максимально приближены к тем, что видят все. Что-то художник рисует с натуры, например, лица и фигуры людей, предметы на переднем плане, а деревья вдалеке может изобразить и по памяти.
А вот художники-импрессионисты стали писать только с натуры и изображать то, что видели. Они видят не дерево, а зеленые пятна и пр.
Мунк же хотел писать то, что увидел, а не видел - эмоцию, которую вызвало у него то или иное событие или предмет. Он не стал учиться выписывать руку человека и прочие премудрости, предпочитая писать свою жизнь.
Мунк был высокого роста, имел приятную внешность, был отличным рассказчиком - мог увлечь людей за собой (видимо, сказывались гены деда-проповедника). Молодые художники приветствовали идеи Мунка, в то время как критики его осуждали.
В 1885 году у Мунка завязался роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). До этого Мунк не встречался с женщинами. Роман получился болезненным. Пуританское воспитание сказалось в том, что Мунка мучила совесть за связь с замужней женщиной, тем более, что она была из семьи его благодетеля. Милли была очень кокетливой женщиной и флиртовала со всеми подряд. Мунк ревновал. Эта история стала темой нескольких картин художника. Сам же впоследствии избегал серьезных отношений, хотя известны длительные отношения еще с тремя женщинами, ни на одной из которых Мунк не женился. Зато он стал завсегдатаем публичных домов: там и поесть можно, и поспать, и музыку послушать, и натурщицы рядом, и потрахаться можно - что еще нужно художнику?
В 1886 году Мунк представил на выставку картину "Больная девочка". Хотя позировала натурщица, но в основу сюжета легли воспоминания о болезни и смерти сестры.
Картина вызвала скандал. Критики были возмущены не сюжетом картины, а тем, как она была исполнена - в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»; даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику.
С тех пор карьера Мунка пошла в гору - от скандала к скандалу.
В 1890 году Мунк написал картину "Меланхолия", которая определила его стиль. Здесь изображен его друг, терзающийся от измены любовницы. Но заодно тут же и переживания самого Мунка по поводу своей первой любви.
В 1892 году Мунк устроил персональную выставку. Это было удивительное для Осло событие: молодой художник - и персональная выставка. Картины на выставке опять вызвали скандал, но зато они приглянулись одному немецкому художнику - члену немецкого объединения художников, Сессиону, который предложил Мунку представить их в Берлине.
На берлинской выставке тоже был скандал, и ее закрыли раньше времени. При закрытии состоялась драка молодых и именитых художников. Победила молодость. Потом организаторы были вынуждены повторить выставку, так как публика мечтала увидеть картины, вызвавшие такие страсти.
Мунк прожил в Берлине 2 года и окончательно сформировался как художник. В Берлине он сошелся с шведским писателем и драматургом Августом Стриндбергом. Они оба были мизантропами и женоненавистниками; верили в оккультизм.
Известно, что женщины падки на женоненавистников. Друзья проводили дни и ночи в кабаке "Поросенок", где Стриндберг играл на гитаре, а Мунк рисовал прекрасных дам. В приключениях у них недостатка не было.
Однажды они оба влюбились в одну женщину.
"Мадонна" (1894)
«Женщина в ее тотальной изменчивости - это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание, человек… Человек, сводящий с ума…» - говорил Мунк. Он считал, что женщина становится святой в момент оргазма, так как готова к зачатию.
В 1893 году для этой картины художнику позировала Дагни Юль, будущая жена писателя и друга Мунка Станислава Пшибышевского и муза художников-современников: помимо Мунка Юль-Пшибышевскую писали Войцех Вейс, Конрад Кржижановский, Юлия Вольфторн.
Пшибышевский стал первым, кто написал о Мунке книгу. Его жена вела свободный образ жизни и умерла при странных обстоятельствах. Один из случайных поклонников увез ее в Стамбул, где они неожиданно оба покончили с собой. Причины этого неизвестны.
Отношения Мунка с Стриндбергом были сложные и окончились, когда писатель заподозрил, что художник хочет его отравить (перегоняет газ по трубам в его квартиру). Да, он был психически нездоров.
Впрочем, и в этом отношении Стриндберг с Мунком были похожи. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Женщина очень хотела, чтобы он на ней женился и довела художника до психушки, где он лечился около года. Роман окончился тем, что Матильда хотела его застрелить, а он перехватил пистолет и ранил ее в руку. После этого у Мунка были только еще одни серьезные отношения, но и они окончились разрывом.
Монументальным проектом Мунка стал "Фриз жизни". Так он назвал грандиозную выставку, для которой создавал картины несколько десятилетий. Выставка состоялась в Берлине в 1902 году и включала следующие картины, разбитые на 4 темы.
Я покажу эти работы, но не все они были представлены на выставке в виде: кое-что дублировалось офортами. Как я уже писала, Мунк не любил расставаться со своими картинами, а вот офорты он продавал.
Рождение любви
• Красное и белое (1894)
• Глаза в глаза (известна также как Влечение, ок. 1895)
• Танец на берегу (ок. 1900)
• Поцелуй (ок. 1892)
• Мадонна (1894)
Расцвет и закат любви
• Пепел (1894)
«Я видел нашу любовь, лежащую на земле в виде груды пепла», - и некоторые исследователи предполагают, что художник изобразил свои воспоминания о первом романе и потере девственности.
• Вампир (1893)
Мунк писал натурщицу с рыжими волосами. В гости пришел друг, и он попросил его уткнуться женщине в грудь. Изначально никакого вампира не было. Но Пшибышевский придумал название "Вампир", и теперь кажется, будто женщина пьет из мужчины кровь.
"Он стал словно каша. Его следовало бы вырвать из ее рук. Он прилип к ее груди - она ужасна. А у него пустые глаза и серое лицо», - говорил художник, по воспоминаниям его друга, о женившемся знакомом. Другая цитата - из дневников Мунка - тоже описывает происходящее на картине, но в другом свете: «Он опустил голову на ее грудь - он чувствовал, как кровь текла по её жилам - вслушивался в стук ее сердца - он почувствовал прикосновение горячих губ на своей шее - по его телу прошла дрожь - трепет желания - и он прижал ее поближе к себе».
• Танец жизни (1899-1900)
«В центре большой картины, написанной этим летом, я танцую со своей первой любовью; эта картина - воспоминание о ней. Слева белокурая девушка с улыбкой безнаказанности тянется за цветком любви. Справа женщина в трауре тревожно следит за танцующей парой. Она исключена из веселья - как был исключен и я, когда они танцевали…» - рассказывал Мунк историю создания картины.
• Ревность (1895)
• Сфинкс (Три возраста женщины) (1893-95)
• Меланхолия (1894-95)
Страх жизни
Тревога (1894)
• Вечер на улице Карла Юхана (1894)
Здесь изображено то состояние, когда человеку вдруг кажется, что он находится в совсем незнакомом месте, а окружают его какие-то инопланетяне.
• Красный плющ (1898-1900)
• Голгофа (ок. 1900)
•Крик (1893)
Смерть
• Комната больного
• Катафалк на Потсдамской площади (1902, впоследствии исключена из экспозиции)
• Обмен веществ (1898)
• Девочка у постели умершей матери (1893-99)
Отдельно хотелось бы остановиться на самой знаменитой картине Мунка - на "Крике".
На истории картины можно показать, как художнику в голову приходят те или иные сюжеты.
В основу картины легли воспоминания Мунка о красных облаках, которые можно было наблюдать в 1883 году из-за извержения вулкана Кракатау. 10 лет он хотел написать кровавые облака, и, наконец, написал.
«Я шел по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», - говорил художник о поразившем его пейзаже, после которого он взялся за серию работ. Всего он создал семь версий, из них с названием «Крик» четыре (два маслом и две пастели).
Самая первая картина из этой серии была такая:тут изображен знакомый Мунка.
Отчаяние
Но потом человек трансформировался в странную фигуру, принесшую Мунку мировую известность. А кто кричит? Одно время картина называлась "Крик природы".
И еще вариации на эту тему.
"Тревога"
"Страх"
Еще картины с выставки.
Много автопортретов.
"Автопортрет в аду"
"Автопортрет"
"Автопортрет с бутылками""
"Автопортрет после гриппа". В 1918 году Мунк заболел испанкой, от которой умерли Шиле и Климт. А он - выжил.
В 1930 году у художника произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, из-за которого он почти полностью прекратил писать, в то же время он рисовал эскизы с отражением последствий этого кровоизлияния в виде искажённых форм.
"Портрет с бутылками" (1938)
И еще картины.
"Запах смерти"
"Два человека. Одинокие"
"Две женщины на берегу"
Мунк имел сложные отношения не только с людьми, но и со своими картинами. Некоторые ему не нравились, и он выставлял их на улицу. Там их мочил, дождь, на них появлялся птичий помет, который вместе с потеками становился частью картин. Так что потертость некоторых картин может свидетельствовать о том, что они подвергались такой обработке.
"Купальщики"
"Вечернее настроение"
"Удивление"
"На берегу моря"
"Убийца"
"Смерть Марата"
"Созревание". Обратите внимание на черную тень сбоку - все непросто!
"Зимний снег"
"Наследственность"
"На следующий день"
кликабельно
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))