Сегодня читала пост про дуэль Лермонтова с Мартыновым. Блогер нашел материалы в древней «Ниве».
Причиной дуэли называют дурные отношения между бывшими одноклассниками Мартыновым и Лермонтовым (вместе учились в юнкерском корпусе; были партнерами в занятиях по фехтованию; их родные хорошо знали и уважали друг друга).
Отчего Лермонтов и Мартынов враждовали? Такое бывает среди одноклассников, тем более, что Мартынов тоже писал стихи и прозу, правда, успеха на этом поприще не имел.
Неприязнь усугубилась подозрением, что Лермонтов вскрыл письмо, которое сестра Мартынова передала для брата с оказией, когда поэт ехал на Кавказ. Дело было в том, что отец Мартынова вложил в письмо 300 рублей, но сделал это уже после того, как дочь написала письмо. Лермонтову он об этом не говорил, т.е. тот не должен был знать, что содержалось в запечатанном конверте.
А Лермонтов по приезде в Пятигорск сообщил, что не может передать Мартынову письмо и 300 рублей, т.к. его ограбили в Тамани (см. повесть «Тамань»). Он предложил Мартынову компенсировать потерю денег, но тот отказался. Позже Мартынов написал обо всем отцу, а отец ответил, что Лермонтов не мог знать о деньгах в конверте. Следовательно, поэт распечатал письмо из любопытства, а историю с грабежом выдумал. Это возмутило Мартынова, хотя доказать он ничего не мог.
Также Лермонтов взял за правило вышучивать Мартынова в присутствии прекрасных дам.
Поэт даже написал пару несмешных эпиграмм про Мартынова. Тот предупредил, что больше этого не простит. Какое-то время Лермонтов терпел, но однажды не удержался и съязвил по поводу черкесского костюма Мартынова. Тот носил такой костюм и имел обыкновение держаться за прилагаемый к наряду серебряный кинжал (Мартынов к этому времени уже вышел в отставку). Вот Мартынов что-то сказал даме, а затем отошел и машинально потрогал свой кинжал. А Лермонтов заметил вслух: «Отступил на свои позиции».
За это Мартынов и вызвал давнего приятеля на дуэль.
Лермонтов отнесся к дуэли несерьезно. Он был уверен, что они помирятся без стрельбы. Он не использовал свое право на выстрел, хотя вообще стрелял очень хорошо. А вот Мартынов не промахнулся, в то время, как считался дурным стрелком.
Дуэль была в 15 шагах с барьером в 10 шагов. В принципе, это было обычным условием для России, хотя все же для такой ничтожной ссоры можно было выбрать и большее расстояние (величина дистанции, с которой велась стрельба, ранжировалась в зависимости от повода для дуэли). Даже Пушкин с Дантесом стрелялись на 20 шагах.
О Мартынове ходили разные слухи. Например, до сих пор неизвестно, почему он ушел с военной службы. Говорили, что его поймали на нечестной игре в карты.
Внешне он был красивый, здоровый мужчина. За дуэль был наказан не слишком строго: приговорён к трёхмесячному аресту на гауптвахте и церковному покаянию. После этого удачно женился, по любви и на богатой, да и сам имел приличное состояние.
Жил Мартынов в достатке на Леонтьевском переулке, окружен был многочисленным семейством. Скончался в возрасте 60 лет.
Лермонтов был неказист, маленького роста, хромал. Когда Мартынов его убил, ему было всего 26 лет. Он не успел обзавестись семьей.
Но Лермонтов был гений, и то, что он успел сделать к своим невеликим годам, обогатило российскую словесность.
На чьей стороне должны бы быть симпатии публики? При жизни Мартынов считался изгоем. В советское время его ненавидел каждый школьник.
Но сегодня Мартынов пользуется большим сочувствием публики.
К тому посту, о котором я упомянула в начале этого текста, было некоторое число коментов, и почти все они оправдывали Мартынова.
Вот этот момент для меня очень интересен. Почему так сместились понятия?
Шутки Лермонтова кажутся нашим современникам совершенно невыносимыми. Но ведь и Мартынов сочинил эпиграмму про Лермонтова - кто ему мешал вышучивать Лермонтова? Зачем же убивать человека?
Якобы Мартынов подозревал, что в образе Грушницкого изображен он, а в образе княжны Мэри - его сестра - та самая, которая писала письмо.
Якобы, Лермонтов сам чуть ли не потребовал, чтобы Мартынов его вызвал: «Хватит указывать, что и где мне говорить - хочешь, вызови меня, а не болтай!» (как-то так). Якобы, Мартынов бы прекратил дуэль, если бы Лермонтов ему предложил сделать это первым.
Но ведь ясно, что после дуэли можно было городить все, что угодно, лишь бы себя обелить. Во всяком случае, современники на это не клюнули.
А наши современники клюнули. Всерьез обсуждаются моральные страдания бездарности, считающей, что он или ровня гению или даже лучше него.
И вот в этом как раз Мартынов совпадает с блогерами - для них нет авторитетов, кроме денежных.
Олигарху все можно, а вот признать превосходство какого-то талантливого человека - это уже слишком. Причем, это касается всех авторитетов, включая авторитетов прошлого. Да кто такой этот Пушкин? Он же в карты играл и грязно отзывался в своих письмах о некоторых женщинах - ату его!
Толстой? Графоман. И так далее.
Отсюда, вероятно, и нежная любовь к Мартынову - бедненькой жертве злоязычного Лермонтова.
В верхнее тематическое оглавление
Всякая всячина