Сочетание длинных выходных с одним из важнейших православных церковных праздников неизбежно наталкивает на размышление РПЦ как не только религиозной организации, но и общественно-политическом институте. И тут, как мне кажется, РПЦ является силой не только цементирующей общество, но и, напротив, усиливающей раскол из-за вопроса об оценке советского периода страны.
РПЦ относится к революции и советскому периоду резко отрицательно, выдвигая во главу угла вопрос о жертвах: царской семьи и священнослужителей. Тут точка зрения РПЦ резко контрастирует с мнением большинства населения, которая склонно оценивать советский период и социалистическую революцию более объемно, отмечая как минусы, так и плюсы. Этим РПЦ не только служит плохую службу обществу, но и подрывает свой авторитет. Забавно, кстати, что в негативной оценке советского периода РПЦ смыкается с либералами, хотя церковники и либералы друг друга на дух не переносят.
ИМХО позиция РПЦ в этом вопросе связана не с примирением с зарубежной православной церковью, которая просто зациклена на этом вопросе, так как реально там сейчас - полторы калеки, нет ни прихожан, ни влияния, ни денег. Дело тут в другом - в том, что если отбросить революционный и советский период, то мучеников у РПЦ фактически нет.
У католиков - есть масса мучеников периода раннего христианства. У старообрядцев - есть (кстати - а где пример христианской любви, всепрощения и примирения священнослужителей из РПЦ и старообрядцев, ведь и те и другие - не просто христиане, а - православные), даже у протестантов - и то есть, благодаря религиозным войнам, а вот у православных - ну разве патриарх Гермоген, которого поляки заморили голодом. Причина этого - в том, что на Руси христианство внедрялось сверзу, и мучениками были не те, кто был христианином, а те, кто этому противился, как во времена крещения Руси, так и позже, во времена раскола.
Между тем иметь мучеников очень выгодно. Вот задает кто-то вопрос, отчего среди иерархов католической церкви так много педерастов, а ему в ответ: «Ты на кого, падла, батон крошишь? Забыл про христианских мучеников, как ими в Риме львов кормили?» - тут критики и заткнутся.
Однако муссирование темы мученичества священнослужителей в советские времена, как мне кажется, приведет не к укреплению авторитета РПЦ, а наоборот.
Во-первых, массовые репрессии против священнослужителей начались не во времена СССР, а раньше, во время гражданской войны, и связано это было с тем, что крестьяне, мягко говоря, не любили попов примерно так же, как и своих бар, и идея выпустить кишки и тем и другим казалось православным христианам чрезвычайно конструктивной. Причина этого - в том, что до Революции православная церковь слишком срослась с государством и воспринималась как церковь царя, а не Христа.
Репрессии против священнослужителей во времена СССР советскую власть не красят. Однако и тут есть два контрдовода.
Во-первых, часть священнослужителей действительно была в контрах и поддерживала белогвардейцев.
Во-вторых, массовые репрессии - следствие творчества масс. Если массы с удовольствием громила церкви и сажала попов, а не отстаивала их, значит, таков был авторитет у церкви.
Также при обсуждении вопроса репрессий против священнослужителей надо опираться не на «мирскую логику», а на христианское видение мира. Тут же все просто - все мы в руках Бога. Если священнослужителей репрессировали, значит, на то была воля Божья. Может, это было за то, что молились плохо, о Боге забыли, с властью заигрывали. А так как нет власти, кроме как от Бога, то негоже РПЦ критиковать советскую власть.
Однако соблазн поэксплуатировать тему мучеников слишком велик, и вполне возможно, что взгляды а-ля Поклонская с мироточащим бюстом Николая II станут для РПЦ стандартом, и в церквях будут висеть иконы не с Богородицей и св. Николаем, а со св. Николаем II-великомученником и святыми мучениками из репрессированных попов.
Кстати, о иконах. В православии, как я уже ответил, нет традиции изображения мучеников, тогда как в католической религиозной живописи эта тема очень разработана. В имеющейся традиции будущие мученики изображены с атрибутами своего мученичества. Например, смотришь на картину с изображением маленькой девочки, будущей святой мученицы, а она сидит и играет с каким-то цилиндром. Потом читаешь описание, что эту святую умертвили, намотав ей кишки на мельничный ворот. Так что новые мученики должны быть изображены с винтовками.
И в заключение добавлю, что с огромным уважением отношусь к христианским Церквям. И к католикам, и к старообрядцам, и к РПЦ. Разумеется, в истории были всякие скользкие моменты. Например, были папы-пираты, папы, которые продали свой пост другим. Спорные моменты есть и сейчас, как и в деятельности любой большой организации не обходится без политики в плохом понимании этого слова. Но церкви, по сравнению с другими организациями людей - очень достойные организации, и имеющиеся огрехи - следствие несовершенства человеческой природы.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)