Ноябрь - ужасно депрессивный месяц. Зимой, и то лучше - от снега как-то светлее становится. И раньше этот месяц очень красил день 7 ноября.
Мы все его любили.
Начать с того, что его праздновали целых 2 дня. Раньше выходные не переносили, но иногда получалось 3, а то и 4 дня выходных. Да было бы желание! Люди подверстывали к празднику отгулы, которые у очень многих имелись, и отдыхали неделю.
В это время у всех школьников были каникулы. Это сегодня каждая школа решает вопрос по-своему.
К 7 ноября подверстывалось выполнение всех годовых планов. План рассчитывался на год, но обязательно нужно было его выполнить досрочно, и именно к 7 ноября. В начале года организации брали себе такое обязательство.
И вот весь октябрь и начало ноября пахали, как каторжные, но успевали аккурат к 7 ноября. Уф! Можно и расслабиться.
Все отрапортовали, получили премии за досрочное выполнение плана, люди увидели, что нового сделали за год или за 5 лет: тут окрыли кинотеатр, тут больницу, тут магазин, тут станцию метро и т.д.
За пару дней до праздника провели торжественные собрания: наградили передовиков. Также раздали продуктовые заказы, чтобы каждый, даже тот, кто ненавидит магазины, очереди, кто не имеет времени, смог отпраздновать. В заказе продукты разнились в зависимости от того, где находилось предприятие. Но во всех была курица, шпроты, зеленый горошек, сыр, какая-нибудь колбаса, шампанское, апельсины. Отдельно шел сладкий заказ с конфетами и чаем. У многих в заказ входила икра - у кого красная, а у кого и черная.
Торт можно было купить свободно, если вы, конечно, не хотели торт именно из ресторана «Прага» - тогда приходилось постоять в очереди.
6 числа хозяйки варили холодец, пекли пироги.
6 ноября город постепенно наряжался в красное. Готовили иллюминацию.
По телевизору шли фильмы и спектакли про революцию. Мне нравилась «Оптимистическая трагедия», «Бумбараш», а фильм «Ленин в октябре» я не любила, как и многочисленные спектакли по пьесам Горького - почему-то всегда показывали «Егора Булычева». Зато мне нравился спектакль «Шторм» театра им. Моссовета. Там главную роль играл Марков. В конце его герой умирал от сердечного приступа. Потом он и сам так умер. А в эпизоде играла Раневская. А «20 лет спустя» по пьесе Светлова? И многое, многое другое.
Поступали поздравления от зарубежных стран: все нас поздравляли с Днем Октябрьской революции.
А дома мы вынимали из почтовых ящиков поздравительные открытки от родных и друзей (а раньше сами такие отправляли).
Утром 7 ноября вставали рано, чтобы успеть сесть за стол к моменту, когда начнется парад. А некоторые ходили на демонстрацию, которая начиналась после парада. Вопреки сегодняшним утверждения, люди с удовольствием туда ходили - за это давали отгул, да и что плохого пройтись в толпе своих коллег по Красной площади и посмотреть, как Брежнев машет с трибуны Мавзолея.
Звонили по телефону родне и друзьям, поздравляли с праздником и сами отвечали на звонки.
Вечером ходили в гости: ели, пили, пели песни. К 9 вечера шли смотреть салют.
8-го можно было провести дома, а можно было опять пойти в гости, принять гостей, если была погода, то устроить пикник в лесу.
Но главное - это то настроение, которое сопровождало этот день.
Трудно передать всю гамму переживаний, но люди чувствовали солидарность, чувствовали, что вместе они - сила, что у них есть будущее, гордились, что в октябре 1917-го сумели переломить судьбу и стали сами себе хозяевами.
Это был своего рода праздник непослушания. Подумать только: рабочие, крестьяне перестали считать себя ничем, а выгнали вон своих хозяев, которые считали, что настолько лучше миллионов простых людей, что те без них пропадут в одночасье, а они за свои совершенства имеют право на присвоение 90% всех имеющихся благ.
А вот не пропали без них. Кто был ничем, тот стал всем.
И, конечно, революционные марши: «Смело, товарищи, в ногу! Духом окрепнем в борьбе, в царство свободы дорогу грудью проложим себе»; «Смело мы в бой пойдем за власть Советов, и как один умрем в борьбе за это»; «С интернационалом воспрянет род людской».
Проложили. А чрез 72 года опять бар завели - скучно жить без миллиардеров. Как греет сердце знание, что Абрамович опять превзошел саудовских принцев по длине яхты! А в 90-м году резиновыми крокодилами торговал. Вот чем можно гордиться!
Все, нет у нас больше праздника 7 ноября. Не дешево ли мы его разменяли? Что же новая власть за 26 лет не создала ни одного подобного праздника?
Зачем вчера по 2-м главным каналам шло вранье про революцию? Особенно, по Первому. На «России» под конец Киселев хоть признал, что Октябрь имел всемирное историческое значение и что СССР имел великие достижения.
А по Первому рассказали, что царская Россия шла от успеха к успеху, все было - зашибись: рабочие объедались булками с маслом, крестьяне - тем более, но коварные либералы возжелали большой власти, вредили царю, а тут еще Германия провернула операцию с возвращением своего шпиона Ленина в Россию, и ни с того, ни с сего, случилось это 73-летнее недоразумение - загогулина, но теперь, слава богу, опять вышли на торный путь.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Политика)