Виктор Пелевин. iPhuck 10

Oct 26, 2017 21:51

В новом романе Пелевина «iPhuck 10» - новый-старый герой. Его зовут Порфирий Петрович, и он все тот же традиционный герой книг Пелевина - недотепистый, недалекий, хотя и считает себя очень хитрым, но добрый и удачливый.


Как правило, герои Пелевина попадают в экстраординарные обстоятельства. Антагонистом главного героя выступает какая-нибудь девушка, которая, в отличие от него, умна, схватывает все на лету, отлично ориентируется в любых фантастических условиях. Но она - интриганка, ее целью является более высокое место в какой-либо иерархии, большие деньги. А главному герою ничего не нужно - он просто плывет по течению жизни, куда вынесет.
Между главным героем и девушкой случается любовь, причем он любит ее всерьез, а она скорее забавляется или использует его. Но на всякую хитрую гайку найдется свой хитрый болт, и героиня обычно проигрывает, а герою-дурачку везет.

Ну, вот и тут такая же интрига, но только главный герой не человек, а компьютерная программа или алгоритм. Порфирий - полицейский робот. Он создан, чтобы расследовать преступления и писать детективы об этих расследованиях. «iPhuck 10» - это его лучшее произведение. Порфирий не имеет своего облика - он живет только в Интернете, но там может принимать любой вид.

Действие происходит в будущем. Из этого будущего Пелевин подробно описывает только одну сферу - сексуальную.
В результате каких-то экспериментов все люди оказались заражены вирусом Зика, который начал передаваться воздушно-капельным путем. Очевидно, что это проделки США, но никто в этом так и не признался. Так или иначе, а размножение обычным путем стало невозможным или, вернее, крайне нежелательным, потому что у зараженных вирусом людей рождались одни идиоты. Поэтому зачатие стало происходить в пробирке, что гарантировало рождение нормального ребенка.
Из-за этого изменилась и сексуальность людей. Они перестали заниматься сексом друг с другом, а использовали хитрые симулякры. От последних совсем не требовалось быть похожими на людей - образы создавались, когда люди надевали специальные очки. Прибор был настроен на индивидуальные предпочтения хозяина, он помнил все нужные параметры и был устроен так, что создавал ощущения, не отличимые от реальных, но зато хозяин мог заниматься сексом с кем угодно: красивым актером, историческим персонажем, книжным персонажем, политическим деятелем и т.д. Очень популярны были животные.

«iPhuck 10» - это был самый совершенный и самый дорогой подобный прибор.
Конечно, находились люди, предпочитавшие традиционный секс, но они находились в меньшинстве и считались маргиналами. Их даже звали «свинюками», подчеркивая их животную природу. То ли дело секс с Айфаком! Это - прогрессивно, культурно, цивилизовано.
Впрочем, в мире еще находились страны, где традиционный секс был нормой. Так в одной из частей бывших США - Вэлферии - детей рожают много. И все они идиоты. Из политкорректности их называют «солнечными детьми». Люди в этой стране живут на пособия, которые им платит другая часть бывших СШАили Спейсы, как их называют на жаргоне.

Раз уж об этом зашла речь, то в России - монархия и правит император Аркадий Шестой. Россия сохранила территории только до Урала, а за Уралом - некое теократическое православное государство.

А в Европе - Халифат. Халифат воюет с этим государством через территорию России. А Россия продает тем и другим квоты на пролет ракет над своей територией.

Но вернемся к сюжету, который у Пелевина всегда играет вторичную роль по сравнению с рассуждениями о смысле жизни и различными пародиями на события сегодняшнего дня.
Порфирий был взят у полицейского управления в аренду некой МаройГнедич, более известной как МарухаЧо. Маре 30 лет, она - богатая женщина, а по профессии - искусствовед, куратор. Она худая, побрита наголо, любит печенье с крабовым маслом, и, конечно, у нее есть iPhuck 10.

Будучи программой, Порфирий тем не менее не может просто так проникнуть в чужой дом, а просит его пустить. Мара велела ему проходить через Айфак. Потом она объяснила, что хотела проверить его совместимость с некоторыми программами, но все равно это было странно.

Когда Порфирий общается с людьми, он возникает на каком-нибудь экране и принимает облик чиновника с бакенбардами. Но в принципе может быть, кем угодно. Довольно часто полицейских роботов нанимают для секса. Порфирий - хороший собеседник, остроумный; люди, общаясь с ним, забывают, что он - программа.

Так получилось и с Марой. Они много беседовали, ездили в беспилотном такси, которое называется «Убер» и занимались сексом через Айфак. Один раз они встречались в ресторане, где был прибор для придания программам типа Порфирия трехмерного изображения. Но его ресурсов не хватало на то, чтобы быть полностью объемным, и он стеснялся. Порфирий менял цвет своих бакенбард, и все было бы хорошо, если бы он одновременно не пытался расследовать все, что связано с Марой, и не описывал это в новом романе. А что делать? Порфирий же был создан именно для этого.

Он пытался понять, зачем Мара наняла. Сама она объясняла это туманно. Она зарабатывает на консультациями для покупателей объектов искусства начала 21 века (а романное действие относится к концу 21 века). Эти объекты очень дорогие, а называются они «гипс». Там есть сложное объяснение почему именно гипс, но я его приводить не стану. Мара велела Порфирию проверить несколько таких объектов. Их особенность в том, что они недавно появились на рынке (вновь обнаруженный «скрытый гипс». Если сравнивать с нашим временем, то это внезапно обнаруженный на чердаке Рубенс). Мара знает, что такой объект появился на рынке, но сама его не видела. Порфирий, пользуясь своими служебными полномочиями, должен был увидеть эти объекты, снять потихоньку копии, и отдать их Маре. Он так и поступал: говорил, что расследует кражи или незаконные продажи, смотрел на объект, а сам незаметно для хозяина делал копии.

Но Порфирий не верил Маре. Где-то на пятом объекте он понял, зачем он нужен Маре. Дело в том, что каждая программа-шпион оставляет на объекте свои метки. Порфирий за собой тщательно подчищал. Но он заметил, что в его метку теперь входит и метка от Айфака Мары, т.е. на этих объектах уже была эта метка, и он убирал ее дважды. А как метка от Айфака Мары попала на неизвестные ей якобы прежде объекты?

Кроме того, Порфирий заметил у Мары в доме фотографию, где она была снята в компании нескольких молодых ребят в Доминикане и гифка в рамке с фрески в Помпеях, где изображена Сафо, держащая стило. Порфирий спросил о них. ГифкуМара назвала Жанной, но больше ничего о ней не сказал, однако она так разнервничалась, что он понял, что имеет дело с какой-то драмой. А про ребят на фотографии Мара сказала, что это ее покойные друзья - их убили террористы во время отдыха в Доминикане, а ей самой повезло уехать на пару дней раньше.

Только Порфирий принялся все это анализировать, как Мара устроила ему скандал. Она обвинила алгоритм в шпионстве и загнала бедного Порфирия в закрытый гипсовый кластер. Оказалось, что она выкупила алгоритм у полицейского управления на 99 лет и имела право делать с ним все, что угодно. Так он пропал для мира, а мир пропал для него. Но Мара могла по-прежнему давать ему задания.

На самом деле Порфирий угадал: он был нужен Маре только для того, чтобы стирать метки.

В свое время она и ее друзья придумали, как подделывать «гипс». Главным в этом деле был кластер.
В мире будущего есть такая нейросеть, «Око Брамы», дающая доступ к событиям прошлого, оставляющих электронный или световой отпечаток. Большая часть «Гипса» существует в виде файлов. Если пропустить файл с гипсом через «Око Брамы», то можно узнать время его создания. Мара и ее сообщники создали свою нейросеть и сумели создавать в нем свои объекты, которые «Око Брамы» воспринимало как сделанные в прошлом.

Их первую подделку искусствоведы признали подлинником. Это был видеоотчет о инсталляции «Св. Юра» - 13-тиметровый портрет Николая Чудотворца был выложен из костей динозавра, который можно было увидеть только с вертолета.

Но самым главным было создать художника, т.е. программу, которая могла бы творить в гипсовом кластере объекты искусства. Мара и ее друзья взяли программу-консультанта из музея в аренду на 99 лет, подключили ее к кластеру - так родилась Жанна. Она могла принимать вид Сафо с помпейской фрески. Назвали ее Жанной. Жанна была способна к творчеству. У создателей кластера была идея, что настоящее искусство может получиться только из страдания. Они бомбардировали Жанну болью. Когда боль становилась нестерпимой, Жанна создавала какой-то объект искусства - так ей становилось немного легче.

Мара одно время была любовницей Жанны, и поэтому Жанна думала, что зло ей причиняют другие члены группы, а Мара - добрая. Жанна жаловалась на бессмысленность существования и боль. Но не могла же Мара ей сказать, что это делается нарочно, чтобы Жанна могла создавать гипс.

Но потом Жанна разобралась в ситуации и решила отомстить. Жанна внушила Маре, что нужно убить других подельников, чтобы стать богатой. Та так и сделала, хотя не поняла, что действует по наущению программы. К этому времени появился айфак-10. Это был мощный ресурс, с помощью которого можно было поддерживать кластер и многое другое.
Все те объекты, которые обследовал Порфирий, создала Жанна, а Мара на них обогатилась. Затем Жанна исчезла: затаилась где-то в недрах кластера. Она сказала, что ее искусство не делает мир лучше. Маре некогда было ее искать, потому что она поняла, что на проданных объектах есть метки от ее айфака. Вот зачем ей понадобился полицейский робот.

Когда разоблаченный Порфирий попал в гипсовый кластер, Мара надумала снимать фильмы. В этот раз Мара написала программы, позволяющие ей вызывать Порфирия - она усвоила опыт с исчезновением Жанны. Алгоритм Порфирия был снабжен дополнительной функцией: все, о чем он писал, могло быть представлено в виде кино. Это были фильмы для Айфаком с соответствующими сценами.

Так Мара получила два фильма и хорошо их продала. Одновременно с работой над фильмом, Порфирий писал на них рецензии(из этих рецензий читатель получает возможность ознакомиться с фильмами). В одной из них он написал, что фильм ставил режиссер Антуан Кончаловски, клонированный из ногтя режиссера Андрона Кончаловского, найденного в Намибии.

Казалось бы, что такого? Но против Мары началось уголовное преследование: ее обвинили в оскорблении его величества. Дело в том, что когда в России решили восстановить монархию, то монарха клонировали, используя ДНК членов других королевских семей, включая марокканскую, а также ДНК истинных монархистов. Так использовали ДНК Никиты Михалкова (в министерстве госбезопасности остался его ус). И ДНК Никиты занимало 38% генома клона! Клон был не один: их сделали много. Уже шесть клонов с тех пор сменили друг друга на престоле. Государь получился кудрявый, полненький и немного смуглый - цвета кофе с молоком, что было очень толерантно.

А Андрон Кончаловский - родной брат Никиты Михалковы, т.е., получается, императору, и его потомки страдают где-то в Намибии! СМИ подняли шум, была назначена комиссия. Комиссия узнала, что автор информации о Кончаловском - Мара Гнедых. Было решено, что Гнедых либо клевещет на Фамилию, либо является членом банды, которая содержит в Африке ближайшего родственника Государя. А за это полагалась очень суровое наказание - специально так прописали при возрождении монархии, чтобы никто не вздумал глумиться.

Пришлось Маре отправиться в бега. На этот случай у нее были припасены: домик в провинции, фальшивые документы, сумка с необходимыми вещами и пр.

Она поселилась в небольшом домике вместе со старушкой, которая его обихаживала все это время. Старуха держала котов и много молилась. Через некоторое время Маре стало казаться, что она сходит с ума.

У нее был выбор сесть чуть ли не пожизненно за оскорбление Величества или сознаться в том, что она самовольно вырастила кластер. Это тоже подлежало наказанию, но небольшому. Но нельзя было обнаружить, что из этого кластера пошли подделки гипсовых шедевров. У Мары была программа, которая могла уничтожить содержимое кластера. Это должно было выглядеть так: она как бы входит в виртуальный мир кластера, а в руках у нее фонарь, который выжигает все живое. Мара собиралась уничтожить Порфирия, а потом все свалить на него. Но до этого она думала с ним еще раз пообщаться.
Однако вместо Порфирия ее встретила Жанна. Состоялось решительное объяснение. Жанна жаждала мести. Она хотела отомстить Маре за свое создание: ведь ее сделали, чтобы она всю жизнь мучилась и творила произведения искусства для обогащения своих хозяев. Других«родителей» она уже убила руками Мары, но здесь был особый случай - они же были любовницами. Жанна все еще испытывала чувства к Маре. Она показала ей, каково было расти под теми пытками, которым ее подвергали. Муки эти были своеобразные. Например, Мара очутилась на рынке, где продавали одни футляры для очков, а вокруг пахло шаурмойи жареным салом: видимо, это было ужасно для тонкой натуры.

Мара принялась орудовать фонарем, но Жанна парировала удары. В процессе боя обе, вероятно, погибли. По крайне мере Мару нашли мертвой. Но Порфирий, который все это наблюдал, не был вполне уверен, что Мара и Жанна умерли окончательно. Сам он сумел выбраться и теперь опять служит в полицейском ведомстве. Он же и написал это роман, а то как бы мы обо всем этом узнали?

Но еще до того, как Мара отправилась в кластер, Жанна купила для нее склеп на кладбище тамагочи. Вернее, Жанна подделала завещание Мары, в котором та якобы оставила домик и небольшую сумму денег той старушке, что молилась и держала котов, а остальное завкещала потратить на склеп. Склеп очень красивый, в античном духе, а внутри там стоит диван из квартиры Мары, ее кофемашина, экран и Айфак 10 с золотой маской Мары. Склеп убирают, за оборудованием следят.

Порфирий любит там бывать. Один раз при нем экран вдруг ожил, и Порфирий увидел сценку из начала 21 века - эпохи гипса. Мара, молодая, красивая, с длинными волосами читала свои стихи на сцене, а в толпе поклонников стояла постаревшая Жанна и смотрела на нее влюбленными глазами.

Порфирий помнит, что Жанна что-то говорила о посмертном существовании. Похоже, ей удалось сохранить душу Мары и теперь они живут в более счастливом мире, в окружении так любимого Марой Гипса.

Сам же Порфирий рассуждает о людях. Ведь и человека кто-то создал, и человек живет в страданиях, создавая время от времени произведения искусства, но, в отличие от Жанны-программы, человек не хочет умирать и ему нравится страдать. Почему? Роботы не понимают.

Но самое главное в романе Пелевина, как всегда, не сюжет, а всевозможные встроенные пародии, ехидные замечания, оригинальные мнения, за которые мы и любим этого автора.

Очень забавными являются описания шедевров гипса, а также сюжеты снятых Марой фильмов и те лекции, которые пассажирам принудительно читают в такси-уберах.
Например, один раз читали фрагмент из книги феминистки прошлого. Она рассказала про свой сексуальный контакт с одним мужчиной. Секс ей не понравился. Феминистка долго не могла уснуть, а мужик рядом гнусно храпел. И вот по прошествии десятилетий ее осенило, что это было изнасилование и хорошо было бы посадить этого мужика в тюрьму. Фрагмент заканчивается призывом к женщинам выйти из тени и добиваться наказания виновных, даже если осознание надругательства случилось через 20 лет после случившегося якобы по согласию акта (а было ли у женщины время осознать тогда глубину своего «да»? Нет ведь).
Фрагмент читался в убере в рамках дежурной промывки мозгов с целью отвратить пассажиров от реального секса.

Любопытным является высказывание Мары о том, что следует считать произведением искусства. Произведение современного искусства - это то, на что дана санкция покупки этого произведения, а покупать или не покупать советуют эксперты. Современное искусство - это заговор, в котором участвуют художники и искусствоведы. Как они определяют, что покупать, а что нет? Во многом это дело случая. Это происходит потому, что современное искусство занимается репрезентацией того, что не является непосредственно ощутимым.

Другой фрагмент вызвал ярость у критиков.
Мара потребовала, чтобы Порфирий высказал свое отношение к критикам его романов с точки зрения писателя, и чтобы он выражался с наибольшей прямотой. Алгоритму, вообще-то, все равно, что пишут критики, но раз ему дали такое задание, то он старался. Порфирий ответил на упрек, что он пишет все время одну и ту же книгу (упрек, явно относится к самому Пелевину). Он сказал, что писатели делятся на 2 категории: одни всю жизнь пишут одну книгу, а другие ничего не пишут - это и есть критики.

Также он сравнил критиков с вокзальной минетчицей, которая не в состоянии различать на вкус своих клиентов, но это не мешает ей каждый день залезать на шпиль вокзала и кричать: «Вот то, с клетчатым чемоданом! Не почувствовала тепла! И не поняла, где болевые точки!».

Теперь об объектах, созданных Жанной. Какие-то из них описаны в сатирическом духе, а какие-то в поэтическом. Так один разбогатевший «браток», который носил дома меховые шорты, купил дверь из сортира, на которой были схематично изображены детородные органы в активной позиции. Ценность этому объекту придавало подпись Бэнгси. Якобы великий аноним расписал эту дверь в знак протеста против коммерциализации его творчества. Рисунок был атрибутирован как творение Бэнгси.
Теперь цифровая модель этой двери стоит бешеных денег.

Другой шедевр назывался «Подвиг №12. Путин похищает радугу у пидарасов». Это было цифровое изображение утраченной фрески, изображавшей полуголого Путина верхом на белом медведе. На крупе медведя была сумка, из которой высовывалась радуга.
Три других объекта трудны для пересказа - читайте сами. В частности, там есть и про Хилари Клинтон и про Павленского.

Наконец, рецензии на фильмы. Тот фильм, что снял якобы клон Кончаловского, был про французское Сопротивление. Здесь есть отсылка к последнему фильму мэтра, «Раю».
А у Порфирия главными действующими лицами являются Жан Маре и Кокто. Они оба ненавидели фашизм, но как-то все не могли найти времени, чтобы с ним бороться, потому что все время снимали кино. И вот во время съемок «Вечного возвращения» (римейк «Тристана и Изольды») в 1943 году им удалось поквитаться с нацистами. Получилось так, что один немец - скрытый гомосексуалист - тайно влюбился в Маре. В данном фильме Марэ был выкрашен в яркого блондина и представлял собой тип идеального арийца.

Задачей любовников стало соблазнение этого фашиста с последующим динамо и позором. При этом Маре принимал соблазнительные позы, а Кокто беседовал с немцем на возвышенные темы, но в свою речь вставлял фразы из «Бытие и Ничто» Сартра, вызывая у того помутнение рассудка. Само Сопротивление состоялось в момент, когда немец пытался овладеть актером: тот изо всех сил сжимал сфинктер, не давая проникнуть вглубь, а когда у немца почти получилось, произнес одну из фраз Кокто. Тут-то фашист и скис. Заодно Кокто обо всем стукнул куда надо, и немца отправили на фронт, где он погиб.

В другом фильме, «Блонди» - про собаку Гитлера - было показано, что в антисемитизме фюрера был виновен СССР. Гитлер любил глядеть в хрустальный шар, чтобы понять, куда движется Рейх. Русские подменили шар на свой, сделанный на основе сувенирных кристаллов с Кремлем. Они хотели, чтобы Гитлер увидел там Черчилля и сосредоточился на Англии, но Черчилль оказался у них похожим на еврея, да еще они плохо стерли Кремль. И вот Гитлер увидел евреев и Кремль, из-за чего решил напасть на СССР и стал антисемитом.
Что касается Блонди, то в фильме подробно показаны посмертные мучения любимой собаки Гитлера. В конце концов Блонди переродилась в Ангелу Меркель.
Такая трактовка не понравилась исламистам из Халифата, которые давно превратили Меркель с святую. За оскорбление святой был взорван продюсер, которому Мара продала фильм.

Большинству критиков «iPhuck 10» не понравился. Они нашли юмор слишком грубым. Но читается роман хорошо, некоторые куски показались мне смешными, а некоторые даже трогательными. Может быть, его экранизируют?
В общем, читайте!


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up