Читаю из интервью Андрея Кончаловского немецкому изданию Der Spiegel.
Журналист задает вопрос:
- В России как раз показывают фильм «Собибор» с Кристофером Ламбертом. Там речь идет об одном советском офицере, который организует массовый побег из лагеря смерти Собибор. Он остается «победителем в неравной борьбе с фашистской машиной уничтожения», говорится в рекламном тексте, потому что с ним, мол, правда, а с фашистами - лишь ложь. Это обычное мнение России об этом времени?
Ну, фильм будет только в 2018 году. Сценарий написал ненавистный либералам министр культуры Мединский. В главных ролях будут Константин Хабенский и Кристофрер Ламберт.
Из рекламных сообщений:
«Правдивая история о плененном офицере Александре Печерском, который вдохновил и организовал беспрецедентный побег из лагеря смерти Собибор. План Печерского предполагал не просто тихое бегство - молодой офицер разжег восстание, стершее лагерь с лица земли», «Фильм расскажет о еврее с советским воспитанием, моралью и духом, ставшим победителем в борьбе с нацизмом», «История еврея по национальности, советского человека по воспитанию, морали и духу, который оказывается победителем в неравной борьбе с нацистской машиной уничтожения, потому что за ним стоит правда, а за нацистами - ложь».
Из Википедии:
«Собибо́р (польск. Sobibór, нем. SS-Sonderkommando Sobibor) - лагерь смерти, организованный нацистами в Польше. Действовал с 15 мая 1942 года по 15 октября 1943 года. Здесь было убито около 250 тысяч евреев. Вместе с тем, именно в Собиборе 14 октября 1943 года произошло единственное успешное из крупных восстаний в нацистских лагерях смерти, возглавленное советским офицером Александром Печерским.
Александр Печерский родился родился в 1909 года в Кременчуге. Сын адвоката, еврей. В 1915 году вместе с родителями переехал в Ростов-на-Дону. Работал электриком паровозоремонтного завода, закончил университет, руководил художественной самодеятельностью. 22 июня 1941 года в первый день Великой Отечественной войны Печерский был призван в армию и принимал участие в боевых действиях. По некоторым данным, вынес на себе из окружения раненого командира. В октябре 1941 года попал в окружение под Вязьмой, был ранен и попал в плен к немцам. В плену переболел тифом, но выжил.
В мае 1942 года пытался бежать из плена с четырьмя другими заключёнными. Побег сорвался, и беглецов отправили в штрафной лагерь в Борисове, а оттуда - в Минск.
Сначала Печерский оказался в так называемом «Лесном лагере» за городом. Затем во время медицинского осмотра охранники выяснили еврейское происхождение Печерского. Вместе с другими военнопленными-евреями Печерского посадили в подвал, который называли «еврейский погреб». Там они сидели десять дней в полной темноте.
20 августа 1942 года Печерский был отправлен в минский «рабочий лагерь» СС на улице Широкой в Минске. В этом лагере находилось около пятисот евреев из Минского гетто, а также евреи-военнопленные.
18 сентября 1943 года в составе группы заключённых-евреев Печерский был отправлен в лагерь уничтожения Собибор.
В лагере действовало подполье, планировавшее побег заключённых из концлагеря.
В июле и августе 1943 года в лагере была организована подпольная группа под предводительством сына польского раввина Леона Фельдхендлера, который ранее был главой юденрата в Золкиеве. План этой группы состоял в организации восстания и массового побега из Собибора. В конце сентября 1943 в лагерь из Минска прибыли советские военнопленные-евреи. В составе новоприбывших находился лейтенант Александр Печерский, который вошёл в подпольную группу и возглавил её, а Леон Фельдхендлер стал его заместителем
14 октября 1943 года узники лагеря смерти под руководством Печерского и Фельдхендлера подняли восстание. Согласно плану Печерского заключённые должны были тайно, поодиночке ликвидировать эсэсовский персонал лагеря, а затем, завладев оружием, находившемся на складе лагеря, перебить охрану. План удался лишь частично - восставшие смогли убить 11 (по другим данным 12) эсэсовцев из персонала лагеря и несколько охранников-украинцев, но завладеть оружейным складом не удалось. Охрана открыла огонь по заключённым и они вынуждены были прорываться из лагеря через минные поля. Им удалось смять охрану и уйти в лес.
Из почти 550 заключённых рабочего лагеря 130 не приняли участие в восстании (остались в лагере), около 80 погибли при побеге. Остальным удалось бежать. Все оставшиеся в лагере были убиты немцами на следующий день.
В последующие две недели после побега немцы устроили настоящую охоту на беглецов, в которой участвовали германская военная полиция и охрана лагеря. В ходе поиска было найдено 170 беглецов, все они были тут же расстреляны. В начале ноября 1943 года немцы прекратили активные поиски. В период с ноября 1943-го и до освобождения Польши ещё около 90 бывших узников Собибора (тех, кого немцам не удалось поймать) были выданы немцам местным населением, либо убиты коллаборационистами. До конца войны дожили лишь 53 участника восстания.
Сразу после побега заключённых лагерь был закрыт и стёрт с лица земли. На его месте немцы вспахали землю, засадили её капустой и картофелем.
Восемь евреев из числа бывших советских военнопленных Печерский привёл в Белоруссию, где они вступили в партизанские отряды. 22 октября 1943 года Александр Печерский с несколькими товарищами вступил в партизанский отряд имени Щорса, где воевал подрывником, пока советские войска не освободили Белоруссию. Остальные попали в отряд имени Фрунзе. В партизанском отряде Александр Аронович был подрывником, вместе с боевой группой пустил под откос два немецких эшелона.
После воссоединения с красноармейскими частями Печерского арестовали и отправили в штурмовой стрелковый батальон - разновидность штрафбата.
Командир батальона майор Андреев был настолько потрясён рассказом Печерского о Собиборе, что вопреки запрету покидать территорию штурмового стрелкового батальона разрешил Печерскому поехать в Москву, в «Комиссию по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников».
В комиссии рассказ Печерского выслушали писатели Павел Антокольский и Вениамин Каверин, которые на его основе опубликовали очерк «Восстание в Собиборе».
Воюя в рядах 15-го штурмового батальона в составе 1-го Прибалтийского фронта, Печерский получил звание капитана, при наступлении на город Бауцк 20 августа 1944 года был ранен в бедро осколком мины и после четырёх месяцев лечения в госпиталях получил инвалидность. За проявленную в бою храбрость в 1949 году был представлен к ордену Отечественной войны II степени, но был награждён медалью «За боевые заслуги».
После окончания войны Александр Печерский вернулся в Ростов-на-Дону, где жил перед войной. Работал администратором в Театре музыкальной комедии. В 1945 году написал книгу воспоминаний о Собиборовском восстании. В 1948 году во время политической кампании преследования так называемых «безродных космополитов» Печерский потерял работу. После этого он пять лет не мог устроиться и жил на иждивении жены. 19 мая 1949 года Александр Печерский был представлен к награждению орденом Отечественной войны II степени, однако 10 июня 1949 года ростовский облвоенком генерал-майор Сафонов изменил награду на медаль «За боевые заслуги».
После смерти Сталина Печерский смог устроиться на работу на машиностроительный завод Ростсельмаш.
По другим данным, до 1955 года Печерский жил в Москве, где работал директором кинотеатра, затем переехал в Ростов-на-Дону.
В 1963 году Александр Печерский выступил свидетелем обвинения на процессе одиннадцати охранников лагеря Собибор.
Александр Аронович Печерский умер 19 января 1990 года и похоронен на Северном кладбище Ростова-на-Дону.
По состоянию на начало 2009 года родная дочь Печерского, внучка и два правнука живут в Ростове-на-Дону.
По состоянию на декабрь 2016 года в живых осталось 4 участника восстания в Собиборе: русские Аркадий Вайспапир и Семён Розенфельд, поляк Мэйер Зисс и голландка Сельма Энгел-Вейнберх. Один из участников восстания Алексей Вайцен скончался 14 января 2015 года.
На месте лагеря польское правительство открыло мемориал».
Любопытно, мемориал теперь снесут, как символ советского?
Ну, что же, думаю, каждый может представить себе этот фильм.
Но вернемся к вопросу журналиста из Шпигеля: он спрашивает, неужели кто-то в России сегодня верит в то, что с советским офицером Печерским была правда, а с фашистами лишь ложь?
Вам этот вопрос не кажется странным? Разве Печерский не был прав, а фашисты были неправы, но не 100%, а лишь частично?
Евреев все-таки нужно было уничтожать? Или евреев уничтожать было ненужно, но советских солдат и офицеров уничтожать в лагерях смерти было необходимо?
В советское время мне бы такое в голову не могло прийти, хотя бы я и целый день думала на эту тему. Но сегодня я знаю правильный ответ, который понравится «Шпигелю»: нужно сказать, что СССР и фашистская Германия были одинаковыми кровавыми и кошмарными тоталитарными режимами, и правды в их действиях не было по определению. При этом у Германии были некоторые основания уничтожать наших пленных.
В принципе, это ожидаемая реакция немцев на тему войны с СССР. Но неужели переписка истории зашла так далеко, что теперь уже и в уничтожении евреев находят рациональное зерно? Например, европейских евреев уничтожать было дурно, а советских сам бог велел?
А как вы думаете, что ответил журналисту «Шпигеля» Кончаловский?
«- Это простое опошление. России свойственна двойственность мышления. Мы - архаичная нация, большинство людей у нас живет в каменном веке, однако пользуются в то же время айфонами. А что касается нашей системы ценностей в отношении Европы, то мы находимся в XI или XII веке, когда еще не было никакой буржуазии, не было граждан. Об этом писал еще Маркс. Так, например, у нас никогда не было собственности. Когда у человека нет ничего, что он должен защищать или может продать, то он не может понять, что такое рыночная экономика. Поэтому и многие русские не могут понять немцев и наоборот: существуют различные системы приоритетов. Кроме того, российское мышление является манихейским: там есть только свет и тьма, черное или белое - это одна из причин кризисного развития нашего общества. Диалог между левыми и правыми в России никогда не приводит к примирению или к согласию».
Пошло считать, что СССР был прав в войне с фашизмом. Фи, как некультурно!
Если бы мы находились в 21, а не в 11-12 веке, если бы у нас были граждане и буржуазия, если бы у нас была собственность и не было бы манихейского (т.е. черно-белого) мышления, то мы бы понимали, что уничтожение евреев, а тем более советских евреев, а, тем более, советских солдат - это меньший грех, чем грех коммунизма. Или, ладно, пусть не меньший, но и не больший - главное, что огромный грех.
Тупой архаик из каменного века был Александр Печерский. То ли дело Кончаловский с журналистом «Шпигеля», а также доблестные поляки, которые помогали ловить беглых евреев!
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Политика)