Глазунов

Jul 11, 2017 09:34


Я первый раз увидела картины Глазунова на большой выставке в Манеже в 1978 году.


Очередь была огромная - Манеж огибала кольцом. Но мне повезло: я попала уже ближе к концу дня и простояла всего одну «стенку».
Потом было еще несколько выставок (в 1979 - в ленинградском Манеже, в 1986 - опять в Москве, еще в Киеве), и очереди собирались такие же.
Откуда его все знали? Может, в «Огоньке» репродукции размещали? Но, скорее, слухом земля полнилась, что там, на выставке, что-то недозволенное. Ой, боже мой! Было бы недозволенное - не дали бы персональной выставке на самой громкой площадке страны.
Я там впервые увидела царевича Дмитрия с перерезанным горлом.

Вначале Глазунов был похож одновременно на всех, но потом обрел собственный стиль.
«Утро», 1956


«Уборная. Дети города», 1961


«Ленинградская весна», 1955


«Метель на Петроградской», 1966


«Сумерки», 1956 год


Вот эта работа уже совсем другая.
«Русский Икар», 1964



«Князь Олег и Игорь», 1972


Князь Игорь


«Русская красавица», 1968


Кроме станковой живописи, были представлены иллюстрации

«Незнакомка», 1978


Но главным блюдом была картина, обличающая советскую власть.
«Возвращение блудного сына», 1977


Впечатление от выставки у меня было двойственное: ярко, красиво, но одновременно плоско. И почему у всех такие огромные глаза?

Потом я не раз видела картины Глазунова. На каждой выставке появлялись новые работы, но темы были все те, и приемы те же. Разве что "коллажи" из портретов разных исторических деятелей становились все больше по размеру.

После 1991 года он перестал быть «гонимым» и приобрел важный сановный вид. Хотя, этот «гонимый» 1978 года преподавал в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. В 1980 году он получил звание народного художника СССР. В 1981 году по поручению Министерства культуры РСФСР организовал в Москве Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором. В 1987 году основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, став ее ректором.

Всех бы так гоняли.

Глазунов обожал выступать на своих выставках, говорил хорошо, но слишком долго. Он обличал покойную советскую власть, жаловался на гонения, мечтал о возрождении монархии.

Лужков выделил для галереи Глазунова дом в центре Москвы, впрочем, Церетели он три таких здания отвалил и Шилова не обидел.

Вот, взгляните. В галерее все устроено по вкусу Глазунова. Черно-белый Вигвам какой-то.



В принципе, Глазунов - счастливчик. Обладая не самым большим талантом, он умудрился сделать самую блестящую карьеру. Не всякий художник может стать медийной персоной, а Глазунов стал.

В 1985 году Сергей Есин написал роман «Имитатор». Там главный герой - бездарный, но очень амбициозный художник, рисовал портреты людей по фотографии. Он их тайно снимал, а потом разбивал снимок на квадратики и рисовал.

Его жена покончила с собой из-за разногласий с мужем. Но зато дети оказались очень удачные, и в конце романа они доделали работу, которую поручали отцу.
Вот начало романа:
«Я бегун, выносливый бегун на марафоне собственной жизни. И я знаю, что мне не стать чемпионом. Но я еще подурачу головы, покручу своей загадкой. О жизнь, куда ты пролетаешь?
Но скорее бы, скорее неслись годы. Может быть, еще успею. Может быть, похоронят на Ваганьковском, где-нибудь поближе к Есенину и Высоцкому. Помогут вечно молодые поэты. В одной регистрационной книге смертей, смотришь, в одной строке оказался и в энциклопедии. Дерзай, художник! Дерзай, иллюзионист! Но молчи. Молчи! И чтобы у наследничков не возникло, на гибель себе же, никаких сомнений».

Действительно, жена Глазунова Нина Бенуа покончила с собой, а его сын и дочь - художники, и во всем помогали отцу.

В детстве Глазунов пережил ленинградскую блокаду. Так он потерял всю родню. После блокады он жил в деревне, но там писал каждый день закаты и рассветы. У него не было вопросов, кем быть.

По линии матери Глазунов происходил из семьи служилого остзейского дворянства, проживавшего в Петербурге. Биограф Глазунова Л. Колодный отмечал, что «в семье Флугов берегли как реликвию фотографии, где рядом с их родственниками стояли царь Николай II и царевич Алексей». По линии отца Глазунов был из семьи царскосельских купцов с крепкими монархическими убеждениями. Один из дядей по отцовской линии ушел во время войны с немцами и работал с типографии НТС. В 1960-е годы Глазунов установил с этой организацией контакты, сотрудничая с А. П. Столыпиным, который рассказывал о сути Октябрьской революции как погроме России масонами.
Собственно, эти взгляды Глазунов всю жизнь и развивал. Ему благоволили некоторые партийные бонзы КПСС из так называемой "Русской партии".

Коньком Глазунова стали огромные полотна со множеством фигур. Там можно найти портреты всевозможных исторических личностей, художников, писателей, деятелей поп-культуры. Они были разбиты на 2 лагеря: друзей и врагов народа Не забывал Глазунов и себя, помещая свой портрет где-то между Толстым и Гагариным.
Любимое занятие публики было угадывать, кто где нарисован. Впрочем, зная, что портретное сходство ему плохо удается, Глазунов помещал рядом с картиной список с обозначением фигур.

Мне всегда нравились другие художники, чьи картины как-то перекликаются с основными темами Глазунова.
Например, Корин


Или Гелий Коржев


Иногда Глазунов похож на Константина Васильева




Но эти художники не были шоуменами, а Глазунов был. Поэтому его смерть - общественное явление. А похоронят Глазунова на Новодевичьем кладбище. Это рангом повыше, чем Ваганьковское. Не угадал Есин в свое время. Но кто ж знал, что Глазунов на старости лет так развернется?
Так что Есенин и Высоцкий - это уже не его уровень. Его уровень теперь - кто-то типа Ельцина и других, которых он рисовал по другую сторону от Есенина и Высоцкого.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))

ИЗО

Previous post Next post
Up