Рецензия на фильм «Подмена»

Jan 25, 2009 15:01


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

фильм-биография, США, 2008, 140 мин.
Режиссёр: Клинт Иствуд
В ролях: Анджелина Джоли, Джон Малкович, Джеффри Донован, Майкл Келли, Колм Фиори, Джейсон Батлер Харнер, Эми Райан
Фильмы Иствуда обычно интересны, но не все удачны. Я больше всего люблю у него фильм «Непрощенный», и мне нравятся те фильмы, где он сам играет. В «Подмене» он не снимался. Фильм получился довольно скучный, но все же посмотреть его стоило. Многие сочли, что фильм не удался из-за того, что на роль страдающей матери Иствуд взял Анжелину Джоли. Эта актриса всегда казалась мне красивой, но в этом фильме она не красива, а временами даже уродлива. Возможно, Иствуд хотел показать, что горе никого не красит и всех уравнивает, что есть вещи поважнее красоты. Джоли много плачет, ее лицо распухает от слез, пухлые губы становятся просто огромными, бесформенными. Когда она не плачет, она так сильно накрашена, по моде 20-х годов, что лица толком и не видно - видна только красная помада, наложенная слишком густо, черные тени. Удался ли ей драматизм роли? Трудно сказать, плачет она много, в голову приходят мысли, что судьба никого не щадит. Но это были не главные мысли, которые вызвал у меня этот фильм.

Иствуд утверждает, что его история - документальная, что это было реальное дело в Лос-Анджелесе 20-х прошлого века. У Кристины Коллинз пропадает сын - младший школьник. Они живут вдвоем, в собственном доме. Она - современная женщина, сама зарабатывает себе на жизнь и добилась успехов: она менеджер в телефонной компании. Очень забавно выглядит древний коммутатор, где сидят телефонные барышни, а Кристина ездит между ними на роликах, чтобы исправлять их огрехи и устранять неполадки. Но единственное, что ей в жизни надо и чем она дорожит - это ее сын. Муж, по ее словам, ушел вскоре после его рождения. К Кристине подбивает клинья ее начальник - человек еще не старый, но уже лысый и очень стеснительный. Но она не хочет этого замечать - ведь у нее есть сын. И вот - он исчезает. Она приходит домой - сына нет. Еще не поздно, он, наверное, играет, но сердце знает - он не придет. Борясь с паникой, она обегает все места, где он может играть, но его нигде нет. Она понимает, что случилось худшее и звонит в полицию. Там, конечно, начинают морочить голову, вначале советовать ждать, что сам найдется, потом делать вид, что ищут, потом хамить: «Вас много, а я один». Но полиции не до пропавших детей: им надо воровать, грабить, отбирать бизнес. В этом отношении фильм снят прямо про нас. Однако, не все на нас похоже: даже в 20-х годах полиция Лос-Анджелеса считалась с общественностью. В лице общественности выступал проповедник одной из церквей. Он регулярно их обличал и взял дело с пропавшим Волтером под контроль. И вот в другом штате нашли бродячего мальчика похожей внешности и возраста. Как-то его убедили сказать, что он Волтер Коллинз. В фильме не показано как именно они это сделали. Но, скорее всего, не нарочно: просто им некогда, просто они лучше знают, как обстоят дела, и не хотят никого слушать. Мальчишка почему-то сбежал из дома и не хотел возвращаться, возможно, боялся взбучки. Полицейские пригрозили ему, что он или признается, что он - Коллинз или сядет в тюрьму. Он выбрал меньшее из зол. И вот Кристине объявляют, что сын найден. Едут на вокзал встречать поезд, кинокамеры, журналисты, все рады, а она видит, что это - не ее сын. Но все говорят, что ее, что у нее - шок, ребенок говорит: «Мама», и она не находит в себе сил закатить скандал. Более того, она даже начинает подозревать, что сошла сума: сына не узнает. Но потом измеряет его рост - он на 10 см ниже, еще находит признаки, его зубной врач подтверждает, что эти пломбы он не ставил. Интересно, правда? Какова сила боязни компетентных людей, в данном случае, полицейских, что и мать и врач не полагаются на свою память, на свое зрение, а прибегают к линейке, записям в карте - объективным признакам. Учительница сразу говорит, что она не учила этого мальчика, но и ей нужны доказательства. Вот они: мальчик не знает, как ее зовут, и где он сидел раньше.

Вооружившись справками, Кристина идет в полицию, где ей не верят. Полицейский врач убеждает ее, что от переживаний мальчик мог стать меньше ростом (Вот это они зря: я бы лучше убедила ее, что отметку, по которой она измеряла рост сыну, она нарисовала выше, чтобы от него отречься) Видя, что уговоры не помогают, полицейские отправили ее в сумасшедший дом. Оказывается, у полиции этого города были замечательные права: они имели право отправить любого в собственную психушку. Кроме этого, они еще имели право застрелить любого, объявив его потом преступником. Золотые для полиции были времена. В больницы врачи ей тоже не верят. Врачи-психиатры в кино никогда никому не верят, всех считают шизофрениками и лечат электрошоком.

Вот именно эти моменты в фильме мне больше всего понравились: когда ты знаешь, что абсолютно прав, а все вокруг тебе не верят, и ты начинаешь думать, что они правы, а ты сошел с ума. Очень верно, что абсурд просто сгущается, и ты ничего не можешь доказать.

Ну, а тем временем разворачивается другая часть истории. Оказалось, что в городе орудовал маньяк. Он крал детей и убивал их. О его преступлениях рассказал младший брат. Он же по фотографиям пропавших детей опознал тех, кого они с братом похитили и убили. Дело в том, что брат-психопат угрозами заставлял его принимать участие в убийствах, но парня замучила совесть. Среди опознанных фотографий была и фотография Волтера Коллинза, т.е. его тоже убил маньяк. Нашли скелеты, разложившиеся трупы. Опознать их, конечно, было трудно. Кристину пришлось выпустить, полицейскую психушку прикрыли, полицейских и маньяка судили. Противный мальчишка сознался во лжи, нашлась его настоящая мать. Эти части истории наименее интересные.

Однако на этом фильм не кончается. Кристина, с самого первого дня чувствующая, что сына нет в живых, вдруг начинает его ждать. Она говорит, что по этим костям трудно судить, кто там погиб и добивается от убийцы точных сведений о своем сыне. Убийца играет с ней: вызывает в тюрьму, обещая все рассказать, а потом говорит, что не станет врать и ничего не говорит. Так она и остается в неведении. Убийцу вешают. Зачем-то очень подробно показали его казнь: я не поняла, то ли, чтобы вызвать отвращение к этой процедуре, то ли наоборот. Тут судьба ей подкидывает еще один повод для размышлений: через 5 лет находится один из признанных убитым мальчик. Оказалось, что он, Волтер и еще несколько мальчиков попытались сбежать от убийцы. Тот, что нашелся, побежал в одну сторону, а остальные - в другую. Убийца погнался за ними. Мальчик не знает, что с ними стало. Кристина радуется за родителей, нашедших ребенка, сама постепенно успокаивается, продолжает работать на прежнем месте, даже соглашается сходить с лысым начальником в кино. Но главное содержание ее жизни прежнее - она продолжает ждать сына. Об этом же говорят и финальные титры.

Я поняла этот фильм так, что в нем не столько рассказана реальная история, сколько говорится о непрочности и иллюзорности бытия: в жизни может быть что угодно и ничто нельзя считать доказанным фактом.

Критика

Previous post Next post
Up