Трилогия Льва Гроссмана «Волшебники»

Jan 29, 2017 15:51


Трилогия Льва Гроссмана «Волшебники», «Король-волшебник» и «Земля волшебника» - довольно интересное чтение. Магия, школа волшебников, волшебная страна с милейшими пейзанами, говорящими животными и ходячими деревьями, приключения, битвы, немного секса, немного дружбы и не слишком много персонажей - что еще нужно для того, чтобы отключиться на какое-то время от действительности?

Кстати, Лев Гроссман утверждает, что книги именно для того и нужны, чтобы перенести нас на время в другой мир. Книжные магазины и библиотеки - это те места, где заядлые читатели чувствуют себя, как дома в любой точке Земли. А ведь и правда: если, будучи за границей, зайти в книжный магазин, то получаешь какое-то умиротворение.
Отсюда уже ясно, что волшебные миры - это то, что можно найти в книгах. Их обложки - порталы туда, а волшебники - это создатели новых миров, т.е. писатели. Таким образом, мы получаем книгу о книгах - весьма популярный у писателей жанр.

Но все по порядку.

В первой книге выпускник школы в Бруклине, Квентин Колдуотер, получает приглашение пройти экзамены в колледж магии Бребиллз.
Квентин вырос в семье, относящейся к среднему классу, т.е. его жизнь была благополучной во всех смыслах. Он - круглый отличник, участник множества школьных олимпиад.
Чувствуется, что автор благоволит отличникам: он пишет: «Дайте ботану время и отдельное помещение, и он сможет все».
В 8 лет Квентин прочел книгу Пловера из серии про волшебную страну Филлори и стал фанатом этих книг. Их всего пять. Известно, что Пловер писал шестую, но умер, а наброски пропали.

Что такое Филлори? Это что-то вроде Нарнии. Думается, что Гроссман описывает собственную историю. Наверное, он в детстве очень любил книги про Нарнию, а потом сам написал фэнтези. Похоже, что Гроссман много времени провел, размышляя над тем, что такое Нарния. Итогом этих размышлений отчасти и стала трилогия о волшебниках.

Пловер - американец, но поселился в Англии по соседству с детьми из семьи Четуинов во время Второй мировой войны. Детей было пятеро, их мама болела, а папа воевал. От ужасов военного Лондона их привезли к тете, где они и познакомились с соседом. Дети скучали по дому и родителям и рассказывали Пловеру фантастические истории о путешествиях в волшебную страну, куда они попадали то через дверку больших часов, то еще каким-нибудь образом. Но первый раз порталом послужили часы. В Филлори дети становились королями и королевами. Они совершали подвиги, жили в Белом замке, спасали страну от разных напастей.
В Филлори сохранялось самое милое сказочное Средневековье, водились говорящие звери, там жили гномы, фавны, кентавры, единороги, дриады и русалки.
Богами Филлори были два барана или овна: белый Эмбер и черный Амбер.
Попадающий в Филлори ребенок должен был пройти опасное испытание, доказав, что он имеет право там жить. Через какое-то время Эмбер и Амбер его отправляли на Землю. После 12-ти лет попасть в Филлори было нельзя.
Книги про Филлори принесли Пловеру большие деньги. Он умер бездетным, а авторские права завещал подросшим детям Четуинам.

Казалось бы, традиционная схема. Кэррол свои сказки про Алису в стране чудес рассказывал девочке Алисе, а потом записал, издал и прославился. Стивенсон «Остров сокровищ» сочинял для племянников. Но поклонники Филлори не думали, что все так просто. Они верили, что страна существует на самом деле. И их аргументом было то, что Пловер ничего, кроме книг про Филлорине написал, а знающие его люди утверждали, что он начисто был лишен фантазии, а кроме того, двое из детей Четуинов - самый старший, Мартин, и младшая, Джейн бесследно исчезли, когда каждому из них было около 12 лет. Куда они делись? Остальные дети говорить об этом не любили. Уж не нашли ли они способ остаться в Филлори?

Квентину уже 18 лет. Ему уже стыдно мечтать о Филлори. Он влюблен в такую же отличницу, как и он сам, в рыжую Джейн. Но Джейн встречается с другим парнем, тоже отличником, а Квентина как мужчину не воспринимает. Он страдает. Все трое собираются в Гарвард.

И вдруг приключение: Квентин и парень Джейн идут к одному профессору-математику, который мог бы дать им рекомендацию в Гарвард после собеседования. Но старик умудрился умереть как раз к их приходу. Их встретила симпатичная медсестра и каждому из них дала по конверту, оставленному для них покойным. Бой-френд Джейн свой конверт не взял, а Квентин взял. В конверте была рукопись шестой книги Пловера (книга потом пропала) и какой-то листочек. Листочек подхватило ветром, и он улетел. Квентин побежал за ним. Листочек его привел в волшебное место: старинное здание, лужайка, лабиринт из постриженных в виде животных кустов, а кусты движутся. Это место защищают чары, и другие его не видят. Там Квентину предложили пройти экзамен. Ну, сдача тестов - его любимое занятие.

Впоследствии оказалось, что экзамен сдавали многие, в том числе и Джулия. Но те, кто не сдал, забывали об этом.
Все забывали, но не Джулия. Она что-то смутно помнила, и это изменило ее жизнь, т.к. ее очень задело, что ее куда-то не взяли учиться. Она решила положить жизнь, чтобы научиться магии самостоятельно.

А Квентин поступил. Джулия потом думала, что ему помогла его страсть к Филлори. Для нее идея о существовании магии и волшебников казалась дикой, а он этого ждал с 8-ми лет.

Обучению в волшебном колледже посвящена первая половина первой книги.
Ничего особенно интересного там нет. Разве что любопытно, что на 4-ом курсе учеников превращали в диких гусей и они летели в Антарктиду, где был филиал колледжа. Им заведовал дикий русский профессор Маяковский. Маяковский был мизантропом, гнал самогон, имел желтые зубы, не был родственником поэта, собрал все упоминающиеся в сказках и легендах волшебные предмета типа скатерти-самобранки.
Он тиранил студентов и превращал их в лис. А они в зверском облике занимались друг с другом сексом - так им не было стыдно. Таким образом Квентин обрел свою любовь Элис.

И он, и Элис обучались в группе магов-физиков. С ними учился Элиот, Джаннет и другие, ставшие друзьями Квентина. Несколько страниц посвящены милым студенческим шалостям.

С отцом и матерью отношения у Квентина разладились. Он не знал, о чем с ними говорить, а они находись под внушением и думали, что он учится в закрытом, но очень хорошем колледже на кого-то путного.

Один раз на занятия проникло существо из другого измерения. Оно выглядело как крупный мужчина с детским лицом, но у него было на несколько пальцев руках больше, чем у людей. Существо нагнало на всех страху и съело одну девушку, которая пыталась дать ему отпор. Девушка, кстати, была русская.
Но потом профессора его изгнали, и больше Враг не появлялся.

Но вот учеба закончилась.
Квентин с Элис и другими физиками вышли в мир. Делать им было совершенно нечего. Деньги они добывали из банкоматов, не пользуясь карточкой, целыми днями спали, а по ночам гуляли в клубах.
У Элис родители были маги. Она всегда считала их жизнь бессмысленной. Родители были богаты, но маялись от скуки и занимались какой-то ерундой.

А, действительно, что это за профессия - маг? Некоторые остались преподавать в волшебных колледжах, некоторые писали диссертации. Правда, в третьей книге выясняется, что кое-какая работа для магов есть. Существует магическая судебная палата, можно выступать с фокусами на эстраде, можно искать преступников.
У студентов определяли их магические специальности. Были, например, предсказатели, иллюзионисты, природники (те, кто занимался растениями и животными), а Квентин оказался магом по мелкому ремонту - он мог чинить разбитые чашки и пр. Мог бы мастерскую открыть, наверное. Но после Гарварда он бы больше преуспел.
Еще их учили менять вероятности - можно было в карты выигрывать, на бирже играть. Но уж больно легко им давались деньги.

В общем, все скучали и кутили, пока один парень из их кружка не нашел дорогу в Филлори. Это можно было сделать с помощью волшебной пуговицы.

В Филлори попадают не сразу, а через промежуточное волшебное пространство - Нигделандия. По сути, это огромная библиотека, но там есть фонтаны, нырнув в которые можно попасть в один из многих миров, включая Землю и Филлори.
Нигделандия подробно описана в третьей. Эх, любой из библиофилов мечтал бы там оказаться. Там есть все, включая книги о судьбе каждого из нас.
Но кто создал Нигделандию? Какие-то могущественные маги прошлого. А откуда взялась магия?

Над этим вопросом Гроссман рассуждает во второй книге.

Но мы пока в первой книге. А здесь герои попадают в Филлори, которая стонет под властью короля-тирана, и ее надо спасать. Заметили, что волшебные страны все время надо спасать? Впрочем, сколько я живу, столько и Россию надо спасать. Наверное, то, что тебе дорого, всегда находится в опасности.

Тиран убил бога-овна Амбера и заточил бога-овна Эмбера в гробнице. Волшебники должны это исправить. По дороге к гробнице Эмбера происходят бои, а потом выясняется, что тиран - это тот самый Враг, что прорвался однажды в волшебный колледж и сожрал русскую студентку. При ближайшем рассмотрении Враг оказался повзрослевшим Мартиным Четуином. Мальчик вырос, отрастил себе лишние пальцы и стал людоедом. Он хотел и этих ребят пожрать, но его обезвредила Элис. Девушка превратилась в сгусток энергии - в ниффина - обрела огромную силу, оторвала супостату голову, а сама улетела прочь.

Как с Мартиным могло такое случиться? Он не хотел жить на земле, а хотел жить в Филлори, а Эмбер и Амбер его гнали вон. Мартин связался с гномами и другими темными существами. Он узнал, что черный Амбер - злой бог.

Знаете, как возникла Филлори? Превратившаяся в ниффина Элис обрела способность путешествовать в прошлое и видела, как на берег океана вышла старая тигрица и поплыла вдаль. Она утонула, а на берег выбросило 2 ракушки. Ракушки превратились в рога, а между ними из пены возник овен Эмбер. Он нашел еще 2 ракушки, встал так, чтобы отбрасывать на них тень, и получился Амбер.

Амбер был тенью, но почему-то хотел стать человечным. Мальчик отдал ему свою человечность за право жить в Филлори, а сам превратился в монстра. Монстр - это тот, кто потерял невинность, но не повзрослел (по-моему, хорошее определение). А все потому, что Пловер, оказывается, был педофилом, и это из-за него Мартин не хотел возвращаться на Землю. Вот ни, детские писатели -то!

Во время драки Квентин сильно пострадал. Друзья оставили его в Филлори лечиться, а сами вернулись домой. Выздоравливающего Квентина приходила навестить Джейн Четуин. Это она передала ему в свое время приглашение в колледж, представившись медсестрой. Джейн боролась с братом-монстром и знала, что Квентин будет ей полезен в этой борьбе. Сама она умела перемещаться во времени; ее символами были часовые деревья, которые росли в Филлори. Она рассказала, что Пловер умер не своей смертью - это Джейн его убила, отомстив за совращение брата.

По правилам волшебной страны только пришелец с Земли может быть королем. Но Квентин не хотел царствовать, он переживал из-за потери Элис, сказочная Филлори казалась ему приторной, и он нашел способ вернуться на Землю. Там он обратился за помощью в альма-матер, и ему нашли непыльную работу с большой зарплатой и отсутствием обязанностей. Но однажды он увидел в окне висящих в воздухе своих друзей - Элиота, Дженнис и … ту Джулию, в которую он был влюблен в школе. Они позвали его, и он полетел с ними в Филлори, где они должны были занять свои королевские места в Белом замке.

Как же Джулия оказалась в компании магов - ведь ее не прияли в колледж? На Земле полно магов, которые доходят до всего своим умом. Есть подпольные школы, и учась там, можно научиться всему тому, чему учат в Бребиллзе и даже большему. Джулия вначале просила Квентина передать ей то, чему он научился. Но он отказался. Тогда она нашла других учителей. Расплачиваться ей часто приходилось сексуальными услугами, но она стала супер-магом, т.к. была очень способной. Однажды она познакомилась с магами своего уровня. Все вместе они решили дознаться, откуда берется магия. Они решили, что где-то живут боги, а из их обители идет утечка магии, т.е. энергии, с помощью которой можно менять физические законы.

Джулия и ее друзья-маги совершили ритуал, чтобы вызвать бога и поспрашивать его о магии. Им явился огромный Рейнард-Лис. Он всех переубивал, только одна девушка, Асмодея (в третье книге она убила поганое животное), сбежала. А Джулию Лис изнасиловал. После этого с ней стали происходить какие-то изменения. В принципе, она хотела стать сильной, и Лис ей сказал, что выполняет ее желание. После Лиса она почти полностью потеряла человеческие эмоции и общаться с ней стало очень трудно.
Случайно Джулия познакомилась с Элиотом, а тот, оценив ее магический уровень, предложил ей отправиться с ними в Филлори.
Очень длинному рассказу Джулии о своем постижении магии посвящена половина второй книги.

Другая половина - о новой опасности для Филлори. Благодаря самонадеянному поведению Джулии и ее друзей, боги обнаружили утечку магии. Они решили ее прекратить, а это грозило гибелью Филлори, которая целиком состоит из магии.
Чтобы спасти Филлори, надо было найти 7 золотых ключей и вставить их в 7 замков на краю света. Да, Филлори была плоской. В общем, герои путешествовали по морю на волшебном корабле, находили ключи, Квентин с Джулией попадали на Землю и возвращались в Филлори. Была битва с богами, которая случилась в Нигделандии, а ее хранителям-библиотекарям помогали земные драконы (один из них живет в Большом канале Венеции).
Квентин добыл последний ключ, для чего ему пришлось спуститься в подземный мир мертвых. Там очень скучно, а души, похожие на их хозяев находятся в большом зале и без конца играют в настольные игры.

Друзья приплыли на самый конец света. Там была стена и дверь с 7-ю замками.

В общем, Квентин перезапустил Мир, магия продолжала поступать, боги почему-то ушли.
Джулия же превратилась в дриаду и поселилась на другой стороне Филлори, пройдя через дверь на краю света, где были замки, открывающиеся золотыми ключами.
Я думаю, а не описана ли в образе Джулии какая-то бортанувшая автора одноклассница? Мол, ну и дубина, т.е. дриада?

А вот Квентина Эмбер выгнал на Землю, потому что оказалось, что это он виновен в случившемся. Если бы он взялся учить Джулию магии, а он отказался из мелкой мести, она бы не стала связываться с магами-любителями, и они не вызвали бы бога-Лиса, и остальные боги не узнали бы об утечке магии.
Бред? А все остальное не бред?

В третьей книге «Земля волшебника» Квентин вначале нашел себе работу преподавателя в Бребиллзе. Но его и оттуда выгнали вместе со студенткой Плам, которая была потомком среднего брата Четуинов, Руперта. Выгнали их за то, что они чуть было не выпустили на волю Элис-ниффина, которая поселилась в темном углу колледжа.
В общем, профессора показали себя нечуткими и ограниченными людьми.

Квентин и Плам подвязались вместе с еще несколькими магами добыть некий саквояж, который оказался саквояжем Руперта Четуина. Это было захватывающее приключение.

У Квентина умер отец. Хотя он почти забыл о родителях, это событие на него повлияло: Квентин почувствовал себя по-настоящему взрослым и стал лучше колдовать.

Филлори же угрожала новая опасность: теперь она гибла потому, что ее время кончилось. Но Квентин после ряда приключений добыл дневник прадедушки Плам, Руперта Четуина, и понял, как спасти волшебную страну. Нужно было убить ее богов. После их смерти Квентин на время сам стал богом, починил Филлори и вернулся на Землю уже простым магом. Его друзья и Плам продолжили царствовать.
Кроме того, он вернул Эллис в ее человеческий образ. Она этому было совсем не рада: быть ниффином гораздо лучше. Но пришлось смириться.

Дедушка Плам украл в Филлори заклинание, позволившее создавать миры, и Квентин и Элис создали свою собственную страну.

Читать третью книгу интересно. Отлично описана битва за саквояж с заклинанием и дневником, украденным средним братом Читуином.
Хорошо и то, как Квентин с Плам в виде синих китов плавали в Антарктиду к Маяковскому, чтобы он им помог.

В принципе, трилогия, скорее всего, описывает взросление самого автора, который из читателя Нарнии стал создателем своего мира - Филлори. И это неплохо получилось.
Неверно воспринимать эту книгу как подражание Нарнии или «Гарри Поттеру». Это - переосмысление, в первую очередь, Нарнии. И думается, что автор имеет на это право.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

пересказы, Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up