СССР «На Закате»

Jan 10, 2009 21:50


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Когда я писала посты про довольных людей, то мне приходили коменты о том, что дискуссии о СССР не актуальна, а также о том, что в полемике я передергиваю. Действительно, может быть мне кажется, что идеологический конфликт сегодня обострился с новой силой? Может, у меня паранойя? И вот захожу я в книжный и обнаруживаю там на самом видном месте книгу:




«СССР «На закате» Рожденным в СССР посвящается» Стоит книга что-то больше тысячи, но не в том дело, а в том, что все равно у меня нет уже места для новых книг, тем более, что эта - неформатная. Поэтому я ее не купила, а только полистала. Книга, кстати, предназначена для детей. Вот предисловие:




«От редакции

Товарищ! Какое забытое слово, не просто слово - символ эпохи. Мы хотим обратиться к вам именно так: ТОВАРИЩИ, во всех смыслах этого слова.

Мы, рожденные в СССР, задумали и воплотили в жизнь это издание, руководствуясь вовсе не желанием оправдать или очернить, вознести или ниспровергнуть, доказать нерушимость или согласиться с развенчанием. Мы не охвачены приступами ностальгии по ушедшей великой державе, мы с разумным оптимизмом смотрим вперёд, Просто захотелось вдруг вспомнить своё пионерское детство, юность, захотелось, чтобы наши дети, вместе с нами листая этот альбом, удивлялись, смеялись, сравнивали и пытались понять нас. Понять, как мы жили в этой стране, что чувствовали, как работали учились и отдыхали, понять, какими мы были.

Зачем нам это надо? Почему мы уверены, что это надо кому-то ещё, что может быть интересно и нашим детям. Просто так, наверное, определяется связь времен и поколений. Неразрывной должна быть эта связь. Мы не претендуем на всемерный(временной и пространственный) охват эпохи СССР. Подзаголовок нашего издания - "На Закате" -
говорит о том, что разговор пойдет о 70-80-х годах. И взгляд наш на события этих лет -
как бы изнутри, из народа: как нас учили и как нас лечили, как мы работали и как нам платили, кто нами правил и как мы это одобряли, где мы жили и что мы ели, как мы дружили и любили, какую музыку слушали и в какие игры играли.

Так что не стоит ожидать ни классической хронологии, ни научного изложения фактов, ведь это не учебник истории. Это, скорее, фотоальбом с личными комментариями
Составлен он из снимков, сделанных на официальных мероприятиях маститыми профессионалами, и просто. снимков фотолюбителей из семейных альбомов. Нашими соавторами были все, кто с теплотой и нежностью вспоминал годы своего детства и ученичества, иногда иронизировал и подтрунивал над собой, а также дети, рожденные уже после распада СССР»

Какая забота, правда? Когда я была маленькой, то альбомов о жизни в царской России , предназначенных для детей, не было. Впрочем, хватало других книг, с воспоминаниями и художественных. До сих пор хорошо помню «Кондуит и Швамбрания» Л.Кассиля, воспоминания о детстве Чуковского и многое другое.

Открывая наугад середину книги, и наталкиваюсь на следующий текст.




«Каждый из рожденных в СССР прекрасно помнит, как его воспитывали: в яслях, в детском саду, в школе, в институте, в трудовом коллективе. И просто бабушки в автобусе. Чужие бабушки воспитывали советских детей, выговаривая им, как можно и как нельзя делать. Всем миром, так сказать, коллективом заставим поступать правильно. А как же без этого, «Человеческий материал» нуждается в обработке - так считали не только коммунистические вожди.
Обработка начиналась в детском саду. Хорошо помню, как я еще совсем кроха, 4-5 лет, «себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше». Любой утренник (даже Новый год, не смейтесь!) проходил под портретом вождя с мудрым прищуром. Обязательным пунктом программы был монтаж из стихов-лозунгов с выражением благодарности всем, от Ленина и партии до очередного руководителя КПСС. Мой любимый стих из этого жанра был знаком всем детям:
Когда был Ленин маленький с кудрявой головой,
Он тоже бегал в валенках по горке ледяной.
Или еще о музее В.И. Ленина: «Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра…»
На такую обработку иногда не хватало дня, и многих детей, как и меня с братом, родители вынуждены были оставлять в детсаду круглосуточно, так как работали в ночную смену. Забирать нас можно было только в пятницу или, в крайнем случае, в среду. Мой маленький братик шептал себе сказку на ночь под одеялом под грозный окрик ночной нянечки. Детки боялись попроситься в туалет, потому что «одному только разреши, сразу всем захочется!»




ИЗ СОЧИНЕНИЙ:
«Советским детям с ранних лет говорили, что они должны учиться и работать, а играть совсем не надо. И дети не играли, а только учились и работали. Еще все дети одевались в одинаковую одежду… Хотя в принципе, мне кажется, это хорошо. В СССР были очень забитые дети» (Юля Остроушко)

«Мне жалко советских детей. У них не было компьютеров, не было игрушек. Взрослые им всегда говорили, что надо много работать. А когда надо было отдыхать, взрослые говорили им сходить погулять. Дети постоянно ходили по улицам. Это было единственное развлечение для детей». (Александра Мишахина)

«СССР… Они жили бедно, но мысли у них были богатые».

Потом была школа. Тетради в косую клеточку, парты с тяжеленными крышками, букварь с политизированными текстами, чернильницы-непроливайки. Наши дети понятия не имеют, что это такое.

Им не понять песен Талькова. Они не знают, что такое «Березка», и не пищат от восторга, когда им покупают джинсы. Им и в голову не придет, что для покупки бутылки газировки нужно сдать такую же пустую тару!

Они не ценят возможности выбора и никогда не стояли несколько часов в очередях за продуктами. Они не узнают по контурам карту СССР. Они не собирают макулатуру и крайне редко поют песни у костра. Они смотрят другие фильмы, герои которых становятся их кумирами. Но это уже чужие герои.

Да, задача перед нашей советской школой была поставлена нешуточная.

ФАКТЫ

«Мы должны создать из молодого поколения поколение коммунистов. Мы должны изъять детей - ибо они подобны воску, поддаются влиянию - из-под грубого влияния семьи. Мы должны взять их на учет, скажем прямо - национализировать»
Съезд работников Наркомпроса, 1918 год.»

Замечательно, правда? Только извините: если это воспоминания, как заявлено в предисловии, о 70-х-80-х годах, то какие чернильницы-непроливайки? Я училась в школе с 1965 года, а ни разу означенных чернильниц в глаза не видела и до сих пор не знаю, как они выглядели (а я помню. Я учился в бывшей гимназии и первые три года нас учили писать ручками с простым пером. Чернильницы-непроливайки помню, но почему это - проявление тоталитаризма, понять не могу. Прим. ред.). Почему под рубрикой «факты» приведено что-то (из речи, из резолюции?) со съезда работников Наркомпроса 1918 (!) года? Ничего свежее не нашлось? Какую газировку нельзя было купить, не сдав бутылки? Почему, если где-то, когда-то и был такой факт, надо писать так, будто это было общим правилом? Но больше всего мне понравилось, что для обработки детей в духе марксизма-ленинизма не хватало дня, и детей оставляли в саду на ночь! Это уже за гранью. Рядом, правда, написано, что это делалось потому, что родители работали в ночную смену и держали детей на «пятидневке», но ведь фраза «На такую обработку иногда не хватало дня» мне не пригрезилась. А что, сказок в детском саду не читали? В игрушки не играли? Только про Ленина разучивали? И обратите внимание, до чего уже дети верят во всю эту чушь: что они пишут в сочинениях: «В СССР были очень забитые дети» Да, очень забитые.
Также мне понравился пассаж, что для вящего тоталитаризма нянечки дошколят ночью не водили в туалет. Эти славные правдолюбы-ниспровергатели что, совсем физиологию опровергли? Или им в буквальном смысле моча в голову ударила?
А еще говорят про идеологию в СССР! Да не было у нас таких сочинений.
Хочу подчеркнуть, что страницу я открыла наугад. Остальное, возможно, еще круче. Но не сомневаюсь, что сейчас придут в мой ЖЖ и подтвердят, что все в СССР так точно и было, а в книге еще не вся страшная правда рассказана.

автоном - http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=215

Идеологические размышлизмы, Рецензии и критика: литература, Ругань

Previous post Next post
Up