В 2009 году патриотически настроенные граждане решили собрать деньги на народный фильм о 28 Панфиловцах.
Я уже не помню предысторию: то ли они хотели пробить госзаказ, а им отказали, то ли еще что. Собрали примерно 30 млн. рублей, а потом подключился Минкульт, который дал еще 30 млн.
Фильм выйдет в ноябре, снял его режиссер Андрей Шальопа.
Для людей моего поколения нет вопроса, кто такие 28 Панфиловцев. Такое название носили улицы, поселки, колхозы. Например, нас возили на картошку в деревню Дубосеково, где стоит огромный памятник Панфиловцам. Туда постоянно приезжали туристические автобусы.
О 28 Панфиловцах было несколько строчек в школьном учебнике истории. Конечно, я не воспроизведу все нюансы, но суть сводилась к тому, что 28 солдат держали оборону Москвы, подбили много танков и погибли в бою. Их командир произнес историческую фразу: «Отступать некуда, позади Москва». Всем участникам посмертно присвоили звания Героев Советского Союза.
Понятно, что можно поставить фильм с таким сюжетом: показать судьбы героев до войны, их подвиг. Почему бы и нет?
Но почему-то такое невинное, в общем-то, намерение вызвало ужасное противодействие. С 2009 года либералы доказывают, что никакого подвига Панфиловцев не было, что будет большой скандал, если снять фильм на эту тему.
Конечно, захотелось разобраться в этой истории.
Официальная версия:
Панфи́ловцы - бойцы сформированной в городе Алма-Ата Казахской ССР и в городе Фрунзе Киргизской ССР 316-й стрелковой дивизии (впоследствии 8-я гвардейская), под командованием военного комиссара Киргизской ССР генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова, участвовавшие в 1941 году в обороне Москвы.
Иван Васильевич Панфилов ( род.1 января 1893). В 1915 году был призван в армию и направлен на русско-германский фронт. В 1918 году добровольно вступил в Красную Армию и был зачислен в 1-й Саратовский пехотный полк 25-й Чапаевской дивизии. Участник гражданской войны, воевал в составе 25-й Чапаевской стрелковой дивизии.
После гражданской войны окончил двухгодичную Киевскую объединённую пехотную школу, вскоре после этого был назначен в Среднеазиатский военный округ. Принимал активное участие в борьбе с басмачами. Член ВКП(б) с 1920 года. С 1938 года - военный комиссар Киргизской ССР.
Во время Великой Отечественной войны - командир 316-й стрелковой дивизии (с 17 ноября 1941 года - 8-я гвардейская, прославленная тяжёлыми оборонительными боями на Волоколамском направлении.
18 ноября 1941 два десятка танков и цепи мотопехоты снова стали окружать деревню Гусенево. Здесь в это время находился КП Панфилова - наспех отрытая землянка рядом с крестьянской избой. Немцы обстреливали деревню из миномётов, но огонь был неприцельным, и на него не обращали внимания.
Панфилов принимал группу московских корреспондентов. Когда ему сообщили о танковой атаке противника, он поспешил из землянки на улицу. За ним последовали другие работники штаба дивизии. Не успел Панфилов подняться на последнюю ступеньку землянки, как рядом грохнула мина. Генерал Панфилов стал медленно оседать на землю. Его подхватили на руки. Так, не приходя в сознание, он умер на руках своих боевых товарищей. Осмотрели рану: оказалось, крошечный осколок пробил висок.
В ходе боев 16-20 ноября 1941 года на Волоколамском направлении 316 стрелковая дивизия (с 17 ноября Краснознаменная, с 18 ноября Гвардейская) остановила наступление двух танковых и одной пехотной дивизии вермахта. За успешные действия в ходе этих боев дивизия, уже ставшая 8 гвардейской Краснознаменной, 23 ноября получила почетное звание Панфиловской.
16 ноября дивизия была атакована силами двух танковых дивизий немцев - 2-я танковая дивизия атаковала позиции 316-й стрелковой дивизии в центре обороны, а 11-я танковая дивизия ударила в районе Дубосеково, по позициям 1075-го стрелкового полка. Части дивизии во главе с Панфиловым вели тяжёлые оборонительные бои с превосходящими силами противника, в которых личный состав проявил массовый героизм.
Наибольшую известность из воинов дивизии получили 28 человек («герои-панфиловцы» или «28 героев-панфиловцев») из личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка. Согласно широко распространённой версии события, 16 ноября, когда началось новое наступление немцев на Москву, бойцы 4-й роты во главе с политруком В. Г. Клочковым, осуществляя оборону в районе разъезда Дубосеково в 7 км к юго-востоку от Волоколамска, совершили подвиг, в ходе 4-часового боя уничтожив 18 вражеских танков.
Почему стали известны именно эти 28 солдат? О них вышел громкий материал в газете «Красная звезда». Эту историю пропагандировали, о ней рассказывали в прессе.
Корреспондент Коротеев рассказал следующее:
«Примерно 23-24 ноября 1941 года я вместе с военным корреспондентом газеты «Комсомольская правда» Чернышёвым был в штабе 16-й армии… При выходе из штаба армии мы встретили комиссара 8-й панфиловской дивизии Егорова, который рассказал о чрезвычайно тяжёлой обстановке на фронте и сообщил, что наши люди геройски дерутся на всех участках. В частности, Егоров привёл пример геройского боя одной роты с немецкими танками, на рубеж роты наступало 54 танка, и рота их задержала, часть уничтожив. Егоров сам не был участником боя, а рассказывал со слов комиссара полка, который также не участвовал в бою с немецкими танками… Егоров порекомендовал написать в газете о героическом бое роты с танками противника, предварительно познакомившись с политдонесением, поступившим из полка…
В политдонесении говорилось о бое пятой роты с танками противника и о том, что рота стояла «насмерть» - погибла, но не отошла, и только два человека оказались предателями, подняли руки, чтобы сдаться немцам, но они были уничтожены нашими бойцами. В донесении не говорилось о количестве бойцов роты, погибших в этом бою, и не упоминалось их фамилий. Этого мы не установили и из разговоров с командиром полка. Пробраться в полк было невозможно, и Егоров не советовал нам пытаться проникнуть в полк.
По приезде в Москву я доложил редактору газеты «Красная звезда» Ортенбергу обстановку, рассказал о бое роты с танками противника. Ортенберг меня спросил, сколько же людей было в роте. Я ему ответил, что состав роты, видимо, был неполный, примерно человек 30-40; я сказал также, что из этих людей двое оказались предателями… Я не знал, что готовилась передовая на эту тему, но Ортенберг меня ещё раз вызывал и спрашивал, сколько людей было в роте. Я ему ответил, что примерно 30 человек. Таким образом, и появилось количество сражавшихся 28 человек, так как из 30 двое оказались предателями. Ортенберг говорил, что о двух предателях писать нельзя, и, видимо, посоветовавшись с кем-то, решил в передовой написать только об одном предателе.
Секретарь газеты Кривицкий рассказал:
«При разговоре в ПУРе с т. Крапивиным он интересовался, откуда я взял слова политрука Клочкова, написанные в моём подвале: «Россия велика, а отступать некуда - позади Москва», - я ему ответил, что это выдумал я сам…
…В части же ощущений и действий 28 героев - это мой литературный домысел. Я ни с кем из раненых или оставшихся в живых гвардейцев не разговаривал. Из местного населения я говорил только с мальчиком лет 14-15, который показал могилу, где похоронен Клочков.
…В 1943 году мне из дивизии, где были и сражались 28 героев-панфиловцев, прислали грамоту о присвоении мне звания гвардейца. В дивизии я был всего три или четыре раза».
Все это, конечно, прекрасно, но Коротеев и Кривицкий рассказали это под протокол при допросе в прокуратуре в 1948 году. Почему же им пришлось объясняться?
Во-первых, выяснилось, что не все 28 Панфиловцев погибли, мало того, кое-кто из них попал в плен, а один даже служил полицаем, за что отсидел 15 лет, хотя после службы полицаем он опять воевал.
Но вряд ли именно эти обстоятельства послужили поводом к началу проверки. Мало ли что написали журналисты, тем более, в такое трагическое время, когда судьба страны висела на волоске. Им нужен был громкий материал, чтобы поднять боевой дух бойцов - что же в этом преступного? Даже если они что и приукрасили, то это не преступление.
Скорее всего, дело было вызвано борьбой, ведущейся в высших эшелонах власти. В частности, нужно было дискредитировать маршала Жукова: ведь это он активно продвигал подвиг Панфиловцев.
Командир 1075-го полка И. В. Капров рассказал:
«В роте к 16 ноября 1941 года было 120-140 человек. Мой командный пункт находился за разъездом Дубосеково, 1,5 км от позиции 4-й роты (2-го батальона). Я не помню сейчас, были ли противотанковые ружья в 4-й роте, но повторяю, что во всём 2-м батальоне было только 4 противотанковых ружья… Всего на участке 2-го батальона было 10-12 танков противника. Сколько танков шло (непосредственно) на участок 4-й роты, я не знаю, вернее, не могу определить…
Средствами полка и усилиями 2-го батальона эта танковая атака была отбита. В бою полк уничтожил 5-6 немецких танков, и немцы отошли. В 14-15 часов немцы открыли сильный артиллерийский огонь… и вновь пошли в атаку танками… На участках полка наступало свыше 50 танков, причём главный удар был направлен на позиции 2-го батальона, в том числе и участок 4-й роты, и один танк вышел даже в расположение командного пункта полка и зажёг сено и будку, так что я случайно смог выбраться из блиндажа: меня спасла насыпь железной дороги, около меня стали собираться люди, уцелевшие после атаки немецких танков. Больше всех пострадала 4-я рота: во главе с командиром роты Гундиловичем уцелели 20-25 человек. Остальные роты пострадали меньше».
Прокуратура сделала странный вывод, что 28 Панфиловцев - это литературная выдумка.
Но легенду трогать не стали.
В 1970 году вопрос о Панфиловцах встал опять. Тот же самый, А. Ю. Кривицкий сообщил: «Мне было сказано, что если я откажусь от показания, что описание боя у Дубосеково полностью выдумал я и что ни с кем из тяжелораненых или оставшихся в живых панфиловцев перед публикацией статьи не разговаривал, то в скором времени окажусь на Печоре или Колыме. В такой обстановке мне пришлось сказать, что бой у Дубосеково - мой литературный вымысел».
Так когда Кривицкий врал? Фамилия, кстати, у него говорящая.
Писатель Осипов, который специально занимался панфиловцами, изучил письма Клочкова к родным: там были похожие слова (Отступать некуда - позади Москва». Выжившие Панфиловцы тоже подтверждают, что он говорил похожие вещи. А ведь в 1948 году договорились до того, что Клочков погиб неизвестно где и почему.
Тот же Карпов сам диктовал фамилии погибших панфиловцев, которых нужно наградить посмертно, а в 1948 году стал говорить совершенно другое.
Что же было на самом деле? Были тяжелые бои. По архивным данным МО СССР, весь 1075-й стрелковый полк 16 ноября 1941 года уничтожил 15 (по другим данным - 16) танков и около 800 человек личного состава противника. Потери полка, согласно донесению его командира, составили 400 человек убитыми, 600 человек пропавшими без вести, 100 человек ранеными.
В общем итоге, в результате боёв 16-20 ноября на Волоколамском направлении советские войска остановили наступление двух танковых и одной пехотной дивизиивермахта. Поняв бесперспективность и невозможность достичь успеха в Волоколамском направлении, фон Бок перебросил 4-ю танковую группу на Ленинградское шоссе. Одновременно, 26 ноября, и 8-я гвардейская стрелковая дивизия также была переброшена на Ленинградское шоссе в район деревни Крюково, где, как и на Волоколамском шоссе, совместно с другими частями остановила 4-ю танковую группу вермахта.
О бое у деревни Крюкова есть прекрасная песня.
Нужно ли ставить фильм про 28 Панфиловцах? Конечно. Это - художественное произведение, и все это понимают.
Все понимают и то, для чего либералы устроили такой наезд на 28 Панфиловцев. Они делают это для дискредитации роли СССР во второй мировой войне. И это понятно - они враги. Что еще можно от них ожидать?
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Политика)