Общим местом стало то, что в воздухе витает предчувствие, что текущему экономическому укладу скоро придет конец. Обычно это пытаются уложить в прокрустово ложе рассуждений о том, что эпохе США как мирового гегемона приходит конец. Однако, как мне кажется, пипл просто недооценивает глубины и масштаба надвигающихся изменений, так как это будет не рокировочка на вершине Олимпа, не драматическое повышение ставки ФРС на полпроцента или даже не крах кипрских офшоров - речь идет о смене уклада жизни.
Эта самая смена уклада не ограничивается изменением экономического и государственного строя, она основывается на изменении как образа жизни, так и смыслообразующего понимания человека, кто он, собственно, такой и в чем смысл его жизни.
Смена уклада совершенно не обязательно сопровождается всеобщим прогрессом. Например, в античные времена Греция, а потом и Рим имели высокий уровень культуры: граждане были поголовно грамотными, было логичное кодифицированное законодательство, много времени уделялось и физическому совершенству. Человек верил в богов, очень сильно опасался от них каких-то каверз, но у него в современных терминах была не столько вера, сколько суеверия. Сам он воспринимал себя как часть рода, который должен был прославить, к грядущей смерти относился спокойно, как к неизбежному.
Римляне были талантливыми инженерами и потрясающими организаторами. Рим построил дороги, по которым до сих пор можно дойти до Стамбула, акведуки, по которым в города поступала вода с расстояния в сотни километров. Когда римляне завоевывали город, они строили там амфитеатр, ипподром, термы и храм. Рим снабжался продуктами, который для него выращивали в Египте.
На смену ему пришло средневековье. Люди стали почти поголовно неграмотными, строить дороги, термы и амфитеатры разучились. На смену египетской пшенице пришли голод и эпидемии. Изменилось и самосознание человека, христианин уже не член рода, который он должен прославить и по отношению к членам которого у него масса взаимных обязательств. Нет, христианин - индивид, его задача - спасти свою душу, так как вот-вот наступит конец света и настанет страшный суд.
Предпосылки изменения уклада жизни начинают появляться подспудно, а потом, когда их становится много, вдруг ломают стереотипы жизни.
Средневековые люди перестали истово верить и стали больше интересоваться радостями жизни, включая науки и искусство, а там вдруг - религиозные войны, эгалите, фратерните и декольте, вихри враждебные…
Вот и сейчас есть явные ростки нового общества.
Изменилась экономика. Вместо солидных семейных предприятий, основанных благодаря организационному или инженерному таланту основателя дела и преумножаемому его потомками, имеются непонятные акционерные общества, принадлежащие в долях хрен-знает кому и управляемым племенем бегающих туда-сюда топ-менеджеров.
Обесценилась культура. Вместо миссии делать людей лучше благодаря усилиям высочайших профессионалов, создающих шедевры, современная культура - это что-то столь аморфное, что и определению не поддается. Все равно, что делаешь, хоть яйца к Красной площади прибиваешь, если об этом говорят, то это - культурное явление!
Обесценилась ценность знания. Типа зачем что-то учить, если, ежели вдруг понадобится, это можно прочитать в Интернете.
Обесценилось образование как процесс, который дает не только знания, но и умения ими пользоваться, и усилия обучающегося по овладению ими. Традиционно обучение - это тяжкий труд, сейчас же главное, что требуется - это чтобы не напрягало. И вообще, зачем напрягаться, ведь если понадобится, можно в Интернете прочесть. Очень забавная идея. Это примерно как то, что не надо обучаться боксу и борьбе, ведь если на тебя нападут в подворотне, то в Интернете можно прочесть, какие там есть приемчики.
На это все среагировало и образование. Школьное образование становится все более простым, а высшее даже закрепило смену целей. Ранее высшее образование давало профессию, освоивший ее становился профессионалом, то есть мог выполнять свою работу на высоком уровне. Теперь же образование дает набор компетенций, то есть тому, что обучающийся, как он считает, сможет освоить, если ему потом это вдруг понадобиться.
Перестало быть стыдным быть некультурным и малознающим. Масса народу хвастается тем, что не читали книги классиков. Лев Толстой - графоман, многабуков, ниасилил, фтопку! По математике тройка - это свидетельство тонкой душевной организации.
Впрочем, и тройки по математике тоже ушли в прошлое. Современный человек категорически не хочет огорчаться. Оценки его огорчают и напрягают - фтопку! Главная цель образования - повысить самооценку! Сделайте нам приятно!
Когда людей, придерживающихся какого-то стиля поведения, становится достаточно много, этот стиль становится преобладающим. Человек будущего - это хипстер. Воинствующий дилетант, не желающий напрягаться, абсолютно уверен в своем полном превосходстве над окружающими и в том, что мир существует только для того, чтобы ему было хорошо.
Ранее люди старались познать мир, завоевать мир, преобразовать мир. Для этого нужно трудиться, самосовершенствоваться, проявлять инициативу, стараться. Для человека будущего мир обязан дать ему все и сразу, и аргумент один - «Ведь ты этого достоин!». Действительно, он что, хуже других? Нет, конечно, так что давай все, и без усилий.
В необходимой среде хипстер - существо умеренно противное. Нарцисс, но не навязывающий окружающим свое превосходство ввиду его самоочевидности. Однако работать хипстер не может, освоить что-то сложное хипстер не может, двигать вперед науку и прочее - тоже. Поэтому переход на уклад, в котором жизнь хипстера является стандартом и эталоном, неизбежно будет сопровождаться значительным технологическим регрессом. Впрочем, уже и сейчас при покупке нового айфончика основной упор делается не на (остутствующие) существенные новые возможности, а на то, что ранее в таком цвете аппаратиков еще не было.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)