Посмотрел вчера оперу «Мадама Баттрефляй» в «фирменном» исполнении и должен заметить, что она требует переосмысления - в ней явно имеется скрытый смысл.
Вроде бы сюжет оперы незамысловат - лейтенант флота американец по фамилии Пинкертон, приехав в Японию, берет в жены Чио-Чио-Сан aka М. Баттерфляй, вскоре уезжает, она тоскует, деньги кончились, его нет три года, она родила сына, он приезжает, но ее ждет жесткий облом - он приехал с американской женой, мальчонку они собираются взять к себе, и тут она режет себе глотку. Поведение главных действующих лиц понятно. Приличный японец должен делать себе харакири и по менее важным поводам, с Пинкертоном тоже все ясно - большую часть оперы Чио-Чио-Сан нудно и однообразно поет о своей тоске, от такой зануды любой бы сбежал. Кстати, в зале с середины третьей картины периодически раздавался грохот. Это заснувшие старички падали со своих кресел.
Однако есть один персонаж, чье поведение нелогично. Это - американский консул. Он - постоянное действующее лицо, из всех мужских персонажей именно он больше всего времени проводит на сцене. И что он делает? Американский консул в Нагасаки, степенный немолодой человек, как мальчишка бегает, улаживая семейные проблемы какого-то лейтенантишки, вначале он участвует в найме слуг, потом встречает Пинкертона и провожает в дом, потом бегает к Чио-Чио-Сан с письмом о разводе, потом всячески пытается сгладить скандал… Больше консулу делать нечего? Кстати, о семье консула ничего не говорится, так что любой современный зритель понимает, что он состоит в противоестественной (в реалиях того времени) любовной связи с молодым смазливым лейтенантом.
Есть ощущение, что постановка оперы не обошлась без русского влияния. Второе действие происходит на фоне огромной перевернутой буквы «Щ», что означает «нет щастья в жизне», а перед самым трагическим концом на сцену въезжает огромная буква «П».
Также должен заметить, что дамы в вечерних платьях с татуированными ногами выглядят очень странно. А театральный буфет, в котором нет пирожных, бутербродов с семгой, жульенов, шампанского и коньяка, заслуживает проклятия.
Неприятной неожиданностью также было то, что на территории театра не было ни одного покемона. Видно, их переловили зрители, пришедшие раньше.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Культурка)