Делягин о Солженицине и зверствах при советской власти

Dec 14, 2008 13:51


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Некоторое время назад читала я статью Михаила Делягина в «Независимой газете». Скорее всего, за 11.12.08, потому что посвящена она была юбилею А.Солженицына, которому исполнилось бы 90 лет. Могучий все же был человек! Чуть-чуть не дотянул. Мне нравится то, что пишет и говорит М. Делягин (хотя книги ему не удаются совсем, а говорит он лучше, чем пишет): приятно слышать мнение человека, имеющего хотя бы слабо выраженные «левые» убеждения, тем более, что других таких людей до СМИ не допускают. Делягин увидел заслугу Солженицына в том, что тот имел возможность поднять свою аудиторию на бунт, но не сделал этого. Вместо этого он предложил «жить не во лжи», т.е. путь пассивного сопротивления режиму. Таким образом, он хотя и был человеком тоталитарного склада, а проявил гуманность. (Из древнего анекдота: Крупская привычно рассказывает, что дедушка Ленин очень любил детей. Вдруг ее просят привести пример. Она задумывается и вспоминает: «Вот стоял он у окна, брился. Мимо дети пробегали, смеялись. А он только посмотрел им вслед» - «Ну, и что?»- «А ведь мог бы и зарезать!») Честно говоря, я не очень понимаю, когда Солженицын имел такую возможность? При Хрущеве? При Брежневе? При Горбачеве? Каким образом? Но ладно, гуманист, так гуманист.

Кроме того, Делягин стал оценивать советский период истории по степени его зверства. Он нашел, что эти зверства вполне сопоставимы с тем, что происходило во время становления капитализма. Только у нас все уложилось в более короткий промежуток. Например, то, как крестьян в Англии сгоняли с земель (огораживание), а потом вешали за бродяжничество, можно сравнить с коллективизацией. За 70 лет социализм прошел тот же путь, который капитализм прошел за века, и в конце даже гуманизировался.

Характеризуя прошедшую эпоху, Делягин пишет довольно странную вещь. Он говорит о том, что жестокое отношение к людям наблюдалось не только со стороны государства, но и в обществе в целом, во взаимоотношении людей друг к другу. По его мнению, еще в 50-х годах нормой было то, что родители ненавидели своих детей, потому что дети эти были нежеланные, а семья жила в стесненных жилищных условиях.

Вот так вот читаешь, читаешь, головой киваешь: «Правильно говорит, правильно».А потом наткнешься на что-нибудь в этом роде.

Делягин по возрасту примерно человек моего поколения, и он имеет твердое убеждение, что в 50-х годах родители массово ненавидели своих детей? О ком он пишет? О себе и своих друзьях? О своих старших братьях, сестрах? О своих родителях?

Тут интересно несколько моментов: мнение, что родители в принципе могут ненавидеть своих детей, что отношения людей в 50-х годах и ранее к друг другу было более жестоким, чем сейчас, что на любовь к детям влияют условия жизни, что люди живущие в плохих условиях меньше любят своих детей и даже их ненавидят, что любят только желанных детей.

До сих пор «моя мама никогда меня не любила» я встречала только у женщин. Это придает какие-то новые черточки облику М.Делягина. Что греха таить, у дочек периодически возникают такие подозрения, так как они более требовательны к нюансам в отношениях, более злопамятны, а, главное, способны формулировать свои претензии. Сыновья попроще. Обычно они такими проблемами не заморачиваются. А про «маму, которая меня не любила» приходилось слышать от женщин разных возрастов, вплоть до стоящих на пороге смерти. Эта обида, идущая из детства, похоже, входит в женский архетип. Часто в обоснование такого мнения приводится в качестве аргумента то, что она не была желанным ребенком, что мама хотела сделать аборт, но опоздала или побоялась, а также то, что мама не любила папу или была на него сильно обижена (например, он ее бросил и т.п.) Интересно, что все эти дочери были абсолютно уверены, что сами своих детей они очень любят или будут очень любить, когда они у них появятся, потому что они совсем не такие, как их мама, они хорошие, добрые.

Итак, если я часто слышала, что мама (папа очень редко, в связи с тем, что не у всех они были, да и никаких особых проявлений любви от пап не требуют) «меня не любила», то от родителей я этого никогда не слышала. Никто никогда не сказал при мне, что не любит своего ребенка. Более того, этого, наверное, и нет, во всяком случае у психически здоровых людей. Просто люди слишком много хотят друг от друга. Дело не в том, что «не любит», а в том, что «любит не так, как мне хотелось бы». Согласитесь, здесь есть разница.

Родители уже потому любят детей больше, чем дети их, что они вложили в детей свой труд. Что бы не любил человек, он любит, в первую очередь, себя: свои чувства по отношению к другому, свой труд, душевный и физический, который он затратил на другого. Ведь по-настоящему человек имеет дело только с собой и со своими ощущениями. И очень часто бывает так, что объект, в который вложились, где труд и чувства становится дороже себя, отделяется от собственной личности. Вот дети и есть такой объект. (Но может быть и любимый человек, и любимое дело.) Отсюда вытекает то, что граждане, имеющие большой дом, орду нянек и гувернеров, заводящие детей из пробирки под присмотром профессоров, чтобы подобрать им нужный пол и цвет глаз, станут любить их больше, чем мать-одиночка, ютящаяся в коммуналке и понесшая дитя от вполне случайного знакомого. Очень часто даже и наоборот кажется.

Что же касается до зверских нравов, царящих в советском обществе в середине прошлого века, то я их не заметила. Мне кажется, что люди душевнее относились друг к другу. Тогда была развита взаимопомощь, не стыдно было что-то попросить, стыдно было отказаться помочь. Люди держались своих даже самых дальних родственников, которые прекрасно приезжали без предупреждения и ночевали на полу, потому что некуда было положить. Соседи приносили пироги, если их пекли. Свадьбы справляли всем двором, и на похороны приходило очень много народу. Ребенка можно было оставить соседям, если нужно было отлучиться, всегда было, где занять до получки. Один сосед чинил всем телевизоры, другой подбивал обувь, врач, живущий рядом, не отказывался посмотреть больного, имеющий машину подбросить вещи на дачу, учительница - позаниматься русским или математикой.

Да, во многом это делалось по принципу возмездной услуги, но ведь и от души тоже. Сейчас все эти отношения заменил денежный расчет. В чем-то так проще: не надо просить, не надо оказывать услугу взамен. Но зато гораздо скучнее! Во всяком случае, объявлять эти отношения более жестокими, чем сегодня я бы не стала. А всем, кто думает, что мама их не любила, хочу сказать: бросьте, любила. Еще раз подумайте - и вспомните.

Идеологические размышлизмы, Критика

Previous post Next post
Up