Рецензия на фильм Балабанова «Морфий»

Dec 09, 2008 15:09


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Каждый фильм Балабанова - повод для споров. В каждом фильме он пытается дать ответ на тему, что такое Россия и русский человек. Начал он с изображения современности - «Брат» и «Брат-2» , «Война». В них была какая-то надежда на новую жизнь, на будущее, хотя и олицетворяли его весьма спорные персонажи. Герой Бодрова, задушевным голосом декламирующий школьные стишки про Родину и одновременно выжигающий пространство вокруг себя, убивающий людей настолько не глядя, что оторопь берет. Да, он прирожденный убийца, но разве это важно? Важно, что он за правду, за справедливость, что любит березку,русский рок, маму, брата, простых людей разных национальностей, что своих, русских, не бросает. Что это было? Стеб? Но уж очень искренен, органичен был герой. Так никто и не понял.

В «Войне» Балабанов показал, за что воюет русский человек. За себя. А не надо было его трогать. Он - человек служивый, пошел воевать по долгу службы, но ничего лишнего и особенно не вкладывался, а вы его - в яму. Ну, теперь вы его враги по-настоящему. Берегитесь. Он рассердился всерьез.

В «Грузе-200» Балабанов озаботился причинами гибели СССР. СССР погиб, потому что сгнил изнутри, потому что закончились герои. Это как-то не очень согласуется с появлением героев в «Брате», но, по-видимому, мировоззрение режиссера претерпевает изменения.

В «Морфии» выясняется, что беда была не в людях, а в самой России. Потому здесь жить плохо, что тут жить нельзя.

Фильм снят по сценарию С. Бодрова, которому Балабанов обязан частью своего успеха. Видимо, он считал своим долгом осуществить его замысел.

В сценарии переплетены автобиографические «Записки юного врача», «Морфий» М.Булгакова и не имеющие к прозе писателя отношения эпизоды. И все же получилась абсолютно булгаковская вещь, в фильме нашли отражение не только простенькие ранние рассказы Булгакова, но и мотивы «Белой гвардии» и свойственная ему фантасмагория. По характеру главный герой- доктор Поляков - больше всего похож на героя «Театрального романа». Он человек тонкого духовного склада, очень впечатлительный, но внешне замкнутый, одинокий.

И зима. Одна сплошная, беспощадная зима, как в «Белой гвардии» . В «Морфии» даются картины родной природы. Режиссер не льстит России: ничего нет красивого в этой заснеженной равнине, в этих тощих деревьях. Волки - вот настоящие хозяева этих мест. Здесь человек беспомощен, затерян, здесь он один на один со смертью, и некуда ему спрятаться. Кроме волков в России проживает еще народ. Это дикие, звероподобные люди в тулупах, которых кому-то неизвестно зачем пришла в голову светлая мысль лечить и образовывать. И вот тонкого, интеллигентного молодого человека с разбитым сердцем присылают после окончания медицинского ВУЗа в эту глушь - время военное, выбирать не приходится. Приезжает он насмерть перепуганный. Он и людей боится, и боится, что не справится, а виду показать нельзя - фасон надо держать: все же доктор. И сразу на паренька наваливаются трудные роды, ампутация, трахеотомия. Он со всем справляется, но чего ему это стоит! В первый же вечер он чуть не заразился дифтерией. Ввели ему антидифтерийную сыворотку, а рука разболелась. Акушерка-медсестра, Анна Кирилловна сделала ему укол морфия. Вот, собственно, и все. Кончилась жизнь доктора Полякова, начались тяжелые будни морфиниста. Есть такие случаи, когда человек сразу подсаживается на наркотик - это был как раз тот случай. В принципе, никакой идеологии тут нет -есть чистая физиология, но сценарист и режиссер не хотели, чтобы все было так просто. Не только физиология заставляет Полякова прибегать ко все новым уколам и увеличивать дозу, но и понимание, что он - ничто в этом океане страданий, что он не может помочь всем, что может быть, им и не надо помогать. Не помогают же волкам? Несмотря на то, что герой подчеркнуто аполитичен, глухие удары истории доносятся и до его глуши. Вот в соседней деревне есть фельдшер-еврей. Тоже, кстати, говоря, морфинист. Но он еще и член РСДРП! Вот собственный фельдшер рассказывает Полякову, что в Петербурге какая-то новая революция, но ему не до революции. У него 2 любовницы - акушерка Анна и распутная пациентка - и морфий. Но вот мужики зачем-то поджигают усадьбу соседского чудака-помещика. Привозят обгорелых людей, а доктор не может им помочь, хотя бы обезболить: морфий-то он весь на себя израсходовал. После это случая Поляков добровольно отправляется в Углич в психиатрическую больницу, но долго там не задерживается. Жажда морфия побеждает в нем здравый смысл, и он бежит из больницы, перед этим успев прокричать в форточку красноармейцам, что сейчас перестреляет всех жидов. А пистолет у него, действительно, есть. И вот в больничной одежде он мечется по городу, подыскивая место, где можно сделать себе инъекцию. Пытался пристроиться на чьей-то могиле, потом в церкви. Но люди мешают, а он уже в таком состоянии, что ничего не соображает. Впрочем, он такой не один. В этом городе все сошли с ума. Самые разумные люди как раз отсиживаются в сумасшедшем доме. Двое пьяных красноармейцев дегенеративного вида (такие типажи используют в Голливуде, когда надо показать русских) требуют у него пропуск, а он им показывает рецепт. Те его пропускают. На улице он встречает фельдшера - морфиниста, который приехал добывать в город зелье, а с ним его любезную Анну Кирилловну - очаровательную Ингеборге Дапкунайте. Дело в том, что она тоже захотела попробовать, что же такое морфий, тоже стала морфинистской, и вот теперь готова жить с кем угодно, лишь бы дали порошка. Поляков зачем-то стреляет в соперника-еврея, Анна Кирилловна обирает карманы покойного в поисках зелья, а доктор скрывается в кинотеатре. Психушка могила-церковь-кинематограф-морфий - такая цепочка выстраивается из последней пробежки героя. Звенья этой цепочки в чем-то тождественны. Это - способы уйти от действительности. На экране комедия. Герой вкалывает укол и впервые за весь фильм расслабляется. Он радостно смеется вместе с залом, а потом стреляет в себя. Он убивает то чудовище, в которое он превратился. А вот почему он превратился в чудовище? Морфий виноват? Нет, жизнь. Жизнь, вообще, штука мучительная, а в России и просто невозможная. Только с обезболиванием и только недолго можно быть на высоте тех задач, которые тут надо выполнять. Вот жил бы Поляков в бананово-лимонном Сингапуре, о котором он каждый день слушал песенку в исполнении Вертинского, он бы и не стал наркоманом. А может и стал бы. Но у нас без этого никак нельзя.

Как во всех фильмах Балабанова большую роль в нем играет музыка. Здесь это песни Вертинского и романсы.

Актеры играют превосходно. Исполнитель главной роли Леонид Бичевич очень хорошо справился с ролью. Дапкунайте в нескольких эпизодах снята обнаженной. Скажем, в «Утомленных солнцем» она выглядела лучше. Вероятно, это понадобилось, чтобы подчеркнуть большую степень близости героев.

Многие ругают фильм за излишний натурализм. Ампутация, отрезанная нога, роды, рвотные спазмы, которые мучают героя. Но мне кажется, что критики - слишком трепетные люди. Ничего особенного там нет. В жизни все еще хуже.

У меня тоже есть претензии по части фактологии. Конечно, в фильме допускаются значительные отступления от реалий. Но все же аптечный фанерный киоск с морфием на площади Углича зимой 1918 года - это слишком.

С нетерпением жду следующего фильма Балабанова. Наверное, он будет про крепостное право, а может быть, про каменный век. Узнаем, что там было не так.

Критика

Previous post Next post
Up