Дураки и налоги

Apr 23, 2016 14:41



Каждый день вижу в Топе снимки СССР, и все они какие-то удручающие. Странно, я же помню, что, например, в журнале «Огонек» печатались совсем другие фото. А где они? Хотелось посмотреть на них для контраста.
Но архива фото «Огонька» я не нашла. У них есть архив, но с 1996 года и без снимков. Тоже ничего.
20 лет с тех пор прошло, а мало что изменилось.
Похоже, что сегодняшняя система родилась одномоментно, в 1991 -1992 году, и с тех пор так и стоит.
Как так могло получиться?

Вот интервью 1996 года с руководителем Государственной налоговой службы (ГНС) Виталием Арюховым.
«Убито 23 начальника налоговых инспекций.
Только по Москве за последние полтора года:
- убит по пути домой юрисконсульт налоговой инспекции;
- расстрелян в собственной машине налоговый полицейский, сопровождающий инспекторов в их проверках;
- пропала без вести начальник отдела;
- взят в заложники сын сотрудника управления;
- подожжено помещение инспекции;
- обнаружена мина с часовым механизмом в здании инспекции (чудом не взорвалась).
***
За прошлый год из системы ГНС уволились 12 тысяч человек. За 9 месяцев этого года - 13 тысяч.
Финансирование нужд ГНС составило 80% от запланированного.

За 9 месяцев этого года начислено налогов в полтора раза больше, чем за тот же период 1995 года. Всего 80 трлн. рублей.
Общая собираемость налогов составила 80 - 82%.
За сокрытие доходов в особо крупных размерах возбуждено уголовное дело на замминистра по делам СНГ В. Кисина».

«- Такое ощущение, Виталий Григорьевич, что в сегодняшней атаке на налогоплательщиков вы обходите «крупняков» - самых крупных недоимщиков.
- Крупный неплательщик - он же соответственно крупный плательщик. Допустим, вы его обанкротили, директора выгнали, но на два года, согласно закону, положено освобождать банкрота от налогов. Кто возместит потерю? Тот же ТЭК - а «Газпром» его основа - дает четверть доходов казне. Словом, тут нельзя слепо махать саблей. Кавалерийским наскоком налогов не взять
- Расхожее мнение: налоги у нас чрезмерные. Поэтому платить их по-честному попросту невозможно.
- Да не чрезмерные, а бестолковые. По мне: один клиент - один налог. Даю вам лицензию и сразу же беру налог на срок ее годности.
Но по нынешней методике, когда берем налог с прибыли, у предприятия, даже самого процветающего, есть сотни способов эту прибыль скрыть. Мы же в погоне за ней громоздим все новые предписания: то повелеваем всем завести кассовые аппараты, то указываем, какие расходы в себестоимость включать не включать. Ну почему кассовый аппарат должен быть заботой государства? Если хозяин хочет контролировать свои расходы, он и сам его без нас заведет.
А что касается расчета доходов, то ведь опыт есть. Помню, в старые времена один торговый работник рассказывал мне о системе поборов в их сфере: продавец нес завсекцией, тот - директору, директор - в главк... Дань была строго нормированная. Учитывался и товарооборот, и ассортимент. Нынче подобным образом действуют рэкетиры. Не отмороженные, а умные. Они прекрасно знают финансовое положение каждого «подопечного» (все до рубля на учете). И берут точно положенное - не больше, не меньше. Нам придется у них поучиться.
- Так ведь дурят налоговиков по-черному. Все шире практика двойных зарплат - минимум по ведомости, максимум - в конверте. Или через страховой полис, или через кредит в банке...
- Да знаем мы все эти штучки. Потому и предлагаем перейти на систему декларирования не только доходов, но и расходов. Скажем, получаешь ты по миллиону рублей в месяц, а дачу купил за миллион долларов. Объясни, откуда деньги, да предъяви документы.
- Много пишут о роскошных дачах высших госчиновников, о генеральских дворцах. И это при относительно скромной зарплате. В то же время привлечь к уголовной ответственности нельзя...
- Сегодня нельзя. Но если узаконим декларацию о расходах, будет можно. За сокрытие доходов и налогов.

РАССКАЗ ИНСПЕКТОРА
История одной будничной проверки
Татьяне Васильевне Сорокиной 37 лет. Замужем. Двое детей-школьников. Обаятельная миловидная женщина.
- В тот день вместе с сослуживицей Светланой (мы обязаны всегда ходить по двое, даже в туалет), а также сотрудником налоговой полиции проверяли наличие кассовых аппаратов в торговых точках. Зашли на вещевой рынок. Нарушений там оказалось уйма. И доллары в кассе лежат, и чеки не пробиваются.
Уже покидая территорию рынка, заглянули в павильон «Изделия из кожи и меха». Обнаружили вроде бы мелочь: покупатель прямо на наших глазах купил портмоне за 150 тысяч рублей без чека. Стали оформлять акт. И вдруг почувствовали что-то неладное. Поделились своими ощущениями с нашим сопровождающим. Он сказал: «Не надо дрейфить», - и пошел покурить. Через пять минут возвращается бледный, с дрожащими руками (а он атлет, два метра роста): «Никаких актов, девочки. Мы все здесь под прицелом».
Позже он рассказал нам, что ему приставили дуло к виску и объяснили, как надо себя вести.
Не знаю, уж как ему удалось вызвать подкрепление, но вдруг появилось четверо милиционеров и, словно под конвоем повели нас к машине.
Помню, как при переходе улицы я замешкалась и чуть отстала. Рядом увидела щупленького милиционера и вцепилась в него: «Миленький, не бросай меня». Может, и не было тогда никакой угрозы, но я рассказываю о своем тогдашнем состоянии.
Когда ехали на машине, показалось, что нас преследуют. Сделали несколько маневров и оторвались.
Ясно, что не акт на 150 тысяч был причиной наших злоключений. Видимо, теневые хозяева рынка хотели показать: «К нам - ни ногой!»
Потом я ехала домой на электричке. Когда вышла и стала спускаться по скользкой лестнице, какой-то зверский тип изо всех сил толкнул меня так, что я чудом не полетела вниз головой - удержал меня встречный парень.
Может, этот эпизод и не связан со злополучным рынком, но поймите мое состояние...
Домой пришла в слезах. Обняла детей и благодарила Бога, что пожалел и спас меня».

По интервью видно, что руководитель налоговой службы не слишком интересуется своей работой. Складывается впечатление, что он не верит в то, что налоги будут платить, и что это, вообще, кому-то нужно.

А ведь это 5 лет тогда прошло с конца 1991 года - с начала нового демократического общества.

Что с тех пор изменилось? ГСН теперь называется Федеральной налоговой службой.

Артюхов В.Г (род. в 1944 году) ныне директор Центрального научно-исследовательского института «Центр». Директором ГНС был год. До этого работал заместителем начальника Финансово-хозяйственного управления Секретариата Верховного Совета СССР, куда пришел из министерства автомобильного транспорта РСФСР, где возглавлял финансовое управление; после налоговой службы стал руководителем Федеральной дорожной службы. С июня 2001 года по март 2004 года - Министр природных ресурсов Российской Федерации. В 2004 году, за два часа до увольнения с поста министра природных ресурсов, Артюхов подписал более 60-ти лицензий на проведение разведки нефти в Сибири и на северо-западе страны, а также дал распоряжение о перечислении 450 млн рублей в ряд малоизвестных фирм. Как утверждала пресса, большинство лицензий получили компании так или иначе связанные с сыном Артюхова Вадимом. Вновь назначенный министром Юрий Трутнев провёл служебное расследование и данные лицензии отменил.

В 2004 году был фигурантом «крабового дела», возбуждённого в рамках расследования убийства губернатора Магаданской области Валентина Цветкова. Председатель Государственного комитета РФ по рыболовству Евгений Наздратенко обвинил Артюхова в том, что он сверх утверждённого общедопустимого улова выделил дополнительные «научные» квоты на вылов трёх тысяч тонн крабов и трубача на общую сумму 38 миллионов долларов. По утверждению Наздратенко, улов краба был вывезен контрабандой за границу, а выручка присвоена, что стало причиной убийства Цветкова. Аналогичные обвинения озвучивал депутат ГосдумыБорис Резник, заявлявший, что Артюхов как «соучастник этого преступления должен сидеть на скамье подсудимых».
В том же году Артюхов был фигурантом коррупционного скандала, связанного с реконструкцией Старой Смоленской дороги. Смоленский суд и прокуратура требовали в принудительном порядке доставить для дачи показаний экс-министра по делу о пропаже 56 млн рублей.
В 2013 году Артюхов оказался замешан в получившим широкую огласку скандале, связанном с выселением из принадлежащего семье Артюхова помещения ресторана «Хачапури». По словам владельцев кафе, после того как они отремонтировали арендованное здание и открыли кафе, Артюхов потребовал пересмотра условий договора аренды и объявил о намерении значительно повысить арендную плату, что не было предусмотрено договором. Добиваясь выполнения условий, арендодатель «отключал воду, электричество, блокировал канализацию, заваривал входные двери, постоянно приходили проверяющие органы», угрожал директору кафе личной расправой, а в ночь на 9 августа 2013 года кафе разгромили неизвестные люди в масках.

Старший сын Альберт (род. 1967) - частный предприниматель, учредитель ряда коммерческих организаций. Сын Альберта, Артур (род. 1989) возглавляет ОАО «Автокобминат-4».
Второй сын Вадим (род. 1972, Армавир) - руководитель Представительства администрации Костромской области при Правительстве РФ (с 2012). Являлся советником председателя Совета Федерации С. М. Миронова (2009-2010), членом Совета Федерации от Волгоградской области (2004-2009), заместителем министра имущественных отношений (2002-2003). Занимал руководящие посты ряде коммерческих банков: Флайт-Банк, Традо-Банк, Кредитпромбанк,Внешэкономбан.
Третий сын от гражданского брака, Владимир Удалов (род. 1989) - кандидат экономических наук, в период руководства ФГУП «Центр» В. Г. Артюховым, занимал должность его советника. В 2015 г. вошел в число акционеров АКБ «Росдорбанк»
Семье Артюхова принадлежит контроль над «Росдорбанком», созданным как профильный банк для обслуживания предприятий дорожной отрасли; по настоящее время данные предприятия входят в число основных клиентов банка.

Вот так, карабкался человек по карьерной советской лестнице, начиная от инженера. Из Армавира перебрался в Москву, стал главным инженером Производственного объединения по обслуживанию грузовых автотранспортных средств иностранных владельцев «Совинтеравтотранс», оттуда - в отраслевое республиканское министерство, потом - в Верховный Совет, а далее уже везде.

В статье из «Огонька» упоминается еще заместитель министра по делам сотрудничества со странами СНГ Вадим Кисин, против которого было возбуждено уголовное дело. Он тогда скрылся и был объявлен в розыск. В 2001 году его еще не нашли, а дальше не знаю.

А что с налогами? В 1996 году собрали 80 трл. рублей или 15 млрд. долларов. В 2015 с января по август - 9 трлн. рублей или 170 млрд. долл. При этом, каждый раз сообщают, что собрали на столько-то процентов больше, чем за предыдущий период - видимо, это традиция. Точной же цифры за весь 2015 почему-то нет.

Деклараций по расходам так и нет.

Примерно половина работающих то ли получает серые зарплаты, то ли не платит налогов вообще. Платят налоги бюджетники, но это же перекладывание денег из одного кармана в другой.

Надеюсь, что чуть-чуть стало цивилизованнее со сбором налогов на рынках, но не более того.

Что касается чиновников, то некоторые продолжают воровать, как подорванные. Только сегодня арестовали еще одного заместителя министра культуры. Думаете, сядет? Что-то я сомневаюсь.

В 1991 году был заключен некий пакт: мы вам разрешаем воровать по-крупному, а вы закрываете глаза на наши маленькие делишки. Так с тех пор и живем. В минусе остались только те, кто не ворует и честно работает. Но эти люди вскорости вымрут, и будет полная гармония. Главное, почаще пинать СССР - там-то ворам хоть как-то мешали развернуться.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Политика)

Текущая политика

Previous post Next post
Up