Про моду

Dec 30, 2015 18:36


В дополнение к посту о том, как в СССР проникала мода,
http://uborshizzza.livejournal.com/3828875.html
хочу привести отрывки из «Незнайки в Солнечном городе». В этой книге Николай Носов с большой любовью изобразил пародию на советскую утопию.
Незнайка появляется в Солнечном городе в желтых штанах и голубой шляпе. Кроме него, там никто такое не носит. Он совершает несколько нехороших поступков и опасается наказания - ну, вы помните. В том числе, ему кажется, что его могли бы вычислить по одежде. Но первое время Незнайке удается скрывать свои проступки (он превратил мальчика в осла, ослов - в людей и др.).
Незнайке и его друзьям показывают город и отводят на экскурсию на швейную фабрику. Там Иголочка читает экскурсантам лекцию:


«Что является нашим бичом?.. Нашим бичом является не что иное, как мода. Вы уже сами, наверно, заметили, что никто не хочет ходить все время в одном и том же платье, а норовит каждый раз надевать на себя что-нибудь новое, оригинальное. Платья носят то длинные, то короткие, то узкие, то широкие, то со складками, то с оборочками, то в клеточку, то в полосочку, то с горошинами, то с зигзагами, то с ягодками, то с цветочками... Словом, чего только не выдумают! Даже на цвет бывает мода. То все ходят в зеленом, то вдруг сразу почему-то в коричневом. Не успеете вы надеть новый костюм, как вам говорят, что он уже вышел из моды, и вам приходится сломя голову бежать за новым.
- Ниточка - самая лучшая наша художница, - продолжала Иголочка. - Сейчас она работает над созданием рисунка для новой ткани, которая называется "Утро в сосновом лесу". Вот смотрите: здесь кругом лес, а здесь медведица с медвежатками. Очень забавно, не правда ли? А недавно Ниточка создала образец ткани под названием "Божья коровка". Представьте себе зелененькую матерьицу, усыпанную оранжевыми божьими коровками с черными крапинками. Это же прелесть! Платья из этой ткани шли нарасхват. Никто не хотел носить ничего другого. Но прошло несколько дней, и какой-то умник сказал, что он боится выходить на улицу погулять, так как ему все время мерещится, будто по всем прохожим божьи коровки ползают. После этого никто уже не хотел носить эти платья. Все говорили: "Не хотим, чтоб по нас коровки ползали". В другой раз Ниточка придумала еще более интересную материю, под названием "Четыре времени года". Это было что-то сказочное - целая картина, а не материя! Ее печатали в восемь красок, для чего изготовили восемь новых печатных валиков. Весь город нарядился в эти платья с картинками. Вдруг одна модница говорит: "Мне это платье не нравится, потому что все смотрят не на меня, а на картинки на моем платье". И что бы вы думали? На другой день платье вышло из моды, и пришлось нам в спешном порядке другую материю придумывать.
Нас лихорадит. Это случается, когда к нам приезжает какой-нибудь путешественник из другого города. Увидев на нем не совсем обычный костюм или какую-нибудь необычную шляпу, наши жители начинают воображать, что появилась новая мода, и бросаются за этими костюмами или шляпами в магазины. Но поскольку в магазинах ничего этого нет, то нам приходится в спешном порядке готовить новую продукцию, а это вовсе не просто, так как необходимо сделать новые образцы материи, новые выкройки, новые штампы и печатные валики. Публика ждать не любит, и нам приходится делать все это в спешке. Вот поэтому мы и говорим, что нас лихорадит. Как с этой лихорадкой бороться?.. Очень просто. Мы держим связь с магазинами. Из магазинов нам сообщают о каждом новом требовании коротышек. Вчера, например, нам сообщили, что уже несколько коротышек приходили за желтыми брюками. Отсюда мы делаем вывод, что к нам в город приехал кто-то в желтых брюках... Вот скажите, вы к нам давно прибыли? - спросила Иголочка Незнайку.
- Позавчера, - ответил Незнайка.
- Видите! - обрадовалась Иголочка. - Вы только позавчера приехали, а у нас уже вчера было известно, что в городе появился некто в желтых брюках. Но этого мало. Мы уже сами готовимся к выпуску желтых брюк. Прошу вас подойти ближе и познакомиться с художницей Пуговкой. Пуговка создает проект желтых брюк, поскольку желтых брюк у нас до сих пор не делали.
Незнайка и его спутники подошли к Пуговке и увидели, что она рисовала на большом куске бумаги желтые брюки в натуральную величину.
Тем временем Иголочка внимательно осмотрела со всех сторон Незнайку и даже украдкой пощупала материю на его брюках.
- Это хорошо, что вы к нам зашли, - сказала она Незнайке. - А то мы могли бы сделать совсем не такие брюки, какие требуются. Подобные случаи уже с нами бывали... Ты, Пуговка, обрати внимание и сделай поправки в своем проекте. Брюки не должны быть ни узкие, ни широкие, ни длинные, ни короткие, а такие: чуть-чуть пониже колена, чуть-чуть повыше щиколотки. Это самый лучший фасон, так как в нем очень удобно ходить. Материя шелковистая, глянцевитая. Это также выгодно, потому что глянцевитая материя меньше пачкается. Цвет не лимонный, как ты нарисовала, а канареечный. Такой цвет гораздо приятней для глаз. И потом, не нужно внизу никаких пуговиц. Малыши не любят, чтоб у них на штанах внизу были пуговицы, так как эти пуговицы постоянно за что-нибудь цепляются и в конце концов все равно оторвутся».

Незнайка продолжал бояться расплаты, но вместе с тем:
«Незнайка немного успокоился, но боялся даже подняться со скамьи, так как ему казалось, что все смотрят на его желтые брюки.
- Вот чудной! - сказала Ниточка. - Будто ты один в желтых брюках. Посмотри вокруг!
Незнайка огляделся по сторонам и увидел, что многие малыши ходили вокруг в желтых брюках.
- Помнишь, когда вы были у нас на фабрике, художница Пуговка создавала проект желтых брюк! - сказала Ниточка. - Теперь фабрика освоила эту модель и со вчерашнего дня желтые брюки поступают во все магазины. Теперь это самый модный цвет».



В книге Носова описан утопический коммунизм, когда нет недостатка в ресурсах, не существует товарно-денежных отношений, а при социализме они есть, только не такие, как при капитализме.
Обратили внимание на то, что в Солнечном никого не интересует, что делать с продукцией, которая надоела потребителю - главное, нужно удовлетворить потребности людей.
А почему люди все время хотят нового? Да бог их знает: таково наше устройство.

При капитализме регулятором спроса служат не только потребности людей, но и цены. Модное стоит гораздо дороже того, что вышло из моды.
Еще один регулятор - конкуренция. Кто-то из производителей разорится, кто-то, наоборот, поднимется.
А вот швейные и текстильные фабрики в СССР должны были выполнять план. А что такое запустить новую модель брюк, новые ткани? Это большие изменения во всей цепочке производства. Если все время идти за модой, то план не выполнишь.
Цены на товары назначались без особого учета спроса.
Разориться предприятие не могло. Так зачем ему было рисковать, затевая возню с новыми товарами?
Поэтому легкая промышленность была очень неповоротливой.

Но я до сих пор считаю, что ради модных штанов не стоило ломать СССР. Впрочем, со мной многие не соглашаются.

В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (За жизнь)

За жизнь

Previous post Next post
Up