Что общего между китайской лапшой и Софьей Палеолог?

Nov 10, 2008 16:31


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (За жизнь)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Сидели мы в субботу в японо-китайской закусочной, мирно отмечали финансовый кризис поеданием лапши с грибами, но отвлекали две сидевшие рядом дурехи, постоянно верещавшие о том, что их в институте неправильно учат - дают им что-то, чего им в работе наверняка не потребуется. И в связи с ними, естественно, вспомнилась Софья (Зоя) Палеолог.


После того, как турки взяли Константинополь, она с 15-ти лет осталась сиротой и жила под присмотром священников-католиков, так как хотя она и была православная, но византийские базилевсы с 1439 года перешли в униатство в надежде, что папа и прочее католическое воинство им поможет (но, естественно, обломались). Зоя потеряла отца (деспота Морейского) и дядю (императора Константина XII), но турки ее, как и других оставшихся членов семьи, не тронули, они бежали на остров Корфу, а оттуда в Рим. Поскольку Палеологи привезли собой много святынь христианского мира, включая голову Андрея Первозванного, Папа взял их под покровительство. Но о хорошем приданом разговора быть уже не могло. Кроме того, Зоя была маленького роста и полная, что считалось очень некрасивым. Пользуясь старыми связями, спровадили ее в Москву к овдовевшему Ивану III. Они порасписали, какая она необыкновенная красавица и пр., ну и развели как лоха. Когда пришло согласие, то священники-католики очень обрадовалась и стали ее наставлять, что теперь ее долг, раз уж подвернулся такой удачный случай, всю Россию под правление папы римского привести. Но Софья, которой они приданого не дали и отправили в 1472 году в тьмутаракань, оказалась женщиной мудрой и решительной и прямо им заявила, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Вот так-то, девочки, умные люди поступают.

Ивану было 28 лет, из них он 15 лет был женат, у него был сын, тоже Иван. Софья родила ему сына Василия, но ее сын не мог быть наследником прежде старшего брата и племянника. Однако, вот, бывает же такое, Иван-младший заболевает какой-то болезнью, от которой у него появились кровоточащие язвы. Лечил его врач-византиец, но он почему-то все равно умер. Какая неожиданность. Наследником в 1498 году стал внук Дмитрий. По мере того, как наследник взрослел, до царя все чаще доходили слухи о том, что он дурно высказывается о деде, желает ему смерти, зовет старым дураком и проч. Интересно, что Иван Васильевич это долго терпел. Но капля камень точит. Дмитрий все же попал в опалу. А виновата в этом оказалась его мать, Елена Волошанка (дочь большого друга царя Господаря Валахии (Молдавии), к которой он относился, как к родной дочери). Она посмела переманить выписанных из Италии ремесленников (пушкарей, серебряных дел мастеров) ко двору своего отца. Иван их ждал, ждал, а они, оказываются, работают на его свата! (Нет, есть в московских властителях что-то от хозяйственников, Лужков весь в них пошел.) Дружбе пришел конец, ее и сына отправили в темницу, откуда они уже не вышли. А в 1505 году на престол взошел ее сын Василий. Спросите, к чему был такой сволочизм? А время было такое. Опять же финансовый кризис, дефолт и проблемы с отсутствием нанотехнологий. Если бы царем стал Дмитрий, то Софье и ее сыну Василию тоже не поздоровилось бы. Хотя самой Софье не удалось насладиться покоем, она умерла в 1503 году.

Однако, ее интриги - ничто по сравнению с теми изменениями, которые вместе с ней появились на Руси. Ей удалось внушить Ивану, что, женившись на ней, он приобрел духовное наследство Византии. Теперь он законный наследник Рима, Москва становится центром православия - истинной веры. Это ко многому обязывало. Если до Софьи Иван был просто Великим князем, пусть и считавшимся царем, то с ней он стал истинным владыкой. С тех пор царская власть обрела сакральность, царь - не первый среди равных, а фигура почти божественная. Ведь византийцы (ромеи) были духовными наследниками Рима, а христианский Рим опирался на Рим языческий, в котором император был богом. После принятия христианства римляне уже не могли ставить храмы богу-императору, но идея божественности власти, так ловко придуманная первыми Цезарями, никуда не делась. Вот так и стал русский царь божьим помазанником, а Москва стала третьим Римом. Кремль был перестроен: появились Успенский собор, Грановитая палата, Архангельский собор. Были приняты роскошные дворцовые церемонии, которые бывшая деспина хранила в памяти. Количество слуг при дворе увеличилась в несколько раз. Василий III и Иван IV уже на полном серьезе считали себя почти богами. Что удивительно, так это то, что народ эти идеи принял! Что не творил Иван Грозный, а народ терпел: ведь царь, он от Бога. Вот как быстро чужое стало родным! Мало того, последующие государи - Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский сильно пострадали от этой идеи. Их свергали на основании того, что царь-то не настоящий! А ведь было время, когда князей приглашали править и никакой божественности от них не ждали. Украинцы так с этим и остались, и поляки тоже, и чехи и многие другие. Романовы тоже пользовались идеей божественности царской власти, а от царей она перешла на генсеков, а от них - на президентов. У нас что ни поп, то батька.

Таким образом, идея божественности царской власти, занесенная нам Софьей Палеолог и используемая ее, чтобы утвердиться при дворе среди чужих людей, спасти себя и сына, оказалась самой долгоиграющей и успешной в нашей стране! Она вошла вплоть и кровь нашего народа, потому что оказалась необходимой именно нашему народу. А вот почему - это тема отдельного анализа. Возможно, нашему анархичному населению нужен очень сильный авторитет, если уж подчиняться, то только Богу или кому-то почти ему равному.

А девочкам, с которых я начала, на этом примере можно сказать, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят, но можно стать там своими, незаменимыми, а потом устроить все по-своему.

Бытовые размышлизмы

Previous post Next post
Up