Музей Арт-Деко

Oct 27, 2015 18:58


Ар- Деко - течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, популярное в 1930-1940-е годы, проявившееся в архитектуре, моде, живописи. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма.
Жизнь термину «ар-деко» дала выставка роскоши «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes» прошедшая в 1925 году в Париже .
В Москве в прошлом году открылся музей Ар Деко. Этот частный музей принадлежит собирателю Мкртичу Окрояну - президенту группы компаний «Аури».
Сегодня в собрание Окрояна входит крупнейшее количество произведений из бронзы и слоновой кости периода 1920-1930-х годов, которое насчитывает более 900 работ. Среди них около 100 скульптур Дмитрия Чипаруса. Остальные 800 произведений - это работы Фердинанда Прайсса, Поля Филиппа, Отто Порцеля, Пьера Ле Фагои, Клер Колине и других художников.
За короткий срок накупить столько ценной скульптуры - это какие же деньги нужны?
На сайте музея про Мкртича Окрояна сказано, что он окончил мехмат, но не сказано, какой именно. Судя по акценту, родился и вырос он в Армении. А вот сказать что-то про возраст я затрудняюсь. Вроде бы, не больше 40 лет, но как он тогда успел уже в 2001 году стать большим предпринимателем? В общем, как всегда, одни загадки.

Нашла имя Мкртича Окрояна в заметке, связанной с попыткой Лужкова реанимировать АЗЛК: «С ведома столичных властей директор "Москвича" Рубен Асатрян привел на завод фирму-посредника "Ами-тун", хозяином там был Мкртич Окроян. Все закупки комплектующих, в том числе и двигателей "Рено", и электрики "Бош", Асатрян пустил через Окрояна. Через него же велась и реализация готовых машин. Известно лишь, что до магазинов доходил сплошной некомплект. А себестоимость "Святогоров" взлетела чуть ли не до 7 тысяч долларов. И это при том, что продавались они с трудом за 4».
Как известно, ничего из этого не вышло. Но на коллекцию предметов ар-деко и на музей хватило.

Музей находится по адресу Лужнецкая набережная, 2/4 стр. 4. Это прямо около Андреевского моста Окружной железной дороги. Там стоит заводской комплекс старинной постройки из красного кирпича..
Изначально на этом месте располагалась фабрика анилиновых красок "Фр. Байер и К" в Лужниках. В годы Первой мировой войны здесь выпускали снаряды, а фабрику у немцев отобрали и отдали Николаю Второву. Он существенно расширил завод. Основные здания построили за 38 дней! Организовать производство снарядов поручили уполномоченному Главного артиллерийского управления (ГАУ) генералу Семену Ванкову.
В 1917 году Второв передал свои московские заводы в ГАУ, но их приемка в казну растянулась еще на несколько месяцев.
В ноябре 1918 г. помещения бывшей фабрики Байера передали под эксплуатацию экспедицией заготовления государственных бумаг, а снаряжательные мастерские превратили в склады ГАУ. В том же году погиб и Второв - убили в семейном конфликте. Второву принадлежал особняк на Спасо-Песковской площади, служащим сейчас резиденцией посла США.
Генерал-лейтенант Ванков, как и многие известные русские военные инженеры, перешел на сторону советской власти. Он по-прежнему руководил организацией, которая до 1919 г. готовила материалы по итогам программы производства снарядов. Ванков был арестован в апреле 1919 г. по обвинению в контрреволюции и шпионаже и заключен в Бутырскую тюрьму. Менее чем через месяц он был освобожден на поруки военного комиссара своей организации Левина и тов. Красина. Ванков даже запечатлен на фотографии вместе с Лениным на испытаниях первого советского электроплуга (очевидно, плод тогдашней конверсии) в октябре 1921 г. Скончался он в возрасте 79 лет в 1937 г.
После Гражданской войны территория на Лужнецкой набережной не раз меняла свое назначение. В 1931 г. на площади фабрики Гознака был организован завод по изготовлению штампов, приспособлений и пресс-форм, в 1938 г. его передали в авиационную промышленность. В 1939 г. был организован завод # 1 "Оргавиапрома", входившего в Наркомат авиапромышленности . Завод # 1 был самым крупным в "Оргавиапроме" - свыше 2 тыс. человек и выпускал также узлы ротора и крыльчатки к турбокомпрессорам. В 1941 г. здесь стали производить лафеты к авиапушкам, а в начале Великой Отечественной войны освоили производство боеприпасов.
Опытный завод # 300 представлял собой конструкторское бюро (КБ) Александра Микулина. Под его руководством были созданы двигатели марки АМ, которыми оснащались самолеты АНТ-25, ТБ-3, МиГ-1, МиГ-3, Пе-8. Самый массовый самолет Великой Отечественной - Ил-2 и его развитие Ил-10 также имели микулинские моторы. На Лужнецкой набережной началась реконструкция завода, предназначенного для модификации моторов АМ, а также доводки турбомеханизмов и их серийного производства. В 1946 г. КБ приступило к разработке опытных образцов турбореактивных двигателей. С 1952 г. на серийных заводах началось производство реактивных двигателей АМ, которыми оснащались самолеты Ту-16, Ту-104, М-4, Як-25. В середине 1960-х годов от системы номерных заводов окончательно отказались, и предприятие стало называться московский машиностроительный завод "Союз". Но осталась традиция с конца 1950-х годов добавлять к названию двигателя цифру "300".
В постсоветские времена "Союз" также претерпел немало реорганизаций. В 2001 г. АМНТК «Союз» вошел в торгово-промышленную группу ЗАО «Группа «АМИ». Теперь там офисы и Арт-Деко.
А нафига нам самолеты? Вот офисы - это да.

Сам музей занимает 2 больших зала, есть еще зал с театральной сценой. Вокруг музея - слева, справа, выше располагаются офисы. Ощущение неуютное. Посетителей почти нет, по залу ходит мрачный охранник. Тишина стоит.
Все-таки, могли бы хоть музыку какую включить, интерактив какой сделать. Музей создать не так просто, как некоторым кажется.
Но сама коллекция интересная.
Зал с мебелью и витражами









































Зал скульптуры,
















































































Билет стоит 200 рублей без льгот и 100 со льготами. Съемка - 100. Работает музей до 21 часа, выходной - понедельник.. Как видите, цены и расписание щадящие.
3-го ноября будет Ночь Искусств, и обещают экскурсии, а, может быть, и концерт.
Думаю, что, когда заработает Окружная железная дорога, народу в этот музей будет ходить больше - он прямо под остановкой.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))

ИЗО

Previous post Next post
Up