Марина Ахмедова. Пляска бесов. ч.1

Oct 20, 2015 00:42

К этой теме
http://uborshizzza.livejournal.com/3718062.html

Действие происходит в Западной Украине, в Карпатах, в деревне Волосянка. Рядом находится село Солонка, где Марина Ахметова наблюдала сеанс экзорцизма. Все, что она видела, вошло в роман «Пляска Бесов». Поп Василий хромает - в романе этому найдется объяснение. Женщина сажает цветы около храма и говорит, что сажает их для того, чтобы кто-то восхитился их красотой и не совершил зла - и это будет в романе. Всем, кто будет читать «Пляску бесов» советую вначале прочесть репортаж Марины Ахметовой в журнале «Эксперт».

Язык романа - цветистый, стилизован под «Вечера на хуторе близ Диканьки», но временами сбивается на репортаж. Иногда попадаются фразы, которые трудно понять, и становится ясно, что в «Русском репортере» и «Эксперте» литературные редакторы лучше, чем в издательстве «АСТ», издавшее роман.
Например, первое попавшееся: «Он больше песни любил - повстанческие, которые отец его часто напевал, а до отца - дед, тот, что в войну и после нее к упивцам в лес сбегал. Там он их расслышал - какие-то были сложены прямо у костров бездельными ночами и отражали в себе всю ситуацию, в те годы сложившуюся, а какие-то, тут родившись, уехали с высельниками в Сибирь, там обагрились карпатской кровью, обтерлись глубоким снегом, замерзли в голубой советский лед, который, тем не менее, жег больно, и сюда вернулись - новыми, да все равно старыми». Ну что это такое? Нужно несколько раз прочесть, чтобы смысл понять. По-моему, это дурной стиль.

Некоторые эпизоды явно лишние, а некоторые сюжетные ходы я не поняла, хотя читала внимательно. Мне показалось, что автору хотелось впихнуть в роман как можно больше экзотических обычаев и легенд, о которых она узнала, когда делала репортаж. Это интересно, но мешает действию.

Тем не менее, все это не отменяет достоинств романа, написанного в редком для нашей литературы жанре: это мистика с элементами политического романа и посвящена современным острым событиям, в частности, российско-украинскому конфликту - его корням. Кроме того, роман по-настоящему страшный.

Волосянка затеряна среди Карпатских гор, рядом с ней проходит граница с Польшей. По селу протекает река Уж.



Это та часть современной Украины, которая входила то в состав Польши, то в состав России, то в состав Австрийской империи. И это продолжалось с 9 века (тогда борьба за эти земли шла между Древнерусским государством и Польшей). В 1939 году эти земли попали в состав СССР.
Конкретно село Волосянка впервые упоминается в в 1691 году, датой основания села указанный 1549 год. Венгерский король Андрей III передал Волосянку во владение Ужгородском жупану Петру Питуни.
Большинство жителей - греко-католики.




В селе есть церковь, а при ней кладбище. Самый заметный там памятник - каменный крест, который оплетают необыкновенные красные розы. Никто не помнит, кто там похоронен.


Горы изолировали села от большого мира, и там в неприкосновенности сохранились древние верования и обычаи. В 40-х годах там орудовала ОУН (украинская националистическая организация). Почти в каждом доме были «ребята Стефана» (Степана Бандеры), которые убивали коммунистов и поляков. Во время событий 2013-2014 года жители местных сел приняли самое активное участие в Майдане.


Летом 1991 года в Волосянку вернулся выпускник педвуза из Львова пан Степан. Вместо того, чтобы устраиваться на работу, он целыми днями бродил по лесам и о чем-то мечтал, а чаще всего он гулял около совершенно круглого озера, которого остальные здешние жители сторонились.


Однажды его пригласил к себе дед Панас и угостил своей хреновухой. А хреновуха была у Панаса такая, что с ног сразу сбивала. И очутился пан около озера, под огромной липой с дуплом, в котором явно кто-то жил. И вдруг видит он, как ведьма бабка Леська ведет за собой некую Дарку и произносит всякие загадочные слова. Пан Степан знал, что Дарка влюблена в Богдана Вайду, а тот помолвлен с красавицей Светланкой. А Леська стала выкликивать имена бесов: «Вир! Зорян! Лад! Найден! Орь! Рус! Ус! Царко!». Все бесы, кроме Царко, находились в озере в мешках. «Худые были они, как скелеты, обтянутые желтой кожей. Ноги - чересчур длинные, длинней туловища. Коленки выпуклые, неверно срощенные, друг к другу припадающие. Стопы - большущие, плоские. Руки - длинные, пальцатые. Груди - впалые. Животы - выпуклые. А головы - круглые, лысые, с глазами - огромными, голубыми, отражающими водный туман. Глазницы соприкасались, похожие на рыбин, которые хвостами схлестнулись». А Царко ведьму не слушался, не шел на зов, а сидел в дупле липы, под которой лежал Стапан.


Еще Степану привиделась собственная свадьба, но кто его невеста, он не понял. Она была в белой фате, а потом фата посерела. И много он еще гадости видел, но проснулся в другом месте, и решил, что ему все приснилось. Но осенью на танцах вдруг подошел к Светлане и позвал ее замуж, а она вдруг согласилась, хотя была помолвлена с Богданом.
Сыграли скорую свадьбу. «Тут был и борщ с ушками, и котлеты свиные были, и голубцы с картошкой и грибами, томленные в сметане, и вареники - с картошкой и с творогом, грибы - скользкие, из соседнего лесочка, сыр - свой, прямо из-под коровы, сладости, водка и еще много-много всего разного».
На свадьбу пришел Богдан, сел напротив Светланы и съел вареники с ее тарелки и сказал: «все, що ти проковтнути не зможеш, я на себе вiзьму». А Свеланка пошла в другую комнату, легла на брачное ложе и умерла. Когда пан Степан обнаружил, что невеста мертва, то так разозлился, что дважды осквернил еще теплое тело.
К вечеру тело покойницы раздуло, а через положенное к похоронам время оно стало жутким, изо рта вывалился страшный черный язык.

Несмотря на все это, Богдан очень тосковал по Светлане. Однажды он шел мимо дома деда Панаса, а Панас давно его поджидал. Он предложил хреновухи, но Богдан отказался. Тогда дед попросил Богдана пойти к озеру и срубить старую липу на дрова, дал ему топор и веревку. Тут Богдан будто проснулся и сказал: «Спасибо, что надоумил». Он взял у Панаса веревку и пошел в лес, накинул веревку на липу, сделал петлю, влез в нее, но умереть ему не дал бес Царко, живущий в дупле. Тут Светлана явилась - красивая, в белом платье. Она стала упрекать Богдана, что он ее забыл и жаловаться на алые розы, покрывающие платье. Розы проросли в ее тело, а снять их можно было только с помощью цветка папоротника. Богдан согласился найти цветок, а помогать ему Светлана отрядила Царко, который очень отпирался. Но Светланка накинула на него веревку, на которой не сумел повеситься Богдан, и бес стал послушным. Он водил Богдана по лесу, пока они не вышли на поляну. Там сидели мужчины, в которых Богдан узнал своего молодого деда и других давно умерших односельчан. Там же был и мальчишка - дед Панас. Он рассказывал жуткие вещи. Большевики дали Петру (будущему деду пана Степана), который во время рассказа спал, сутки, чтобы он добровольно сдался, а иначе грозились сжечь его дом и семью. Петро не пришел. Тогда большевики подожгли дом с находящейся там Анной и двумя детьми. Они успели выбежать из горящего дома и побежали к хате сестры Анны, Катерины. Та их впустила. Тут уже большевики подперли вход и подожгли и этот дом. Все село стояло и смотрело, как горят люди. Вдруг прибежала самая их младшая сестра, Леська. Она бросилась в огонь, но не сумела никого спасти.
Пока Панас все это рассказывал, Петро проснулся и попытался повеситься, но его вытащили из петли. Тут призраки увидели Богдана. Они приняли его за москаля, но вмешался бес, и между ним и повстанцами состоялся разговор об идеалах. Повстанцы считали, что Петро не должен был ценой своей жизни спасать семью - его жизнь пригодится для спасения идеалов. Тогда Царок сказал, что их внуки станут жертвами их идеалов.
Потом призраки пропали, а Богдан увидел цветок папоротника, но тот был так прекрасен, что он не смог его сорвать, сколько ни просила Светланка. Больше он ее не видел.

С той ночи Богдан Вайда стал очень задумчивым и интересовался только своим хозяйством. А Степан женился, у него родился ребенок, но очень некрасивый и слабый.

На этом история со Светланой еще не кончилась. Дарка, что хотела отбить Богдана у Светланы, пришла в церковь к отцу Василию вместе с маленькой сестрой Стаськой. А священник спросил ее, что она сделала ужасного. И Дарка рассказала, что уморила Светланку - подкупила портниху, чтобы та вшила шнурочек в свадебное платье. Кто дал шнурок, и чей он был, Дарка не сказала. Отвечала тоненьким голосом: "Не велено говорить". Далее Василий стал выгонять из нее беса. Он назвал его Русом. Рус не хотел выходить, отвечал мужским голосом, причем, было ясно, что они с отцом Василием давно знакомы,с 1941 года. Тут Дарка бросилась вон из церкви, по пути сшибив Стасьу. На улице она попала под невесть откуда взявшийся микроавтобус. А Стаську увезли без сознания в больницу, во Львов.

Стаьска бы умерла, но к ней приходила ведьма Леська. Шептала что-то над ней, траки давала. Врачи ее боялись и не смели ничего ей запретить. На вторую неделю Стаська открыла глаза. А Леська ей дала воронье яичко, напоила бульоном из вороны, которая снесла это и еще шесть яиц. Еще она оставила Стаське старые, застиранные чулки и велела их с утра надеть. А сама пообещала из оставшихся шести яиц вырастить воронов, и будут те вороны братьями Стаське.
И Стаська выздоровела. С тех пор к ней часто прилетали вороны, а в деревне стали считать, что она - будущая ведьма. А Стася сажала цветы и говорила, что делает это для людей, чтобы они посмотрели на красоту и отказались от зла.
Следующие события произошли через 20 лет.

Окончание следует.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up