Вклад Якунина

Aug 19, 2015 14:12


Владимир Якунин уходит с поста главы РЖД. Он собирается стать сенатором от Калининградской области.
Все судачат, что бы это значило.
Путин сказал, что это решение еще не окончательное: он будет беседовать о нем с Якуниным (просить остаться?), но это был личный выбор самого Якунина, и каждый смотрит на свое будущее так, как считает нужным..

Что мы знаем о Якунине? Родился в 1948 году в городе Меленки в обычной семье. Детство до 14 лет провёл в Эстонии в Пярну, где служил его отец, лётчик пограничных войск. Затем семья перебралась в Ленинград. Окончил Ленинградский механический институт. Служил в армии. Обучался в Краснознамённом институте КГБ СССР. Проработал в разведке 22 года. С 1985 по февраль 1991 год на дипломатической работе (второй, затем первый секретарь Постоянного представительства СССР при ООН). В постпредстве занимался социально-правовой референтурой. С Владимиром Путиным Якунин познакомился ещё до своей командировки в США, «но это были эпизоды, не более». Основательное знакомство произошло после возвращения Якунина из США в 1991 году, в 1996 году он стал одним из учредителей дачного кооператива «Озеро». В 1997-2000 годах - начальник Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления президента РФ (с марта 1997 года ГКУ, после переезда из Санкт-Петербурга в Москву, возглавлял Путин). Переводу Якунина в Москву способствовал министр транспорта РФ Сергей Франк, который знал Якунина по работе в совете директоров Балтийского морского пароходств. С октября 2000 года до февраля 2002 года - заместитель министра транспорта Российской Федерации, курировал развитие торгового флота и деятельность морских портов РФ.
С февраля 2002 года - первый заместитель министра путей сообщения.
24 октября 2003 года совет директоров ОАО Российские железные дороги единогласно утвердил кандидатуру Якунина в качестве первого вице-президента компании, он курировал финансово-экономический блок.
В 2005 года Якунин назначен президентом ОАО «Российские железные дороги». В 2014 года Якунин переизбран в Совет директоров ОАО «РЖД».

Оппозиционер Владимир Милов оценивает его деятельность на этих постах следующим образом:
« - Протяженность эксплуатационных путей ж/д транспорта общего пользования: 2000 г. - 86 тыс. км, 2013 г. - 86 тыс. км. Динамика просто сногсшибательная, всю страну, можно сказать, застроили новыми путями за 15 лет.
- Средняя участковая скорость движения грузовых поездов в 2004 г. - 39,6 км/час, в 2014 г. - 37,7 км/час (три года назад о проблеме системного снижения участковой скорости движения поездов в России писали "Ведомости" в статье с говорящим названием"Ползком по рельсам").
- Износ локомотивного парка: в 2004 г. - 65%, в 2014 г. - 72,5%.
- Число происшествий на ж/д транспорте: 2005 г. - 5 (1 погибший, 1 раненый), 2013 г. - 17 (2 погибших, 4 раненых).
- Чистая прибыль по МСФО в 2003 г. - 37,8 млрд руб, в 2014 г. - чистый убыток 99 млрд руб. (в 2013 г. был получен убыток в 198 млрд руб.)
- Операционные расходы в 2003 г. - 515 млрд руб., 2014 г. - 1 трлн. 747 млрд руб., почти вчетверо. Рост удельных расходов на приведенную работу (единицу совокупного грузо- и пассажирооборота) - с 28 коп. на ткм в 2003 г. до 56 коп. на ткм в 2014 г.
Источники: отчеты РЖД и сборник Росстата "Транспорт и связь в России - 2014"».

Милов не написал о следующем:
- В июле 2009 года Якунин подписал приказ о переименовании Ленинградского вокзала в Николаевский, своё решение мотивировал девизом «историзм и преемственность», но после поднявшейся волны критики уже через 4 часа приказ был назван «технической накладкой», отменён и вокзалу возвращено прежнее имя.

- В 2013-2014 году при непосредственном участии Якунина были приняты решения о модернизации Восточного полигона РЖД - БАМа и Транссиба, о начале проектирования высокоскоростного движения.
- В июле 2014 года Якунин выдвинул идею создания российско-белорусско-казахстанской Объединённой транспортно-логистической компании.
- 30 июля 2015 года Якунин открыл вновь построенное за 3 года моторвагонное депо Подмосковная для обслуживания скоростных поездов «Сапсан» и «Ласточка», а также музейно-производственный комплекс в паровозном депо Подмосковная.

7 августа 2013 года доложил президенту РФ Путину о негативных тенденциях в железнодорожных перевозках, нарастающих с ноября 2012 года.
В 2013 году на железной дороге возникли системные финансовые проблемы. ОАО «РЖД» в целях экономии средств (по официальным данным на декабрь 2013 года) перевело часть работников на неполную рабочую неделю.

Что еще? Якунин является председателем Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного. Ежегодно, на Пасху, лично участвует в доставке Благодатного огня со Святой Земли из Храма Гроба Господня в Иерусалиме в Россию.

Старший сын Якунина - отельер. Андрею Якунину принадлежит Региональная гостиничная сеть (РГС). Под брендом Park Inn by Radisson уже построены и работают отели в Казани, Астрахани и Ижевске. Строятся отели в Ярославле, Волгограде, Сочи и Новосибирске.
Андрей живет в Лондоне. Младший брат Виктором работает в его фирме.

Вокруг самого Владимира Якунина где-то с 2012 года ведется кампания, направленная на его дискредитацию. Стало известно о наличии у него дачи площадью 7 гектаров с 50-метровым бассейном, сауной 1400 квадратных метров и молитвенной комнатой с особым микроклиматом для дорогих икон и книг. Хранилище для книг журналисты вначале назвали «шубохранилищем», утверждая, что он в нем хранит дорогие шубы. Дачу Якунин продал.
Якунин долго не хотел раскрывать, сколько он получает в РДЖ, но под нажимом СМИ все же рассказал о 4 млн. в месяц, хотя озвучивали цифру в 15 млн. рублей.

Так как же следует оценивать вклад Якунина в развитие железнодорожного транспорта России? По-видимому, его заслуга состоит в том, что он его не развалил. Поезда ходят, и даже есть скоростные участки.
Можно ли это считать его заслугой? По нынешним временам, безусловно.

Почему Якунин уходит?
Здесь есть разные варианты. Например, пишут, что отрасль пора реформировать. В чем будет заключаться эта реформация трудно сказать, но, возможно, речь идет о приватизации.

В настоящее время РЖД - это акционерное общество со 100%-м участием государства. Оно было создано из МПС в 2003 году. Предполагалось, что до 2010 года грузовые и пассажирские перевозки должны быть разделены (попутно должно было исчезнуть перекрёстное субсидирование этих направлений деятельности), большая часть этих рынков должна достаться частным игрокам, а в руках государственной монополии - ОАО «РЖД» - в итоге должны были остаться лишь железнодорожные пути и сопутствующая инфраструктура. Фактически к этому времени в частные руки ушла лишь четверть рынка грузоперевозок (их доля на 2010 год оценивалась в $10 млрд), причём она формируется за счёт «вагонной составляющей» грузового тарифа, оцениваемой в 15 % общей ставки. Плата за инфраструктуру и локомотивы собирается ОАО «РЖД».
Предоставление операторами подвижного состава вагонов под грузоперевозки стало осуществляться на условиях договорных цен. При этом практика обнаружила незаинтересованность операторов в предоставлении грузоотправителям вагонов под перевозки низкостоимостных грузов и мелких партий грузов. Для недопущения кризиса в 2012 году компания сформировала под своим управлением привлечённый парк из около 106 тыс. полувагонов. Это дало возможность на время снять проблему дефицита подвижного состава на рынке грузоперевозок и смягчить ситуацию со средними и мелкими грузовладельцами.

28 октября 2011 года была совершена крупнейшая приватизационная сделка в рамках разгосударствления российской железнодорожной отрасли - 75 процентов минус две акции ОАО «Первая грузовая компания» были проданы на аукционе за 125,5 млрд руб. (около 4 млрд долларов) структуре Владимира Лисина ООО «Независимая транспортная компания». Таким образом, Лисин в качестве крупнейшего в РФ оператора подвижного состава стал контролировать четверть рынка грузовых перевозок по железной дороге. Высказывались мнения, что сумма данной сделки сильно занижена, на торгах отсутствовала конкурентная борьба (на аукционе был сделан только один шаг, стартовая цена была превышена всего на 125 млн руб.). Фактически каждый вагон, находящийся в собственности или управлении ПГК, достался победителю торгов за 530 000 руб. (при том, что цена нового полувагона составляет около 2,2 млн руб. 6 октября 2012 года тендер по продаже оставшегося 25-процентного блокпакета акций ОАО «ПГК» выиграл её основной (а теперь и единственный) собственник, холдинг UCLH, принадлежащий В.Лисину. Блокпакет продан за 50 млрд руб.

С 2009 года РЖД не является непосредственным перевозчиком пассажиров. Пригородные перевозки осуществляют пригородные пассажирские компании, учредителями которых являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, РЖД и частные инвесторы. В начале этого года большинство городов не смогло оплатить электрички, и их отменили. Только вмешательство Путина позволило возобновить движение, но это было разовое решение о кредитах, и что будет в следующем году, неизвестно.

Либерализация рынка локомотивной тяги - наиболее спорный и противоречивый этап реформы железнодорожного транспорта РФ. К 2013 году рынок локомотивной тяги в РФ почти полностью монополизирован: магистральные локомотивы (около 20 тыс., 70 % которых находятся в изношенном состоянии) в подавляющем большинстве принадлежат РЖД. Согласно Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 г., отрасль должна начать формирование сектора частных железнодорожных перевозок. Руководство компании неоднократно выступало против идеи появления на российских железных дорогах частных магистральных локомотивов и всячески старалось не афишировать их существование и эксплуатацию. Частные операторы добиваются либерализации рынка тяги и установления на законодательном уровне статуса локального перевозчика. Поскольку разница в тарифах на перевозку нефтеналивных грузов и угля достигает трёх-четырёхкратного размера, то экономических стимулов приобретать магистральные тепловозы для перевозки дешёвых грузов - угля, руды или песка - не существует. 25 июля 2013 года Правительство России по инициативе куратора отрасли, вице-премьера Аркадия Дворковича приняло решение сохранить монополию РЖД на рынке локомотивов до 2015 года с либерализацией на некоторых локальных, малодеятельных маршрутах.
Вместе с тем, 15 октября 2013 года на совещании в Тобольске президент РФ В.Путин одобрил идею эксплуатации частных локомотивов. РЖД планирует эксперимент по допуску частных перевозчиков на отдельные участки, где им предстоит конкурс «за маршрут».

Таким образом, на примере железнодорожного транспорта хорошо виден весь блеск и нищета современной России.
Важнейшей отраслью руководит близкий президенту страны человек. Они давно знакомы, видимо, имеют сходные взгляды на жизнь.
Это человек явно живет не на зарплату, но, по-видимому, по меркам нашей элиты является чуть ли не аскетом.
За его место идет постоянная подковерная борьба.

Вся его деятельность на посту 1 лица РЖД свелась к попыткам совместить несовместимое: провести экономическую реформу и сохранить железную дорогу в том качестве, в каком мы ее привыкли видеть: т.е., она должна перевозить все необходимые стране грузы и пассажиров. Тут уже не до новых дорог.
Как мы видим, получается это криво. Если цель РЖД приносить прибыль, то нужно перевозить только дорогие грузы, а все остальное послать нафиг. Лишние участки дороги разобрать, лишних работников уволить.
Якунин на все это не решился, потому что РЖД держит больше миллиона рабочих мест, потому что во многие населенные пункты можно попасть только по железной дороге, потому что людям нужно передвигаться с места на место, потому что без невыгодных бизнесменам грузов встанут многие производства, а люди останутся голодными.

Слишком большой социальный аспект стоит за железной дорогой. Такие реформы хорошо проводить в стране, где есть большая сеть шоссе, а у каждого человека - по автомобилю. Да и проводить их нужно в сытое и спокойное время.

Но все это пустяки по сравнению с главным требованием капиталистической экономики - во главе угла должна стоять прибыль собственников, и ничто другое.

Кто будет следующим президентом РЖД? Возможно, Аркадий Дворкович, который является председателем совета директоров ОАО «РЖД» с июня 2015.
Ожидать, что Дворкович справится с тем, с чем не справился Якунин, не приходится. Так что как все шло, так и будет идти дальше.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Политика)

Текущая политика

Previous post Next post
Up