Падение ценности высшего образования

Jun 03, 2015 20:14




Хотя современное постиндустриальное общество - общество информационное, и в нем вроде бы ценность образования должна возрастать, фактически ценность высшего образования падает. Причин этого несколько, начну с очевидных.

1. Реально «постидустриальное общество» получается путем не ультраиндустриализации, а деиндустриализации. Если в России производство станков уменьшилось в разы и соответственно съежилась отраслевая наука, то где работать выпускникам станкостроительных институтов? Их путь - или продавать матрасы, или маяться неведомой фигней типа СЕО.
Подобное не является чем-то новым в истории России. Дореволюционные писатели много писали на тему «лишнего человека», так как царская Россия была отсталой страной и многих образованных людей просто не могла занять.
2. Качество образования. Государственные вузы сильно страдают от недостатка материально-технических средств, начиная с уровня зарплат и кончая разваливающимися зданиями. В частном высшем образовании ситуация еще хуже, там «кто платит за музыку, тот и девушку танцует». Можно даже не делать вид, что учишься - диплом дадут все равно.

По обоим горестным пунктам можно много чего сказать, но перейду к следующему, объективному и не связанному со злостными кознями «платных агентов империализма, засевших в правительстве» (ТМ).
3. Развитие современных информационных технологий, которые делают образование более доступным, объективно снижают ценность высшего образования.
Ценность здесь понимается именно в прямом смысле этого слова.
В стародавние времена получение высшего образования сразу делало человека входящим в узкий круг посвященных. Практически это было допуском в элиту, пусть не в самые верхние слои, но, все-таки, в узкую группу людей, которые имеют уровень жизни много выше среднего. И еще кучу всяких других социальных плюшек.
Далее по мере увеличения массовости и доступности высшего образования сам факт его наличия уже ничего особо не гарантировал, но полученные (при хорошем уровне образования) знания и умения были весьма ценны. Еще в середине 20 века огромную ценность у выпускников (хороших) медвузов были их тетрадочки с конспектами, по которым они дальше с успехом лечили.
Сейчас ситуация другая, пыльные конспекты уже не нужны. Лезешь в Интернет, а там всего дохрена: и книжек, и атласов, и методичек, и клинических рекомендаций, и систематизированных обзоров…
В результате большую ценность приобретают не собственно знания (которые еще и удивительно быстро устаревают), а умения, в том числе - умение целенаправленно обучаться, пусть даже и с помощью Интернета. Соответственно педагогика обогатилась, вслед за знаниями и умениями, вначале навыками, а потом и компетенциями.
О, эти компетенции!!!! Сколько проклятий по их поводу высказали преподаватели высшей школы, которым все время приходится переписывать методички и учебные планы, чтобы в них теперь было отражено, какие формальные компетенции вырабатывает именно это занятие. Однако у любого гнетущего маразма есть рациональное зерно. Сейчас высшее образование не дает некую сумму, которой достаточно для дальнейшей профессиональной деятельности, а, в первую очередь, учит эффективно учиться. А для этого, для начала, надо дать сумму знаний, чтобы человек мог сориентироваться в изучаемой предметной области.
Все эти новомодные Интернет-технологии могут использоваться не только в самообразовании после получения диплома, но и на додипломном уровне. Как любая дополнительная возможность она при правильном использовании качество повышает. Но это - при правильном.
Еще одна особенность всех этих образовательных Интернет-технологий - их дешевизна и возможность широкого тиражирования по сравнению с традиционным образованием с аудиторией и преподавателем. Поэтому они массово начинают внедряться в высшее образование, причем в самом простом варианте - тексты с картинками для изучения и тестовый экзамен для контроля.
Однако ни умениям, ни компетенциям (в виде возможности и умения активного и эффективного самообразования) эти образовательные технологии не учат. Внеаудиторная работа не дает студентам и еще одного нужного навыка - умения контактировать с коллегами.
Очное обучение в группе, рядом с другими студентами и преподавателями, помимо прочего еще и стимулирует. Внеаудиторное самообразование с Интернет-доступом - нет. С одной стороны, можно выйти в Интернет и в любой момент просмотреть ролик с записанной лекцией, с другой - ломает это делать.
Кроме того, внедряется типа болонская система со свободным переходом студентами из вуза в вуз, отсутствием групп и курса и «свободным демократичным выбором персональной образовательной траектории». С другой - студенческое сообщество атомизируется, мотивация снижается, и массово появляются «вечные студенты», полжизни дрейфующие по вузам, но так ничему и не научившиеся.

Широкое внедрение информационных технологий в высшее образование - это данность, и основной резон тут - удешевление стоимости обучения. Но, как я уже сказал, в результате ее широкого использования мы получим студентов низкомотивированных, а также плохо вступающих в социальные контакты. То есть - плохих работников и плохих специалистов, неспособных к дальнейшему самообучению.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

Идеологические размышлизмы

Previous post Next post
Up