Донна Тартт. "Щегол"

Feb 17, 2015 22:51

Новый роман Донны Тартт ждали 10 лет. Его появление на русском языке стало у нас небольшой сенсацией: книга до сих пор занимает первые строчки в рейтингах продаж столичных крупных магазинов.
Честно говоря, мне трудно понять, с чем связан такой ажиотаж. «Щегол» ничуть не лучше других романов Тартт и не добавляет к ее творчеству ничего нового. Впрочем, у писательницы всего три книги. «Таинственная история» была хороша тем, что была первой - благодаря ей мы узнали о Донне Тартт. Второй роман, «Маленький друг», является, на мой взгляд, самым удачным: в нем, помимо имитации знаковых приемов и коллизий чужого стиля, есть что-то подлинное. Но тем не менее, «Щегол» воспринимается многими, как откровение.
Опять в центре романа история преступления - она же история формирования личности молодого человека. Беда, как и прежде, в том, что никаких изменений в личности главного героя не происходит.
Вновь талантливо имитируется классика: в данном случае - романы Диккенса, в основном, это «Большие надежды», опять затрагивается тема влияния искусства на жизнь человека.

«Щегол» - это название подлинной картины Карела Фабрициуса. Был такой голландский художник (1622-1654). Учился у Рембранта, жил в Дельфте, погиб там же при взрыве порохового склада, оказал влияние на Я. Вермера и Питера де Хоха. Сохранилось только 12 его работ, в том числе и «Щегол». Она находится в Маурицхёйсе, в Гааге.


О «Щегле» в книге говорят очень много, это - любимая картина нескольких героев романа, в том числе, мамы Теодора Декера и старика-антиквара Велти Блеквелла. Все они в недобрый час встретились в нью-йоркском музее на выставке работ голландских мастеров. Недобрым этот день был потому, что в музее произошел теракт, при котором погибли мама Тео и Велти, а воспитанница Велти Пиппа на всю жизнь осталась инвалидом.
Получилось так, что Теодор, которому тогда было 13 лет, с первого взгляда влюбился в Пиппу. Он специально не пошел с мамой в сувенирный магазин, а остался в зале около картины «Щегол», которую активно обсуждали рыжая девочка, имевшая при себе футляр с флейтой, и горбатый старик. Тут и раздался взрыв. Теодора оглушило, но в остальном он не пострадал, Пиппа оказалась под завалом, но Тео на тот момент о ней не вспомнил, а старичок умер у него на глазах. Перед смертью он бормотал что-то невнятное, заставил Тео взять и спрятать валяющегося рядом «Щегла», дал ему перстень, велел найти каких-то Хобарта и Блеквелла и позвонить в зеленый звонок. Потрясенный всем этим мальчик выбрался наружу, и никто его не остановил. Так он стал обладателем редкого полотна. Почему он его сразу не вернул? Вначале было не до этого, так как вся его жизнь переменилась, а потом он боялся, что его обвинят в краже.

Много страниц посвящено отчаянью Тео, потерявшего мать. Он считал ее красавицей, ему с ней всегда было хорошо, он обожал ее. Мама Тео работала в модельном агентстве, училась на искусствоведческом факультете университета, но не окончила его из-за замужества и материнства. Они жили вдвоем, так как отец ушел к другой женщине. Отца Тео терпеть не мог. Тот был похож на Микки Рурка и тоже снимался в кино, но Голливуду не нужны были два одинаковых актера, и Декеру-старшему пришлось искать себе другое занятие. Он стал карточным игроком, поселился в Лос-Вегасе.
Связь Тео с матерью была такой прочной, что он долгое время после ее смерти жил, как во сне, и никак не мог примириться со случившимся. Вот поэтому ему было не до картины.

Пока социальные работники разыскивали отца Тео, мальчик поселился в семье своего школьного приятеля, Эдди Бабура. Это были очень богатые люди, занимавшиеся благотворительностью. Они с радостью пригрели сироту, но не уделяли ему много внимания: мистер Бабур интересовался только яхтами, а миссис Бабур вела светскую жизнь. Точно так же они воспитывали и своих родных четверых детей - у Эдди были братья Платт, Тодд и сестра Китси. Все они не слишком хорошо отнеслись к Тео. Но Тео целые дни проводил с Эдди и был доволен, что взрослые ему не докучают. Ему удалось расшифровать загадочные слова умирающего старика. «Хобарт и Блеквелл» оказались антикварной фирмой, занимавшейся также изготовлением и продажей мебели «под старину».
Тео нашел их дом, предъявил кольцо и был принят самым лучшим образом чудаковатым мастером-краснодеревщиком Хоби. Хоби - это типичный диккенсовский персонаж со всеми его особенностями. Старики на пару воспитывали дальнюю родственницу Велти - сироту Пиппу - ту самую рыжую девочку с флейтой, в которую безнадежно влюбился Теодор Декер.
Пиппа сильно пострадала, ее нога была раздроблена, она пережила множество операций. Тео удалось с ней увидеться, но девочка находилась под действием сильных обезболивающих. Впоследствии опекунство над ней взяла еще одна дальняя родственница, определившая Пиппу учиться в европейский пансион для больных детей.

Выяснилось, о чем говорил перед смертью Велти. В детстве он жил в Каире, в богатом доме, родители его обожали и выполняли все его капризы. У них по стенам были развешаны копии с различных знаменитых картин. Но в доме случился пожар, все сгорело, а у Велти обнаружился костный туберкулез, стал расти горб. Тогда отец разлюбил инвалида и отправил его в Нью-Йорк. Таким образом, самое счастливое время в жизни Велти ассоциировалось у него со сгоревшим домом и произведениями искусства. Возможно, из-за этого он и стал антикваром. В созданной им фирме он занимался денежными делами, а Хоби изготовлял мебель. Если Велти узнавал, что на выставку в Нью-Йорк привезли одну из картин, копия которой весела в его сгоревшем доме, он отправлялся ее смотреть. В день своей смерти он пришел посмотреть на «Щегла». Когда случился взрыв, а Велти получил несовместимые с жизнью травмы, ситуация спуталась у него с каирским пожаром, и он захотел спасти хоть что-то, например, «Щегла». Отсюда и его странная просьба к Тео взять картину и прийти потом к ним домой.
У Тео хватило сообразительности, чтобы ничего не рассказать о картине Хоби. Он положил «Щегла» в наволочку и прятал его от чужих глаз.

Через какое-то время объявился отец и увез сына в Вегас. Жизнь в Вегасе была такая же беспорядочная, как и жизнь у Бабуров, только гораздо беднее. Но Тео это было все равно. Он ненавидел отца и его женщину - отказывался понимать, как отец мог поменять мать на нее.
У него появился новый друг - Борис. Из-за того, что Тео носил круглые очечки, Борис прозвал его Поттером.
Борис тоже рос без матери, родился в Австралии, жил на Украине, в Москве, в общем, он был русским, что многое объясняет. Борис пил водку, как и его отец, потреблял все виды наркотиков, водил компанию с подозрительными русскими. Но зато Тео с ним не скучал и тоже стал курить травку, пить водку, нюхать кокаин, закидываться таблетками. Борис практически переселился к нему домой, а отец его не выгонял. Надо сказать, что они хорошо понимали друг друга. Сам отец был занят какими-то темными делами, а его подруга приторговывала наркотой. Из-за этих дел отец влез в долги, к нему приходили русско-еврейские рэкетиры, он пытался обмануть сына, выманив у него мамино наследство. Но ничего у него не получилось, и он погиб в автокатастрофе. Тео в это время было 15 лет.

Узнав, что отец погиб, Теодор в тот же день сел на автобус и уехал в Нью-Йорк. «Щегла» он взял с собой. В Нью-Йорке Декер отправился к Хоби. Тот принял его, оформил над ним опеку. Теодор закончил школу, поступил в колледж, потом бросил учебу. К 23 годам он занял в антикварной фирме место Велти, т.е. занимался продажами и финансами.
«Щегла» он хранил в той же наволочке на специальном складе хранения предметов искусства.

7 лет жизни Теодора в романе места не нашли. Вот только что было очень плотное повествование, включающее чуть ли не каждый день, прошедший после взрыва в музее, а тут - раз - и семь лет прошло. Единственное, что читатель узнает, это то, что Теодор почему-то стал мошенником: он продает ту мебель, что изготовляет Хоби, под видом подлинных изделий 18-19 века. Это приносит ему неплохой доход, фирма держится на плаву, а Хоби об этом ничего не знает.
Еще Тео принимает наркотики, но наркоманом себя не считает. В романах Тартт многие принимают наркотики, пьют, и ничего плохого с ними не происходит - зато весело и помогает не думать о неприятностях.
Пиппа иногда приезжает в гости к Хоби. Она живет отдельно, у нее есть бойфренд. Теодор так и не решился рассказать ей о своих чувствах, хотя покупал для Пиппы подарки впрок и держал их в своей комнате: первое издание «Страны Оз», дорогое топазовое ожерелье и др.
Пиппа очень хочет играть в оркестре, но из-за старой травмы не может этого сделать, а она живет одной музыкой.

За время, проведенное в Нью-Йорке, Декер ни разу не навестил Бабуров. Но как-то он наткнулся на Платта, который рассказал ему, что Эдди погиб, утонув на яхте вместе с отцом. Тео зашел выразить соболезнования миссис Бабур. Она очень ему обрадовалась, и он стал заходить к ней чаще. Дело в том, что женщина несколько помешалась, и Тео напоминал ей лучшее время. Теперь уже все Бабуры стали относиться к нему хорошо, а с Китси у него даже случился роман. Дело шло к свадьбе. Больше всех ей радовалась миссис Бабур - ей казалось, что так ее потгибший сын как бы возвращается в семью.

Вдруг однажды к Тео подходит человек, представляется антикваром Люциусом Ривом и говорит, что знает все о подделках и о «Щегле». Возмущается, что Тео отдал картину в плохие руки. Он требует отдать ему картину, угрожая в противном случае сдать Тео полиции. Хоби знает Рива: когда-то они сталкивались в суде. Тогда Хоби и Велти дали показания против нечестного антиквара, который обкрадывал старушек.

Что такое Рив говорил о «Щегле»? Картина же лежит на складе хранения. Пока Тео раздумывает над этим, объявляется Борис с покаянием. Оказывается, еще в Вегасе он украл картину у Тео, а в наволочке лежала какая-то картонка - Тео же в нее ни разу не заглядывал. Борис же был уверен, что друг знает о краже, но надеялся, что он подумает на отца. О картине Борис узнал в свое время из пьяного и наркотического бреда Тео.
Борис все это время закладывал картину всяким мафиози - она являлась залогом разных сделок. На эти деньги он неплохо жил. Однако сейчас произошло несчастье: картину украли совсем уже нехорошие люди, и ее нужно выручать.
Тео с Борисом поехал в Амстердам. Там у них было много приключений, перестрелка, убийство, наркотики. Тишайший Поттер умудрился убить одного бандита, потом очень боялся, болел, хотел покончить с собой, но кончилось все хорошо - Борис вернул картину страховщикам за солидное вознаграждение. Вернее, он дал им информацию, где картина находится, а там были и другие краденые произведения искусства. Так что Борис получил солидную премию, которой поделился с Теодором. Этот кусок написан в жанре авантюрного романа.

Далее Теодор рассказал обо всем Хоби, а потом год ездил по адресам, куда он сбыл подделки, и выкупал их. Хоби его простил.
Тео также объяснился с Пиппой: он оставил ей ожерелье, книгу и записку с признанием в любви. Она ему деликатно, письмом, ответила, что тоже его любит, но им нельзя жить вместе, потому что они оба искалечены тем взрывом в музее и могут утянуть друг друга на дно. Два нестабильных человека не могут быть образовать хорошую семью. Книгу «Волшебник страны Оз» она себе взяла, а ожерелье вернула - это слишком дорогой подарок.
На Китси Тео так и не женился. Они к этому отнеслись со всем пониманием, тем более, что свадьба эта нужна была только миссис Бабур, а Китси любила другого.

В конце романа идут рассуждения о том, что символизирует картина «Щегол». Вроде бы, нарисована обычная птичка, прикованная цепочкой к насесту. Что она хорошего видела в жизни? Но птичка живет, она даже спокойная и довольная. Вот так и мы с тобой, дружок. Жить нужно, хотя непонятно зачем.
А еще нужно писать романы, тоже непонятно зачем.

В чем сильная сторона Донны Тартт? Она умеет создавать правдоподобную среду обитания своих героев. Ты читаешь сотню страниц о том, как мальчишки проводят время: пьют водку, смотрят телевизор, блюют, смеются. Ты сотню раз читаешь, как собачка Тео Попчик кидается ему под ноги - и начинаешь видеть эту собачку, как живую.
Хорошо удаются автору и описания страданий героев. Переживания мальчика после смерти мамы, ожидания скорого ареста, которое пережил Тео в амстердамской гостинице, впечатляют. Также Тартт в каждом романе описывает длительную болезнь героя с высокой температурой и полубредовым состоянием. В "Щегле" Тео болеет несколько раз.

Минусы повествования этой писательницы - многословие, неясность моральной концепции, неправдоподобные повороты сюжета при реалистических деталях быта. Характеры героев не развиваются, и они мало того, что статичны с 14 до 23 лет, так еще и похожи на героев других романов Тартт. Так Тео ничем не отличается от главного героя «Таинственной истории», а Борис похож на Чарльза - другого экстравагантного героя этого романа. Миссис Бабур, почти сошедшая с ума из-за смерти сына, похожа на мать главной героини из "Маленького друга".
Хромают мотивировки поведения героев. С чего Борис решил вернуть картину Тео? Зачем он взял его с собой в Европу? Почему Тео стал мошенником? Почему он потом раскаялся? Из романа этого не поймешь.
И уж очень много во всех ее романах наркотиков - будто наркодилеры проплатили.

Мне кажется, что в "Щегле" Тартт поставила перед собой честолюбивую задачу написать роман так же, как Фабрициус написал картину, т.е. какие-то детали сделаны, как настоящие, например, крылышки, а что-то написано прозрачно, так что видна работа художника. В романе любители живописи объясняют, что он так сделал нарочно - чтобы видели его мастерство, т.е. "Щегол" (или "Щегленок", как он правильно называется) - это шутка гениального мастера. Возможно, многие несуразности романа объясняются именно этим: вот вам страницы, где гиперреализм, а вот вам чистая схема, а вот вам стилизация под старину. а вот под кино.
Удался ли эксперимент? По-моему, не очень: все же литература и живопись - совсем разные искусства. Но мнения могут быть разные.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up