Сгорел ИНИОН. Пылал он 26 часов, и вот нет его больше. Событие это - эпохальное, знаковое и какое угодно.
Хочется написать по этому поводу оду, но Господь не дал мне ни малейшего поэтического таланта.
Лично у меня связано с этим заведением немногое. Как-то еще в советское время нужно было писать статьи на определенную тему: наша организация давала письмо в ИНИОН с просьбой оказать содействие, те мне давали пропуск, и я имела право читать в их библиотеке книги из их фонда.
ИНИОН в те годы был непростым институтом. Создан в 1969 году на базе Фундаментальной библиотеки общественных наук (ФБОН) АН СССР. Данная библиотека ранее называлась библиотекой Коммунистической академии общественных наук (в самом начале - Социалистической академии) была основана в 1918 году. Заметим, как аккуратно слово «коммунизм» исчезло из названия организации, призванной стоять на страже марксистко-ленинского мировоззрения.
Тамошним сотрудникам разрешалось читать то, что запрещалось держать в других библиотеках. Они читали, анализировали, а потом писали обзоры, где вначале излагали современные западные тенденции по разным областям гуманитарного знания (философии, социологии, психологии, истории, политологии), а потом давали критику с позиций МЛФ. Нечего и говорить, что все они были антисоветчики и с удовольствием влились в Перестройку, а позже в капитализм (Я когда-то знала некоторых сотрудников). Эти люди искренне любили благословенный Запад и созданное им общество.
Но, увы, как это часто бывает, предмет любви не ответил взаимностью. Не знаю, что случилось с большинством сотрудников - возможно, они уехали или занимаются чем-то еще, но те, кто остались работать в ИНИОНЕ должны были столкнуться с тем же, с чем и остальные научные работники - с невостребованностью, с недофинасированием, с отношением к себе, как к людям 33-го сорта, как к попрошайкам, которые отвлекают великих людей от их важных дел. Очевидно, этим объясняется и отсутствие надлежащего ухода за помещением, приведшее в возгоранию. А ведь здание не самое старое: мне кажется, его построили в начале 80-х.
Что касается самой библиотеки, то дела там шли ни шатко - ее посещали 135 тыс. человек в год (бывшую «ленинку» - 1 млн. человек). Люди жаловались на волокиту при допуске в читальный зал, выдаче книг, неудобное расписание и др. Еще они что-то оцифровывали, но теперь мы этого уже не узнаем.
С 1998 года ИНИОНом руководил Юрий Пивоваров. Он пришел в институт по окончании аспирантуры - рос постепенно. Наверняка вы видели этого импозантного мужчину. Он часто бывает на телевидении, выступает по радио. Например, на передачах «Суд времени» он был экспертом при Сванидзе.
Сказать про Пивоварова, что он антисталинист, это то же самое, что сказать о Гитлере, что он антисемит: «Сегодняшний дикий ренессанс Сталина меня совершенно поражает. Это как если бы Гитлер был популярен среди евреев... Сталин убивал русских - как мы можем любить этого зверя? Вот говорят: войну выиграли, в космос полетели. Да он загубил такое количество душ, что никакая война, никакой космос вообще ничего не стоят!»
Юрий Пивоваров очень занят: он постоянно обличает СССР и требует десоветизации всерьез, а не на словах и глубокого покаяния и раскаяния. Как вы сами понимаете, ему каяться не в чем. Он сам очень пострадал от советской власти. Один из его дедов был, якобы, злодейски убит коммунистами за то, что был председателем ТОЗа. Из-за этого очень-очень преследовали детей и внуков крестьянина, да так, что в 17 лет Юрия Пивоварова приняли в МИМО, потом оставили в аспирантуре, взяли на работу в ИНИОН, куда другим хорошо, если разовый пропуск давали - да, очень он пострадал, ничего не скажешь.
Позавчера Пиворавов выступал на «Эхе Москвы», клеймил Сталина, а ночью ИНИОН ни с того, ни с сего загорелся. Не иначе, как Сталин с того света поджог. А, может быть, Пивоварову нужно было еще больше ходить по разным передачам и клеймить Сталина? Тогда проводка бы не подвела.
Вот некоторые высказывания Пивоварова:
«Главное, что сделала советская власть - воспитала советского человека, новый исторический тип, для которого характерно нерелигиозное отношение к жизни, плохое знание собственных корней и собственной истории, очень поверхностная образованность, отсутствие некоторых важнейших культурных и моральных фундаментальных ценностей, знание которых прививалось в других культурах. Это человек испуганный. Я впервые попал на Запад, когда мне было 38 лет. И притом, что говорил на нескольких языках, не знал , как купить билет на поезд, или как душ включить. Или как нажать кнопку, чтобы выпить кофе. Это осваивается быстро, в общем-то... Я в любом аэропорту мира увижу по испуганным глазам советского человека. Большевикам удалось создать нового человека, который плохо знает свою историю, но который убежден в том, что наша страна самая лучшая. Вместе с тем он чувствует себя очень неуверенно и заискивает перед иностранцами…
Русская литература виновата в том, что с нами произошло. Она бесконечно раздевала, унижала государственность, порядок. Лев Толстой, Салтыков-Щедрин, даже Достоевский - гениальные писатели, мы воспитаны ими. Но ведь и от них пошел у нас антигосударственный, антисоциальный нигилизм...
Могу сказать, что средний уровень и советской, и постсоветской российской элиты становится все ниже и ниже. Я молодым человеком ходил в ЦК КПСС и уже пожилым хожу по нынешним коридорам власти. Бюрократический уровень работы в ЦК (а я, заметьте, совсем его не сторонник) был выше, чем у нынешних чиновников . А в царских министерствах выше, чем в советских. В XX веке русский народ подточил свой генофонд. Качество наших элит отвратительное…
Вот у меня большой институт, а в нем арендуют помещения немцы и французы. И они привезли немецкого рабочего, чтобы он им мебель собрал! Потому что русские не могут сделать так же здорово, как немцы... Это оскорбило мою национальную гордость…
Так что не загадочная русская душа меня интересует, а то - может ли русский вовремя прийти на работу, хорошо ее сделать и не обмануть, если обещал. Вот вещи, где человек проверяется…
Русский человек - такой же, как все. Но он тяжело болен. Все это столетие его так гнали, что он надорвался. В нем нет подъема, порыва, я этого не чувствую…».
Все знания о русском человеке добыты методом интроспекции: сам не в состоянии купить билет или включить кофеварку - значит, и все такие же. Он устал - так и все устали. Заискивает перед иностранцами и стыдится русских. Немцы своих рабочих выписали, чтобы мебель собрать - да черт с ними. Вообще нельзя сказать, что это значит. Скорее всего, на Пивоварова насмотрелись.
Директор должен бы хозяйством заниматься, а не только скончавшегося 61 год назад Сталина клеймить. Я не говорю, что директору нужно проводить профилактические проверки проводки, противопожарной безопасности и др. - его главная работа - это выбивать деньги для института из бюджетов всех уровней и эффективно их использовать на благо института.
Отвратительная советская власть ИНИОН построила, а при новой свободной жизни он сгорел. Странно, что проводка сама не чинилась - бывает же такое.
UPD Худшая половина блога добавляет свои 5 копеек
То, как происходил пожал, произвело на меня огромное впечатление. Крупные библиотеки, как и другие хранилища большого количества легковоспламеняющих материалов, должны быть обеспечены соответствующими средствами тушения, там должны быть постоянные проверки пожарных инспекторов и за любую мелочь должны снимать шкуру.
Система пожаротушения должна иметь кучу автоматики, и тушить должны не водой, и чем-то, что не портит - например, инертными газами. Помню, еще в 80х годах, когда считали на больших ЭВМ, машинные залы обеспечивали датчиками и системой пожаротушения с фреоном.
Что мы видим вместо этого? Пожарных вызывают жители соседних домов, пожарные более суток тушат здание, заливая все водой из брандспойтов. Какого черта? Куча администрации, которые должны за этим следить, плюс куча проверяющих органов
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Новости)