Прекрасный текст Захара Прилепина:
«Проблема русского человека как раз в том, что он слишком свободен и всегда сомневается в себе (отсюда рефлексия как основополагающая черта русской литературы).
Нынешний либерал может нести полную ахинею - и быть неистово уверенным в своей правоте. Никакие противоречия собственной позиции его не смущают никогда.
Среднестатистический европеец не видит некоторых противоречий в том, что Европа назначила себя центром мира, хотя мир несколько больше и разнообразней Европы, а житель США тем более убеждён, что Америка может всех научить демократии.
Мы проиграли холодную войну в первую очередь потому, что, когда их деятели проповедовали свою (сомнительную) правоту - они верили в неё. А когда наши проповедовали нашу (сомнительную) правоту - они не очень верили в неё.
Так и будет впредь. К нам вечно будет приезжать «европеец», твердить нам о нашей дикости и верить, что так всё и обстоит, а мы будет отругиваться, ставить им в вину их косность и жестокость, и сами во всём сомневаться, и себе не до конца доверять.
Они всегда разговаривают с нами с позиции огромной правоты, с позиции «цивилизации». Мы огрызаемся, как двоечник, пойманный с сигаретой за углом школы - который при этом знает, что директор, отчитывающий его - вор, развратный тип, пошляк и полный мудак».
Истинная правда: нам часто бывает стыдно. Отчего это происходит? Может быть, в детстве закладывается?
Помните, например, как Лев Толстой писал, будучи уже пожилым человеком, как ему стыдно за свое «богатство» перед какой-то случайно встреченной на улице бабой? Как же, он в шубе, а ей холодно. Или летом: «видал мальчика, спящего на земле, - жалко; бабы работают - мне особенно стыдно». Во всех его дневниках: «Не переставая стыдно за свою жизнь».
И он же писал рассказы для детей, в которых в воспитательных целях нужно было поступить так, чтобы ребенку стало стыдно. Например, в рассказе «Косточка» для того, чтобы вызвать у мальчика, съевшего сливы без спросу, пришлось разыграть небольшой спектакль. Видимо, и самого Льва Николаевича таким образом воспитывали.
А Гитлер мечтал уничтожить химеру по имени «совесть». Похоже, что уничтожили.
Да и у нас, думаю, не так уж много совестливых людей осталось. Так, когда я искала цитаты по словам «Лев Толстой стыдно». Мне попадались больше истории про то, как стыдно быть толстым. Похоже, это единственное, чего люди еще стыдятся.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)