Рецензия на книгу В.Пелевина «Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана»

Sep 25, 2008 21:41


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Придя домой, я обнаружила тут странные переругивания в своем ЖЖ с гражданином, который охраняет интеллектуальную собственность. Да пусть охраняет. Я сейчас все вам сама расскажу.

Книжку я честно купила за свои деньги на лотке. Я знаю, что Пелевин собирается ее торжественно продавать 5.10 из-за символики чисел. Наверное, это потому, что там ровно пять рассказов. А вот почему именно пять - не знаю: то ли больше не сложилось, то ли это что-то означает, например, что «пять» и «Пелевин» чем-то созвучны...кто его знает? Автор любит интриговать публику: фотографируется в черных очках (как будто, ему грозит стать настолько популярным, что поклонники узнав, разорвут его на части), очень редко дает интервью, в этих интервью о себе не рассказывает.

Мне Пелевин нравится, вернее, нравятся его книги. Я заметила его с публикации в «Химии и жизни», где был рассказик про Ленина. Уже в том рассказе было все, что он потом неоднократно повторял: эзотерика в варианте «для чайников» (но нам больше и не надо), кокаин, интересный взгляд на известные вещи, ехидство. Потом он выпустил «Принца Госплана» и стал популярен, окончательно прославила его книга «Омон-Ра». Его проза - это проза моего поколения, семидесятников. Вот такие мы были, вот так воспринимали мир. Хорошо, что у нашего поколения есть хоть один приличный писатель, в целом, мы вряд ли войдем в историю - слишком легко жили.

Новая книга - не самая удачная. Но, во-первых, еще не вечер, а, во-вторых, нет писателей, которые писали бы одни шедевры.

Загадочное название «Последние песни политических пигмеев Пиндостана» расшифровывается просто: это часть фразы, которую произносит некий политолог в адрес Каспарова и Лимонова. Это первый рассказ - «Зал поющих кариатид». Завязка такая: для развлечения олигархов создан некий супер-бордель, где девушки и мальчики присутствуют в идее мебели. То-есть, в одном зале они изображают ножки у столиков (такие ножки в виде грифонов или сирен), в другом - русалок в виде фонтана, в третьем - амуров. А героиня рассказа нанялась работать кариатидой в малахитовом зале, где стоит у стены, подпирая потолок, будучи выкрашенной в зеленый цвет под малахитовые стены. Работают девушки сменами, по трое суток. Кроме того, чтобы стоять неподвижно, они должны еще и петь. Тяжело, но платят хорошо. Как же возможно стоять трое суток неподвижно? А здесь дело в секретном препарате, который им впрыскивают перед работой. После укола можно легко стоять несколько суток и несколько не уставать и не скучать. Время летит незаметно. Препарат разработан на основе экстракта из насекомых богомолов. Богомол, как известно, умеет полностью застывать, подкарауливая добычу. Все бы хорошо, но у препарата обнаружился неожиданный эффект: девушки стали воображать себя богомолами, видеть потусторонний мир богомолов и общаться с духом богомола. Это оказалось очень приятным ощущением. Постепенно героиня поняла, в чем смысл жизни и сделала свой выбор.

Второй рассказ называется « Кормление крокодила Хуфу». Это вполне традиционный рассказ. Разбившиеся на машине богатые люди не поняли, что умерли. Они встретились с немым фокусником, который демонстрировал им разные трюки. Один из умерших когда-то увлекался фокусами и рассказывал товарищам, в чем секрет: «У него 2 газеты, одну он рвет, а потом подменяет» и т.д. Тогда фокусник завел им на патефоне пластинку с рассказом о фараоне Хуту, который поссорился с могущественным фокусником. Фокусник оказался никем иным, как Создателем, создавшим людей, чтобы показывать им фокусы. Фараон спросил его, почему же тогда его фокусы часто такие страшные? На что фокусник ответил, что вначале он показывал только добрые и смешные трюки, но люди отвлекались и не смотрели, тогда он перешел на такие, которые полностью захватывали их внимание. Фараон ему, конечно, не поверил и велел убить, а фокусник, естественно, избежал смерти и проклял его: фараон должен был вечно строить собственную пирамиду. Рассказ этот не произвел на неопытных покойников должного впечатления, и они продолжали свои разоблачения. Тогда фокусник разбил часы «знатока», как в известном юмористическом рассказе, а герои оказались на стройке великой пирамиды. Тут-то они все поняли, но было уже поздно: за опоздание их скормили крокодилу.

Рассказ «Некромент» играет с метафорой «лежачий полицейский». Мент-гаишник, генерал, увлекался некромантией и политикой. Он хотел найти ответ о судьбе России. Для этого ему надо было сделать сложную фигуру из пепла сожженных людей. Он приглашал молодых милиционеров к себе на дачу. Те думали, что он их всего-навсего трахнет в задницу, а потом переведет работать в Сочи, но он их сжигал в портативном крематории. Когда число убитых достигло 180, наверху забеспокоились. Генералу пришлось застрелиться, и его сообщник тоже закатал его пепел в «лежачего полицейского». Сообщником был политтехнолог, похожий на Дугина. В рассказе есть пародии еще на нескольких политтехнологов, в частности на Гельмана. Из всех 5-ти историй этот рассказ, пожалуй, самый смешной. Он - об абсурде нашей жизни. В конце приведены заголовки из газет, где история с «некроментом» соперничает с реальными заголовками, многие из которых я сама читала.

Рассказ «Пространство Фридмана» - тоже традиционный, пелевенский. Это одновременно пародия на научные исследования и размышления о свойствах денег. Была поставлена задача выяснить, что происходит с сознанием человека, имеющем астрономическую сумму денег. Была выдвинута гипотеза, что эти люди попадают в одно и то же пространство - пространство Фридмана. Испытуемых назвали «баблонавтами». В их мозг внедрили датчики, а потом выделили им огромную сумму денег на месяц, в течение которого они могли себя вести, как олигархи. Удалось подтвердить выдвинутую гипотезу: их сознание, действительно, пребывало водном пространстве, которое на поверку оказалось обычным коридором. Мнения о достоверности эксперимента разделились.

Последний рассказ «Ассасин» - о профессиональном убийце. Этих убийц с детства тренировали, растили в замке, никуда не выпускали, на дело они шли, наевшись гашиша. Предводитель школы смертников внушал им, что они попадут в рай. Для поддержания в учениках энтузиазма, их иногда опаивали сонным зельем и наркотиками и относили в красивый сад, где служанки изображали для них гурий. Глава школы называл себя тенью Аллаха. Но толковый ученик заметил в «раю» неполадки: гурии были не молоды, от них пахло потом. Однако руководитель сказал ему, что это только тень рая, а в раю все будет хорошо. Но ученик ему не поверил, сам во всем разобрался и сбежал, поняв, что в случае чего, он и сам сможет изготовить гашиш из конопли. В рассказе со знанием дела описываются эффекты от приема гашиша. В конце приведены пародийные комментарии суфия, историка, культуролога и нарколога. Но комментарий суфия мне показался вполне разумным: он пишет, что Всевышний не отбрасывает тени.

Вот, собственно, и все. Думайте сами: читать или не читать. Пересказать неповторимую пелевинскую интонацию, мелкие приколы, саркастические выражения - то, ради чего его читают - невозможно, но в основном, я все осветила.

UPD. Так как, к моему удивлению, этот пост продолжают активно читать, в том числе и новые читатели, не знакомые с предыдущими постами, то освещу имевшиеся разногласия с правообладателями.

Перебранка ранее была не с издательством, автором или их агентами, а с неким коммерческим интернет-проектом, платной электронной библиотекой, не уполномоченной представлять правообладателей. После того, как мной был для ознакомления выложен некий фрагмент из новой, еще официально не продающейся, но уже лежащей на лотках книги Пелевина, мне по электронной почте поступило корректное письмо от уважаемого издательства ЭКСМО, которое просило удалить выложенный фрагмент и не выкладывать его на сайтах. Я, как человек, уважающий коммерческие интересы издательства, так и поступил - немедленно убрал текст из блога и не выкладывал на сайтах.

Обращаю внимание на то, что в письме не содержались формулировки о нежелательности распространения имеющегося фрагмента иными способами.

Иных писем от правообладателей с другими просьбами мне пока не поступало.

UPD2 Так как этот пост, к моему удивлению, продолжают читать любители творчества Пелевина, то даю объявление.

Как было сказано ранее, в тот день мы с женой на одном и том же лотке купили 2 экземпляра еще не вышедшей книги Пелевина. После того, как мы созвонились и узнали о дубле, я подарил на работе свой экземпляр. Но сегодня его, прочитав, вернули.

Ау, москвичи! Готов подарить книгу еще не вышедшего Пелевина. Возможное время и место передачи - среда или четверг, примерно 12 дня, одна из центральных станций. Если кто-то выразит согласие, готов сказать точное время и место.

Скопировано на автоном - http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=128

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up