Окончание. Начало
http://uborshizzza.livejournal.com/3256534.html В следующем воплощении Симэнь Нао родился поросенком. Вначале он был страшно возмущен таким падением и даже хотел скорее умереть, но потом решил стать царем свиней. Для этого поросенок Симэнь ел в три горла, рос быстрее всех, и добился того, что его решили сделать производителем.
Эта часть романа, пожалуй, самая сатирическая и фантасмагорическая.
Действие происходит в 70-е годы. Свиноводство было объявлено приоритетной отраслью народного хозяйства, чем хряк Симэнь очень гордился. Никогда еще к свиньям так не относились: каждая свинья была объявлена снарядом, направленным в сторону империалистов. В деревню привезли генератор, который снабжал электричеством исключительно свинарник. А ухаживала за свиньями урожденная Бай. Симэнь с грустью обнаружил, что ее прекрасные зубы пожелтели и расшатались, потому что она все эти годы питалась самой грубой пищей. Жизнь свиньи была хороша: ничего не делай, только ешь да толстей. Поросенок любил смотреть на закат и мечтал, чтобы устроили праздник любования цветущими абрикосами, которыми славилась их деревня. Когда он был человеком, ему некогда было смотреть на природу.
Смешно показано Большое совещание 1972 года по развитию свиноводства, проходящее в деревне. К совещанию поставили спектакль, где дети изображали поросят, а самих свиней раскрасили иероглифами. Хряк Симэнь даже залез на дерево, чтобы окончательно поразить прибывшее в Симэньтунь высокое начальство.
По поводу совещания для жителей деревни поставили угощение в виде водички со сладким сиропом, и это было огромной радостью, так как сахар люди прочти не видели.
Придумал шоу Симэнь Цзиньлунь, за что его восстановили в правах. Деревня была объявлена образцом свиноводства, но вот беда - корм свиньям не заготовили, и зимой от голода сдохли 600 свиней, хорошо еще, что Симэнь Цзиньлунь догадался кормить животных мясом их умерших сородичей. Еще через несколько лет свиньи заболели какой-то болезнью и большей частью передохли.
А в жизни людей происходили изменения. Симэнь Цзиньлунь крутил любовь сразу с двумя близняшками, а его младший брат от ревности буквально помешался. Чтобы прекратить это безобразие коммуна решила женить Симэнь Цзиньлуня на Хуан Хучжу с ее прекрасными волосами, а Лань Цзефаня - на ее сестре Хуан Хэцзо. Но он-то
любил Хучжу!
Симэнь Баофэн ранее тоже вышла замуж, за учителя, хотя сохла по одному городскому певцу. Но Чан Тяньхун был для нее птицей слишком высокого полета - он женился на Пан Канмэй, дочери директора хлопкоперерабатывающей фабрики Пан Ху, которой когда-то помогли появиться на свет Лань Лунь и осел Симэнь.
На свадьбе гуляла вся деревня. На столе стояли только хворост, редька и суррогатный алкоголь - и это было очень круто. Начальство из города - Пан Ху, прибывший на комсомольскую свадьбу, подарил молодым первый в деревне радиоприемник. И это 1976 год! По этому приемнику они узнали, что Мао Цзэдун умер. Горе сельчан было безмерным.
В это время хряк сбежал (он убил одного вредного старика, который пытался его охолостить, так как обожал жаренные яйца животных) и стал жить с дикими свиньями на заросшем камышом островке посередине реки. Жили они там очень весело, пока на свиней не устроили охоту. Но они не дали себя в обиду: животные нарочно катались в глине, сделав себе таким образом что-то вроде панциря, залезли на деревья и атаковали первыми. Люди сбежали, но потом вернулись с огнеметами. Но хряк Симэнь в вошедшей в местный эпос битве не участвовал - он к тому времени ушел из стада и жил сам по себе.
Симэнь тайно пробирался в деревню и дивился произошедшим изменениям. Провели электричество, появились автомобили и трактора, в его бывшей усадьбе его бывшая наложница У Цюсян устроила небольшое кафе во дворе. Коммуну распустили. Единоличник Лань Лунь перестал быть дивным дивом - опять все стали единоличники.
Врагов народа, в том числе и урожденную Бай, помиловали.
Всему этому был не рад бывший староста и пламенный революционер Хун Тайюэ. Он пил, буянил, писал доносы и кляузы в ЦК, но на него никто не обращал внимания. Как-то вечером он отправил к урожденной Бай, к которой, оказывается, был неравнодушен. Она тоже все эти годы жила одна.
Но только они занялись любовью, как на них напал охваченный приступом ревности хряк Симэнь - он за ними подглядывал. И хряк откусил революционеру яйца! А урожденная Бай повесилась. Видимо, от стыда. Ее похоронили на полоске Лань Луня, а Симэнь Цзиньлунь поставил на этой могиле плиту с именем урожденной Бай и своего отца Симэнь Нао, хотя тело последнего в свое время съели собаки.
Молодежь делала карьеру. Так Лань Цзефань стал работать на хлопкоперерабатвающей фабрике, а ее директор, друг семьи Пан Ху помог ему выбиться в люди. Он устроил его в лабораторию и не уволил через 2 месяца, как других сезонных рабочих. Потом порекомендовал его в уездный торгово-закупочный кооператив.
Дочь Пан Ху хорошо продвигалась по партийной линии. Одно время она была секретарем партийной ячейки деревни Симэньтунь. В это время она стала тайной любовницей Симэнь Цзиньлуня и родила от него дочь - Пан Фэнхуан. Девочка считалась дочерью певца, но хряк Симэнь знал, что это его внучка.
А детей от жены у Симэнь Цзиньлуня не получалось. В конце концов они взяли приемного ребенка. Хуан Хучжу даже имитировала беременность, но вся деревня была в курсе, что мальчик появился от связи 2-х школьников. Его назвали Симэнь Хуань.
У Ланя Цзефана и Хуан Хэцзо родился сын Лань Кайфан. Он жил в деревне у дедушки и бабушки.
Был сын и у Симэнь Баофэн.
И вот зимой эти дети играли на льду реки. Лед провалился, они стали тонуть. Хряк Симэнь, находящийся неподалеку, услышал крики о помощи, кинулся в полынью и вытолкнул детей на лед. Сама же героическая свинья погибла. Хряка похоронили рядом с ослом и быком на земле Лань Луня.
В четвертом воплощении Симэнь Нао был собакой. Он родился у суки Лань Луня. Дед раздал щенков внукам. Так пес Симэнь достался Лань Кайфану и поселился с ним в городе, где отец его маленького хозяина работал заместителем начальника уезда.
Эта часть романа посвящена большой любви и по контрасту с предыдущей является почти романтической. Ее рассказывают по очереди большеголовый ребенок (он вспоминает, как жил в облике разных животных) и сам Лань Цзефан.
80-е и 90-е годы читатель увидит глазами собаки. Из деревни в город Гаоми пса везли на старом «Мерседесе» его дяди. Дорога была не слишком хорошей, но раньше и такой не видели. Симэнь Цзиньлунь извинялся, что машина старая и обещал с следующий раз подвести на новой. У Ланя Цзефаня своей машины не было, но по службе ему был положен автомобиль с шофером.
Лань Цзефань жил в просторном доме с садом. Но в большинстве домов не было канализации. Люди выносили нечистоты к реке и сливали туда. Когда начинался ливень, у них был праздник - дождь позволял смыть всю грязь и содержимое уборной на улицы, лежащие ниже.
Зато собака питалась одними деликатесами - Ланю Цзефану давали взятки исключительно продуктами. На хорошей еде пес вырос громадным, что позволило ему занять ведущее положение среди городских собак. Он стал их председателем. По ночам в воскресенье собаки устраивали собрания на главной площади города. В торжественной части Симэнь сообщал новости: кто из собак умер, кто родил, а потом они ели сосиски, пили пиво, совокуплялись - в общем прекрасно проводили время.
По будням пес Симэнь сопровождал Кайфана в школу и из школы. В городе крали детей богатых людей и чиновников и требовали за них выкуп.
Мать Кайфана работала в кооперативе, где изготовляли хворост. Тоже странно для нас.
Все ее тело пропиталось запахами жаренного хвороста, и муж не хотел с ней спать. Он и женился на ней без любви. Она же была женщина очень упрямая и своевольная.
Когда псу было лет десять, глава семьи влюбился в девушку, младше себя на 20 лет. Девушка отвечала ему взаимностью. Жена же ни за что не хотела давать развод. Это был большой скандал, усугубляемый тем, что девушку звали Пан Чуньмяо, т.е. она - младшая сестра секретаря уездного комитета Пан Канмэй и дочь председателя комитета хлопкоперерабатывающей фабрики Пан Ху.
К этому времени Пан Канмэй стала очень важной персоной. Она разъезжала на лимузине, ее сопровождали телохранители. Канмэй носила драгоценности, которые выдавала за бижутерию, но у людей есть глаза. Говорили, что у нее целое ведро драгоценностей. С братом влюбленного Ланя Цзефаня ее связывали многолетние интимные и деловые отношения. Вместе они пробили превращение деревни Симэньтунь в туристическую зону. Замысел был в том, чтобы восстановить свинарники, вышку и ставить пропагандистские спектакли маоистских времен. Бред, конечно, но у них получилось (Разумеется, такой зоны не существует - это сатира).
Цзиньлуня назначили секретарем парторганизации и председателем совета директоров особой туристической зоны. Симэнь Цзиньлунь сделался очень богатым человеком.
Дети Пан Канмэй и Сименя Цзиньлуня являлись представителями золотой молодежи уезда: «золотой мальчик» и «яшмовая девочка». Они сорили деньгами, носили брендовую одежду и пр.
Вся семья, включая старика Лань Луня и Инчунь, тещу и тестя, набросилась на Ланя Цзефаня и Пан Чуньмяо. Отец дал ему пощечину и прогнал вон, Пан Канмэй наняла костоломов, которые его сильно избили, сын бросал в него грязью, племянница облила Чуньмяо краской и обзывала «тетушка - драные туфли», что значит «проститутка». Но ничего не помогло. Лань Лунь ушел с работы, его исключили из партии. Влюбленные уехали на другой край страны.
Пес Симэнь остался с Кайфаном. Он постарел и уступил свою роль председателя собак другой большой черной овчарке. На собачьи собрания он больше не ходил. Но однажды его пригласили: «Приходи, будет что-то необыкновенное». Он пришел - никого нет. Вдруг разом со всех сторон сбежались собаки, постояли минуту и разбежались. «Что это такое?» - «Ты, что! Это же самое модное - флешмоб!». Симэню не понравилось: он счел, что когда собаки собирались есть сосиски и пить пиво, было веселее.
Лань Лунь не смог приехать на похороны матери, так как ему никто о них не сообщил. Зато там присутствовал пес Симэнь. Он отметил, как расцвела деревня. В 80-х годах всем построили одинаковые дома, а к 1997 году их решили снести и построить новые, получше. Все вокруг засадили прекрасными деревьями и цветами. Шоссе стало восьмиполосным. Но не всем это нравилось: кое-кто считал это отступлением от принципов марксизма-ленинизма-маоизма.
На похоронах произошла трагедия: совершенно спятивший бывший революционер Хун Тайюэ взорвал себя и Симэня Цзиньлуня. При этом он успел спеть: «С интернационалом восстанет род людской».
Вскоре выяснилось, что деньги, данные на развитие туристической зоны, он растранжирил. Потом арестовали и расстреляли за коррупцию Пан Канмэй.
Жена Цзефаня заболела раком и умерла. Перед смертью она простила мужа и пожалела, что испортила ему карьеру. В самом деле, жили же раньше жены и наложницы рядом, и никто не страдал.
Свои последние дни пес Симэнь провел в деревне вместе с Лань Лунем. Их и похоронили рядом.
Последнюю часть романа рассказывает сам Мо Янь, который является одним из герое книги. Он приходился дальней родней Симэнь Нао, дружил с его сыном и с Ланем Цзефанем. Мо Янь не раз упоминается в романе в воспоминаниях животных, которые зовут его «негодником» и ругают за любовь к вранью.
Именно Мо Янь приютил Ланя Цзефаня и дал ему работу в редакции журнала, где сам был главным редактором.
Сын Цзефаня Кайфан устроился в полицию и стал заместителем начальника привокзального полицейского участка.
Цзефань и Чуньмяо, наконец, поженились. Чуньмяо забеременела, но на улице ее сбил автомобиль.
Вначале Цзефань был безутешен, но потом сын устроил его брак со своей тетей, Хуан Хучжу, женщиной с волшебными волосами, в которую Цзефань был влюблен с детства. А давно овдовевшая Симэнь Баофэн сочеталась браком с оставшемся без жены- коррупционерки певцом, о котором она так мечтала в юности.
Вроде бы, у старшего поколения к 2000 году жизнь наладилась.
А молодые продолжали страдать. Дети Симэнь Цзиньлуня и Пан Камвей после смерти родителей уехали из города. Говорили, что они эмигрировали, говорили, что они стали наркоманами и умерли от передоза. Но Пан Фэнхуан и Симэнь Хуань вдруг объявились на вокзале вместе с обезьяной и стали устраивать представления. Люди повалили смотреть во что превратилась бывшая «золотая молодежь». Нечего и говорить, что обезьяной был перерожденный Симэнь Нао. Лань Кайфан по закону должен был прекратить эти выступления, но он не мог, потому что всегда любил Пан Фэнхуан. Далее роман сворачивает на дорожку индийских фильмов.
Симэнь Хуаня убил пьяный гопник. Из-за этого Пан Фэнхуань впала в депрессию Еще бы! За пару лет она потеряла мать, положение в обществе, а теперь еще и товарища по несчастью. Вместе с обезьяной девушка поселилась в убогой гостинице, а Кайфан каждый день носил к ее двери цветы. Она его гнала, а потом сказала, что выйдет за него замуж, если он сделает свое лицо белым. Кайфан занял денег и лег на косметическую операцию, где ему убрали синее родимое пятно и сделали пересадку кожи. Когда он через несколько месяцев явился к девушке с новым лицом, она сдалась. Кайфан поехал в деревню к отцу, чтобы сообщить о свадьбе. Но отец и тетка рассказали ему, что у него и Фэнхуань общая бабушка. Тут он сошел с ума, содрал новую кожу, застрелил обезьяну и застрелился сам. Его и обезьяну похоронили рядом со всей родней в деревне. Фэнхуань исчезла.
А под новый 2001 год Лань Цзефаню позвонили и сказали, что его невестка рожает в каком-то подвале. Они с женой приехали туда, но Фэнхуань при них умерла, оставив им младенца. Лань Цяньсуй - новое перерождение Симэнь Нао, рос у деда в деревне в старой помещичьей усадьбе. Напомню, что мальчик был болен гемофилией. Он живет, пока Хуан Хучжу поит его отваром из пепла своих сожженных волшебных волос - это снадобье прекращает кровотечение. В пять лет необычный ребенок стал вспоминать свое прошлое. Круг времени замкнулся.
Когда я читала роман, то все время сравнивала жизнь в Китае с нашей. СССР и Китай в 1976 году - небо и земля. Мы - развитая страна, а они - крестьянская, бедная. Почему социалистический строй принес Китаю одни страдания? Жили в нищете, голодали, убивали и мучили друг друга, семьи распадались, дети шли против отцов, братья против братьев. Все их начинания терпели крах. А через 30 лет восстали из пепла. Очень быстро стали развиваться, богатеть. В романе задают вопрос, зачем убивали богатых, зачем делали революцию? Ответ на это тот, что главная цель Мао Цзэдуна была благосостояние граждан, но режим Чан Кайши не давал им развиваться. Поэтому его и пришлось уничтожить. Ответ этот глумливый, но другого нет.
И посмотрите: чиновники - некомпетентные люди, как и нас, они воруют, берут взятки, но это не мешает развитию. Почему же их богатеи не разоряют страну, а наши разоряют? Потому что рыночное хозяйство сочетается с плановым, а компартия продолжает держать власть и не дает чиновникам и миллиардерам жить в свое удовольствие?
Конечно, их крестьянин - очень работящий. Примером может служить Лань Лунь, которого никто не видел праздным. Но ведь и пустых людей достаточно.
Может быть, их проблемы еще впереди?
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)